ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-791/2022 от 29.09.2022 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 12-791/2022

66RS0001-01-2022-007393-78

РЕШЕНИЕ

29 сентября 2022 года город Екатеринбург

Судья Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области Гейгер Е.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 01 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 01 июля 2022 года заместителю главного инженера – начальнику службы перспективного развития производственного объединения «Центральные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» ФИО1 по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе ФИО1 просит отменить постановление с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в своих действиях вины в совершении административного правонарушения, поскольку при исполнении своей трудовой функции он руководствовался Регламентом РГ «Разработка, согласование и утверждение технических условий на технологическое присоединение электроустановок юридических и физических лиц к электросетевому комплексу ОАО «МРСК Урала» и ДО», введенным в действие приказом генерального директора ОАО МРСК «Урала» от 06 ноября 2020 года, при этом в его (ФИО1) трудовую функцию не входят обязанности по отслеживанию актуальности нормативных документов, регулирующих деятельность сетевой компании и внесение в них необходимых изменений.

В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО1, а также защитник Комарова Э.Ю., допущенная к участию в деле на основании устного ходатайства, доводы жалобы поддержали, просили удовлетворить доводы жалобы в полном объеме, также указали, что по факту неразмещения в личном кабинете <ФИО>5 технических условий, содержащих срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, постановлением от 30 июня 2022 года к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечен директор производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» <ФИО>4

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав ФИО1, защитника Комарову Э.Ю., прихожу к следующему выводу.

Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определены Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее по тексту Правила № 861).

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением (пункт 6 Правил № 861).

Как следует из материалов дела, что <ФИО>5 в ОАО «МРСК Урала» была подана заявка от 18 июня 2021 года на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

В ответ на заявку от 18 июня 2021 года сетевая организация направила (посредством размещения в личном кабинете потребителя на портале): счет на оплату технологического присоединения к электрическим сетям от 01 июля 2021 года, технические условия .

Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям между ОАО «МРС Урала» и <ФИО>5 заключен 02 июля 2021 года, что подтверждается чеком об операции оплаты ПАО «Сбербанк» от 02 июля 2021 года.

Одними из существенных условий договора, в соответствии с пунктом 16 Правил № 861, является перечень мероприятий по технологическому присоединению; срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению.

Перечень мероприятий по технологическому присоединению определяется в технических условиях, что следует из подпункта «а» пункта 16 Правил № 861.

ФИО2 относится к категории заявителей, предусмотренных пунктом 14 Правил № 861 (технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику).

В отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил № 861, положения разделов I, II и DC Правил № 861 применяются, если разделом X Правил № 861 (пункты с 103 по 113) не установлено иное.

В соответствии с пунктом 105 раздела X Правил № 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил № 861, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 Правил № 861;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) Правил № 861, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» п. 9 Правил № 861 (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

Согласно представленным данным из личного кабинета заявителя, сетевая организация не разместила в личном кабинете заявителя условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами № 861 для соответствующей категории заявителей, а технические условия, которые были размещены в личном кабинете заявителя, не содержат срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, как это предусмотрено пунктом 105 Правил № 861.

Следовательно, в нарушение пункта 105 Правил № 861 ОАО «МРСК Урала» в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки от 18 июня 2021 года на технологическое присоединение не разместило в личном кабинете <ФИО>5 условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами № 861 для соответствующей категории заявителей, технические условия, содержащие также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации. Последний день срока для размещения – 03 июля 2021 года.

По факту выявленного нарушения должностным лицом УФАС по Свердловской области в отношении заместителя главного инженера – начальника СПР ПО «Центральные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Вместе с тем, исходя из положений статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются, в частности, событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Как следует из трудового договора от 01 августа 2013 года, ФИО1 является начальником службы перспективного развития производственного объединения «Центральные электрические сети».

Деятельность службы перспективного развития регулируется положением от 10 сентября 2018 года о службе перспективного развития, основными функциями которой являются, в том числе подготовка предложений для включения в технических условий на технологическое присоединение электроустановок потребителей по договорам, заключаемым в ИА филиала; организация процесса подготовки и согласования технических условий к договорам а переустройство объектов недвижимости ПО ЦЭС, в соответствии с регламентом, переустройство объектом ОАО «МРСК Урала», осуществляемое по инициативе третьих ли; согласование вновь разрабатываемых технических условий и технических заданий на проектирование на предмет соответствия инновационной политике.

На основании вышеизложенного, прихожу к выводу, что доводы ФИО1 об отсутствии у него возможности внесения изменений в технические условия, являющиеся типовыми, подлежат отклонению как необоснованные.

Вместе с тем, постановлением заместителя УФАС России по Свердловской области от 30 июня 2022 года директор производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» <ФИО>4 привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе за неразмещение в личном кабинете <ФИО>5 в десятидневный срок технических условий, содержащих срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица по делу об административном правонарушении нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях должностного лица ФИО1 состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 01 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя главного инженера – начальника службы перспективного развития производственного объединения «Центральные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга.

Судья Е.Ф. Гейгер