Дело № 12-791/2022
66RS0001-01-2022-007393-78
РЕШЕНИЕ
29 сентября 2022 года город Екатеринбург
Судья Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области Гейгер Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 01 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 01 июля 2022 года заместителю главного инженера – начальнику службы перспективного развития производственного объединения «Центральные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» ФИО1 по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе ФИО1 просит отменить постановление с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в своих действиях вины в совершении административного правонарушения, поскольку при исполнении своей трудовой функции он руководствовался Регламентом РГ № «Разработка, согласование и утверждение технических условий на технологическое присоединение электроустановок юридических и физических лиц к электросетевому комплексу ОАО «МРСК Урала» и ДО», введенным в действие приказом генерального директора ОАО МРСК «Урала» № от 06 ноября 2020 года, при этом в его (ФИО1) трудовую функцию не входят обязанности по отслеживанию актуальности нормативных документов, регулирующих деятельность сетевой компании и внесение в них необходимых изменений.
В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО1, а также защитник Комарова Э.Ю., допущенная к участию в деле на основании устного ходатайства, доводы жалобы поддержали, просили удовлетворить доводы жалобы в полном объеме, также указали, что по факту неразмещения в личном кабинете <ФИО>5 технических условий, содержащих срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, постановлением от 30 июня 2022 года к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечен директор производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» <ФИО>4
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав ФИО1, защитника Комарову Э.Ю., прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определены Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее по тексту Правила № 861).
В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением (пункт 6 Правил № 861).
Как следует из материалов дела, что <ФИО>5 в ОАО «МРСК Урала» была подана заявка № от 18 июня 2021 года на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
В ответ на заявку № от 18 июня 2021 года сетевая организация направила (посредством размещения в личном кабинете потребителя на портале): счет на оплату технологического присоединения к электрическим сетям № от 01 июля 2021 года, технические условия №.
Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям между ОАО «МРС Урала» и <ФИО>5 заключен 02 июля 2021 года, что подтверждается чеком об операции оплаты ПАО «Сбербанк» № от 02 июля 2021 года.
Одними из существенных условий договора, в соответствии с пунктом 16 Правил № 861, является перечень мероприятий по технологическому присоединению; срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Перечень мероприятий по технологическому присоединению определяется в технических условиях, что следует из подпункта «а» пункта 16 Правил № 861.
ФИО2 относится к категории заявителей, предусмотренных пунктом 14 Правил № 861 (технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику).
В отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил № 861, положения разделов I, II и DC Правил № 861 применяются, если разделом X Правил № 861 (пункты с 103 по 113) не установлено иное.
В соответствии с пунктом 105 раздела X Правил № 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил № 861, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):
условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;
счет, предусмотренный пунктом 103 Правил № 861;
технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) Правил № 861, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» п. 9 Правил № 861 (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);
инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
Согласно представленным данным из личного кабинета заявителя, сетевая организация не разместила в личном кабинете заявителя условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами № 861 для соответствующей категории заявителей, а технические условия, которые были размещены в личном кабинете заявителя, не содержат срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, как это предусмотрено пунктом 105 Правил № 861.
Следовательно, в нарушение пункта 105 Правил № 861 ОАО «МРСК Урала» в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки от 18 июня 2021 года на технологическое присоединение не разместило в личном кабинете <ФИО>5 условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами № 861 для соответствующей категории заявителей, технические условия, содержащие также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации. Последний день срока для размещения – 03 июля 2021 года.
По факту выявленного нарушения должностным лицом УФАС по Свердловской области в отношении заместителя главного инженера – начальника СПР ПО «Центральные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Вместе с тем, исходя из положений статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются, в частности, событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Как следует из трудового договора № от 01 августа 2013 года, ФИО1 является начальником службы перспективного развития производственного объединения «Центральные электрические сети».
Деятельность службы перспективного развития регулируется положением № от 10 сентября 2018 года о службе перспективного развития, основными функциями которой являются, в том числе подготовка предложений для включения в технических условий на технологическое присоединение электроустановок потребителей по договорам, заключаемым в ИА филиала; организация процесса подготовки и согласования технических условий к договорам а переустройство объектов недвижимости ПО ЦЭС, в соответствии с регламентом, переустройство объектом ОАО «МРСК Урала», осуществляемое по инициативе третьих ли; согласование вновь разрабатываемых технических условий и технических заданий на проектирование на предмет соответствия инновационной политике.
На основании вышеизложенного, прихожу к выводу, что доводы ФИО1 об отсутствии у него возможности внесения изменений в технические условия, являющиеся типовыми, подлежат отклонению как необоснованные.
Вместе с тем, постановлением заместителя УФАС России по Свердловской области от 30 июня 2022 года директор производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» <ФИО>4 привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе за неразмещение в личном кабинете <ФИО>5 в десятидневный срок технических условий, содержащих срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица по делу об административном правонарушении нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях должностного лица ФИО1 состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 01 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя главного инженера – начальника службы перспективного развития производственного объединения «Центральные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга.
Судья Е.Ф. Гейгер