ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-793/2032-2020КУ от 04.03.2021 Курского областного суда (Курская область)

Судья Дмитричева В.М. Дело № 21-69-АК-2021

46RS0030-01-2020-010150-50

№ 12-793/32-2020КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДР Е Ш Е Н И Е

04 марта 2021 года г. Курск

Судья Курского областного суда Ягерь Е.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области Комитета природных ресурсов Курской области Пахомова А.А. на решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 25 декабря 2020 года, которым отменено постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области Пахомова А.А. № 317/05/20 от 07.10.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении АО «КОНТИ-РУС»,

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области Комитета природных ресурсов Курской области Пахомова А.А. № 317/05/20 от 07.10.2020 года Акционерное Общество «КОНТИ-РУС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Курска от 25 декабря 2020 г. постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление.

В жалобе государственный инспектор в области охраны окружающей среды Курской области Комитета природных ресурсов Курской области Пахомов А.А. просит об отмене решения судьи Ленинского районного суда г. Курска от 25 декабря 2020 года, ссылаясь на его незаконность, необоснованность, наличие правовых оснований для привлечения АО «КОНТИ-РУС» к административной ответственности.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области Комитета природных ресурсов Курской области Пахомова А.А., поддержавшего доводы жалобы, защитников АО «КОНТИ-РУС» Горевого Е.Д., Берлова К.Д., возражавших против удовлетворения жалобы, нахожу решение судьи подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 05.10.2020 года должностным лицом государственным инспектором в области охраны окружающей среды Курской области Комитета природных ресурсов Курской области Пахомовым А.А. составлен протокол об административном правонарушении в отношении АО «КОНТИ-РУС» по ст.8.1 КоАП РФ, за то, что 05 октября 2020 г. в 11 час. 20 мин. по адресу: <адрес> в ходе ознакомления с протоколом отбора проб (дата отбора 20.09.2020г.) АО «КОНТИ-РУС» установлено, что в результате производственной деятельности, у предприятия Акционерное Общество «КОНТИ-РУС» образуются сточные, канализационные воды, которые сбрасываются в централизованную систему водоотведения по адресу: <адрес> (контрольный колодец - старый корпус). В соответствии с единым договором холодного водоснабжения и водоотведения №7 от 01.04.2017г. МУП «Курскводоканал» осуществляет отбор проб сбрасываемых сточных вод, для контроля за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов абонентов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод. В представленных протоколах отобранных проб, присутствует превышение предельно допустимых концентрации вредных загрязняющих веществ, в сточных водах, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения.

Должностное лицо Комитета природных ресурсов Курской области, установив указанные обстоятельства, пришло к выводу о том, что Акционерное Общество «КОНТИ-РУС» осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованную систему водоотведения, с превышением предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ, что является нарушением Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О водоснабжении и водоотведении» и Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в связи с чем Акционерное Общество «КОНТИ-РУС» было привлечено к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Принимая решение об отмене постановления должностного лица и прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «КОНТИ-РУС», судья районного суда пришел к обоснованному выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление по тем основаниям, что протокол об административном правонарушении по настоящему делу составлен неуполномоченным должностным лицом, в связи чем не может быть признан допустимым доказательством, а также что АО «КОНТИ-РУС» подлежит федеральному государственному надзору.

Полагаю возможным согласиться с выводами судьи районного суда.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 данного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 1 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1 данного Кодекса.

Статьей 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3, 4 названной статьи).

Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, определено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор (пункт 5.1).

В соответствии с пунктом 4 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2014 года N 426, федеральный государственный экологический надзор осуществляется при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. № 572 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В силу п. 3 Правил государственный реестр является государственной информационной системой, создание которой осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 7 Правил государственный реестр состоит из:

а) федерального государственного реестра;

б) региональных государственных реестров.

Согласно п. 8 Правил федеральный государственный реестр содержит сведения об объектах, подлежащих в соответствии со статьей 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" федеральному государственному экологическому надзору.

В соответствии со свидетельством об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду № ЕIFLZRE6 от 10.08.2020 года АО «КОНТИ-РУС» включено в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и соответственно подлежит федеральному государственному экологическому контролю.

В соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № АОIGК7GG от ДД.ММ.ГГГГ, АО «КОНТИ-РУС» поставлено на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемого объема.

Постановлением Губернатора Курской области от 13.02.2013 № 61-пг утверждено Положение о комитете природных ресурсов Курской области (действовавшего на момент составления протокола). Пункт 1.1 данного Положения определяет комитете природных ресурсов Курской области (далее - комитет) в качестве отраслевого органа исполнительной власти Курской области, осуществляющего реализацию государственной политики Курской области в закрепленной сфере деятельности, а также переданных Российской Федерацией полномочий.

Согласно пункту 2.2 названного Положения одной из основанных задач комитета является осуществление регионального государственного экологического надзора согласно компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3.10 Положения комитет рассматривает в пределах предоставленных полномочий дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из системного толкования вышеприведенных положений следует, что на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности, должностное лицо органа исполнительной власти Курской области (комитете природных ресурсов Курской области) не имело полномочий составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении объекта, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю.

В отношении данного объекта государственный экологический контроль мог быть осуществлен Федеральной службой по надзору в сфере природопользования непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400).

Таким образом, протокол об административном правонарушении по настоящему делу составлен неуполномоченным должностным лицом.

В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным должностным лицом является нарушением требований статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущим признание его недопустимым доказательством.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении обоснованно прекращено судьей районного суда на основании п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ.

По указанным основаниям являются несостоятельными доводы жалобы о законности постановления государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области Пахомова А.А. от 07.10.2020 года о привлечении АО «КОНТИ-РУС» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Иные доводы сводятся к несогласию с оценкой доказательств, данной судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, что не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судьей районного суда не допущено.

Судебное решение мотивировано, законно и обоснованно, вынесено в соответствии с правилами ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, дана правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и постановлению органа административной юрисдикции, решение судьи районного суда не противоречит требованиям КоАП РФ и оснований для его отмены не усматривается.

Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л А:

решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 25 декабря 2020 года оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области Пахомова А.А. - без удовлетворения.

Судья Курского областного суда Е.А. Ягерь