Дело № 12-791/2016
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
26 августа 2016 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Архипова Н.В.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление ----- заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии ФИО3 от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности ------ФИО1,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии ФИО3----- от дата должностное лицо - исполняющий обязанности ------ - столицы Чувашской Республики ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере ------.
Копия постановления получена ФИО1 дата
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 подала на него жалобу, в которой просит отменить постановление по следующим основаниям. Вывод Чувашского УФАС России о ее виновности не соответствует требованиям, установленным ч.4 ст.15 Федерального закона № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 г., так как в ней установлено, что при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1-3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок. Из данного требования видно, что средства из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям выделенные на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности расходуются по Федеральному закону № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 г.. В связи с тем, что в ст.15 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ речь идет о бюджетных средствах, при определении капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности следует руководствоваться Бюджетным кодексом Российской Федерации. Одновременно со вступлением в силу ст.15 Закона № 44-ФЗ, с 01 января 2014 г. вступила в силу ст.78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также внесены изменения в ст.79 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В этих статьях закреплено, что капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности осуществляются только в целях: 1) строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения); 2) приобретения строительства объектов капитального строительства. В бухгалтерском учете автономных учреждений операции со средствами субсидий на осуществление капитальных вложений в соответствии со ст.78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации отражаются в соответствии с п.21 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от дата-----н, где расходование со средствами субсидий на осуществление капитальных вложений осуществляется по коду финансового обеспечения (КФО) 6. Из пункта 4.4 договора, заключенного между ------ и ООО «------» ----- от дата оплата услуг производится заказчиком в размере ------ за счет субсидий на иные цели, в размере ------ за счет внебюджетных средств. Оплата за счет субсидий на иные цели в соответствии с п.21 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от дата-----н осуществляется по ------ и за счет внебюджетных средств в соответствии с той же Инструкцией осуществляется по КФО-2, следовательно, закупка на оказание услуги по установке и оформлению искусственной новогодней ели не подпадает под действие Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и была осуществлена в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В судебное заседание, назначенное на дата, ФИО1 не явилась, о причинах неявки не сообщила. Принимая во внимание, что она была надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, судья приходит к выводу о возможности рассмотрения дела по существу в отсутствие правонарушителя.
Защитники ФИО1 - адвокат Шатохин Г.А., представивший ордер ----- от дата, ФИО2, действующий на основании доверенности от дата, поддержали жалобу по основаниям, изложенным в ней, вновь привели их суду, просили отменить постановление. Дополнительно пояснили следующее. Безусловно, приобретенная по гражданско-правовому договору ----- от дата новогодняя елка не является ни объектом капитального строительства, ни объектом недвижимого имущества. Субсидия, на которую была приобретена новогодняя елка, выделялась по соглашению от дата (на иные цели). Согласно пункту 1.1 гражданско-правового договора ----- от дата заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по установке и оформлению новогодней елки. Таким образом, оплата установки и оформления новогодней елки не является инвестицией по смыслу ст.1 Федерального закона № ФЗ-39.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии ФИО4, действующая на основании доверенности от дата, помощник прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики ФИО7 просили отказать в удовлетворении жалобы, оспариваемое постановление оставить без изменения.
Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч.3 ст.7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке.
------ зарегистрировано по адресу: Чувашская Республика, адрес.
Из Раздела 1 Устава ------ следует, что учреждение создано путем изменения типа муниципального учреждения ------» на основании распоряжения администрации города Чебоксары от дата------р «О создании ------». Учредителем Учреждения является муниципальное образование город Чебоксары. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет управление культуры администрации города Чебоксары. Полномочия собственника имущества Учреждения от имени муниципального образования города Чебоксары осуществляются Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом. Учреждение является некоммерческой организацией.
С дата приказом Управления культуры администрации г.Чебоксары исполнение обязанностей ------ - столицы Чувашской Республики возложено на ФИО1.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики проведена проверка по вопросу правомерности осуществления автономным ------ закупки услуги по установке и оформлению искусственной новогодней ели.
Установлено, что дата между ------ (заказчик) в лице ------ ФИО1, действующей на основании Устава с одной стороны и ООО «------» (исполнитель) в лице генерального директора ФИО8, действующего на основании устава общества с другой стороны на основании Федерального закона от дата № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц», протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от дата заключен гражданско-правовой договор.
