Судья Сосновская О.А. Дело № 12-791/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ханты-Мансийск дело № 7-54/2019 06 февраля 2019 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Першаков Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 Валентины Владими-ровны на решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.12.2018, принятое по жалобе на вынесенное в отношении ФИО1 постановление по делу об административном право-нарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Феде-рации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Службы контроля Ханты-Ман-сийского автономного округа - Югры от 19.10.2018, оставленным без изменения решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского авто-номного округа - Югры от 06.12.2018, должностное лицо – начальник отдела финансового обеспечения и контроля организационно-контрольного управления Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ФИО1 признана виновной в совершении административного право-нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Феде-рации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 10000 рублей.
ФИО1 обратилась в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с жалобой, в которой просит указанные выше постановление должностного лица и решение судьи отменить как незаконные, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование заявленных требований ФИО1 указывает, что она не является субъектом вменённого ей административного правонарушения.
В судебном заседании ФИО1 и её защитник Толмачев А.В. поданную жалобу поддержали.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, нахожу основания для её удовлетворения.
Частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в данном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отноше-нии лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполня-ющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, госу-дарственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Основы бюджетного процесса в Российской Федерации, в том числе осно-вания и порядок предоставления бюджетных ассигнований, включая субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Под термином «Главный распорядитель бюджетных средств» понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления го-сударственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образо-вания, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре рас-ходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) по-лучателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации
в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федера-ции могут предусматриваться субсидии некоммерческим организациям, не являю-щимся государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок определения объёма и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего испол-нительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или нормативными правовыми актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из оспариваемого ФИО1 постановления следует, что проведённой контролирующим административным органом проверкой в отношении Депар-тамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – Департамент) установлено нарушение порядка предоставления из бюджета автономного округа Фонду «Центр координации поддержки экспортно-ориентиро-ванных субъектов малого и среднего предпринимательства Югры» субсидии в рамках реализации мероприятий соответствующей государственной программы, утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 № 419-п. Согласно данному акту предоставление указанной субсидии осуществлял Департамент, до которого, как до получателя бюджетных средств, были доведены лимиты бюджетных обязательств на пре-доставление субсидий на соответствующий финансовый год в пределах бюджет-ных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете автономного округа на реализацию предусмотренных субсидируемых мероприятий. При этом в вину ФИО1, как начальнику отдела финансового обеспечения и контроля организационно-контрольного управления Департамента было вменено то, что субсидия Фонду «Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Югры» была предоставлена Департаментом в нарушение пункта 5 Порядка предоставления субсидии (При-ложение 4 к государственной программе, утверждённой постановлением Прави-тельства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 № 419-п) и пунктов 3.2, 4.1.1, 4.1.3 Соглашения № 42 о предоставлении субсидии, заключён-ного между Департаментом и Фондом – при направлении Фондом 17.11.2017 в Департамент расчётного документа, в котором отсутствовало указание на денеж-ное обязательство Фонда, на финансовое обеспечение которого предоставлялась субсидия.
Таким образом, в рассматриваемых правоотношениях Департамент являлся главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию.
Положением о Департаменте экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (утверждено постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2012 №214-п) предусмотрено, что Департамент обладает правами юридического лица, имеет обособленное иму-щество в оперативном управлении, бюджетную смету и лицевые счета, откры-ваемые в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, возглавляется директором Департамента - заместителем Губернатора автономного округа, назначаемого на должность и освобождаемого от должности Губернатором автономного округа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и автономного округа. Директор осуществляет руководство деятель-ностью Департамента, несет персональную ответственность за обеспечение испол-нения полномочий Департамента, действует от имени Департамента без доверен-ности. В период временного отсутствия директора его полномочия по руковод-ству деятельностью Департамента исполняет один из заместителей директора в соответствии с правовым актом Департамента.
Анализ вышеприведённых актов с учётом обстоятельств рассматриваемого дела позволяет прийти к выводу, что властно-распорядительными полномочиями по предоставлению субсидии был наделён директор Департамента как единолич-ный исполнительный орган данного юридического лица - главного распорядителя бюджетных средств. В отсутствие директора Департамента эти полномочия мог осуществлять один из его заместителей в соответствии с отдельным правовым актом Департамента.
Из материалов дела не следует, что ФИО1, состоя в должности руко-водителя структурного подразделения Департамента, была наделена указанными выше полномочиями. В рассматриваемом случае не выполнение либо ненадлежа-щее выполнение вменённых ей должностных обязанностей начальника отдела финансового обеспечения и контроля организационно-контрольного управления Департамента, связанных с обработкой (проверкой) бухгалтерских и иных финан-совых документов, в том числе касающихся предоставляемых Департаментом субсидий, может влечь, при наличии к тому оснований, лишь дисциплинарную ответственность работника.
Изложенное свидетельствует о том, что должностное лицо ФИО1 субъектом вменённого ей административного правонарушения не являлась, то есть к административной ответственности по настоящему делу привлечена незаконно, в нарушение требований части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При пересмотре дела в районном суде дан-ное обстоятельство судьёй оставлено без должной правовой оценки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного пра-вонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В связи с отсутствием в действиях (бездействии) ФИО1 состава адми-нистративного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса, с отменой вынесенных в отношении этого лица постанов-ления и решения по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об администра-тивных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Вынесенное 19.10.2018 в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление заместителя руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, принятое 06.12.2018 по жалобе на указанное постановление, отменить.
Производство по настоящему делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Д.А. Першаков