В соответствии с п.1.1 и 1.2 Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по установке и оформлению новогодней елки в соответствии со спецификацией (Приложение -----). Общая стоимость оказываемых услуг составляет ------
Таким образом, закупка вышеуказанных услуг ------ в дата г. осуществлена в порядке, установленном Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» за счет средств субсидии из бюджета г.Чебоксары в сумме ------, предоставленной на увеличение стоимости основных средств в рамках реализации муниципальной программы г.Чебоксары «Развитие культуры и туризма» на дата года, а также за счет средств спонсорской помощи в размере ------, путем проведения запроса котировок.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения прокурором Ленинского района г.Чебоксары в отношении должностного лица - ------ ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.32.3 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии ФИО3----- от дата должностное лицо - исполняющий обязанности ------ ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере ------.
Привлекая ФИО1 к административной ответственности, должностное лицо исходило из того, что закупка по установке и оформлению искусственной новогодней ели ------ осуществлена, в том числе за счет средств субсидии, предоставленной в соответствии с Бюджетным кодексом РФ на приобретение основных средств по статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств», то есть на капитальные вложения, размещение заказа на оказание данных услуг должно было осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Однако с указанным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с Положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии автономным учреждениям:
на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества, а также на иные цели (ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (ст.78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования положений ч.1 ст.1 Закона № 44-ФЗ и положений ч.2 ст.1 Закона № 223-ФЗ следует, что указанные законы регулируют правоотношения в области закупки товаров, работ и услуг с различным субъектным составом. При этом случаи применения Закона № 44-ФЗ к правоотношениям в области закупки товаров, работ и услуг с участием автономных учреждений указаны в ч.4 ст.15 указанного закона.
Согласно части 4 ст.15 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 ч.1 ст.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, автономное учреждение руководствуется положениями Закона № 44-ФЗ только в случае предоставления бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности и только в области мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок.
Кроме того, положения ч.4 ст.15 Закона № 44-ФЗ направлены на реализацию норм статей 78.2 и 79 Бюджетного кодекса, регламентирующих порядок осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной или муниципальной собственности. В этой связи в Законе № 44-ФЗ (п.31 ч.1 ст.93) использован установленный Бюджетным кодексом термин «субсидии на осуществление капитальных вложений», определяющий способ финансового обеспечения строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.
При этом, согласно положениям данной статьи правоотношения по закупкам государственного (муниципального) автономного учреждения, источником финансового обеспечения которых является субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, не являются предметом регулирования Закона № 44-ФЗ.
Аналогичные разъяснения приведены в письме Министерства финансов Российской Федерации от дата-----.
Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от дата № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливаются общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров (работ, услуг) автономными учреждениями.
Таким образом, при осуществлении автономным учреждение закупок товаров (работ, услуг):
за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность согласно части 4 статьи 15 Федерального закона № 44-ФЗ распространяются положения указанного Федерального закона;
за счет иных субсидий - распространяются положения Федерального закона № 223-ФЗ.
Из материалов дела следует, что закупка услуги по установке и оформлению искусственной новогодней ели осуществлялась за счет средств бюджета города Чебоксары (код финансового обеспечения «5» Субсидии на иные цели -----) в размере ------, выделенных в соответствии с решением Чебоксарского городского собрания депутатов от дата-----, то есть в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и спонсорских средств (код финансового обеспечения «2» Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения) -----) в размере ------. Субсидия на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности ------» не выделялась.
Указанное обстоятельство подтверждается письмом Финансового управления администрации города Чебоксары Чувашской Республики от дата-----, согласно которому в соответствии с решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата----- «О бюджете муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период дата годов» управление культуры администрации города Чебоксары является главным администратором бюджетных средств. Согласно разделу XVII Решения ЧГСД от дата----- из бюджета города Чебоксары бюджетным и автономным учреждениям города Чебоксары предоставляются субсидии в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. На основании соглашений от дата о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг и субсидий на иные цели, заключенными между Управлением культуры администрации города Чебоксары и автономным учреждением «Творческий город», размер и условия предоставления субсидий определяет учредитель - управление культуры администрации города Чебоксары.
Как было указано выше, согласно положения части 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ правоотношения по закупкам государственного (муниципального) автономного учреждения, источником финансового обеспечения которых является субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, не являются предметом регулирования Закона № 44-ФЗ.
В силу пункта 1 ст.78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее в настоящей главе - капитальные вложения в объект государственной (муниципальной) собственности) с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений и предприятий, или уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно ст.1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами (п.1 ст.3 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»).
Установка и оформление новогодней ели не является ни капитальным вложением в объекты капитального строительства, ни объектом недвижимого имущества.
Исследовав и оценив в совокупности имеющиеся письменные доказательства, изложенные выше, судья приходит к выводу, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следовательно, постановление ----- заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии ФИО3 от дата, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление ----- заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии ФИО3 от дата, которым исполняющий обязанности ------ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере ------, отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Н.В. Архипова
Мотивированное решение составлено 30 августа 2016 г.