ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-798/19 от 13.08.2019 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

№ 12-798/2019

Р Е Ш Е Н И Е

13 августа 2019 года г. Биробиджан

Судья Биробиджанского районного суда ЕАО Шелепанова И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе должностного лица руководителя областного государственного казенного учреждения «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности» ФИО1 на постановление руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по ЕАО ФИО2 №079/04/7.32.5-36/2019 от 25.03.2019 по делу об административном правонарушении предусмотренного ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по ЕАО ФИО2 №079/04/7.32.5-36/2019 от 25.03.2019 должностное лицо руководитель областного государственного казенного учреждения «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

ФИО1 не согласился с данным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой указал, что в отношении него заместителем прокурора города Биробиджана 13.03.2019 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ. Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении, прокуратурой области от 13.03.2019 проведена проверка соблюдения ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в части, касающейся своевременной оплаты заказчиками обязательств по исполненным государственным и муниципальным контрактам. Проведенной проверкой установлено, что 09.10.2018 между областным государственным учреждением «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности» и Обществом с ограниченной ответственностью «ДВ РусУголь» заключен государственный контракт № 0378200004718000054-0049068-01 на поставку угля бурого для нужд 4-й пожарной части по охране Николаевского городского поселения (место дислокации п. Николаевка). Поставщиком бурый уголь Государственному заказчику фактически поставлен 10.10.2018. Далее в постановлении заместитель прокурора города Биробиджана, ссылаясь на пункты государственного контракта и нормы закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждает, что ОГКУ «Центром ГОЧС и ПБ» нарушен 15-дневный срок оплаты по указанному государственному контракту со дня поставки угля. Вместе с тем, заместитель прокурора города Биробиджана отмечает в постановлении, что государственным заказчиком не исполнены обязанности по обеспечению авансирования, хотя в самом государственном контракте в пункте 2.6 однозначно прописано, что авансовый платеж не предусмотрен. С указанным постановлением он не согласен, вины в совершении инкриминируемого мне административного правонарушения не признает. В постановлении заместитель прокурора города Биробиджана справедливо ссылается на нормы областного законодательства: ст. 5 закона области от 24.12.2004 № 411-03 «О пожарной безопасности в Еврейской автономной области» установлено, что Финансовое обеспечение деятельности противопожарной службы области, социальных гарантий и компенсаций личному составу противопожарной службы, а также финансирование областных целевых программ в сфере пожарной безопасности является расходным обязательством области и осуществляется за счёт средств областного бюджета и на основании бюджетной сметы; в соответствии с п. 6.7 Устава ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счёт средств областного бюджета и на основании бюджетной сметы. На обеспечение полномочий по пожарной безопасности и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Еврейской автономной области, ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» законом Еврейской автономной области от 30.11.2017 № 181-03 «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на 2018 год было предусмотрено 212 741,1 тыс. рублей. Учитывая изложенное, считает, что указанный в постановлении прокуратуры города Биробиджана государственный контракт на приобретение бурого угля был заключен ОГКУ «Центром ГОЧС и ПБ», как главным распорядителем бюджетных средств в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. То есть указанный контракт был заключен в его лице, как руководителя областного государственного казённого учреждения «Центр ГОЧС и ПБ», от имени правительства области и должен был своевременно быть профинансирован из бюджета области. С целью своевременной оплаты указанного контракта ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» заявка в финансовое управление правительства области на финансирование расходов на 4 квартал 2018 года в сумме 63614,4 тыс. рублей была сделана 17.09.2018 (№560). То есть за 23 дня до его заключения (09.10.2018). Далее 27.09.2018 за № 2090/18 в ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» поступило письмо из финансового управления правительства области с просьбой представить данные о возвратном распределении доведенных предельных объемов бюджетного финансирования по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов на 4 квартал 2018 года, но не на заявленную нами сумму в соответствии с потребностями, а всего на 20587,098 тыс. рублей. Ровно на следующий день 28.09.2018 за № 581/18 им были представлены данные о возвратном распределении доведенных предельных объемов бюджетного финансирования по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов на 4 квартал 2018 года в разрезе получателей средств, но доведенного кассового плана было не достаточно для оплаты принятых бюджетных обязательств, в том числе и на оплату вышеуказанного контракта. 10.10.2018 уголь по контракту им был поставлен и этого же числа за № 95 поступил счёт на его оплату. 29.10.208 за № 687/18 им было направлено письмо начальнику финансового управления правительства области с просьбой, увеличить им кассовый план на ноябрь 2018 года в сумме 4560,2 тыс. рублей и на декабрь в сумме 25604,2 тыс. рублей для выполнения принятых бюджетных обязательств, в том числе и по оплате контракта на поставку угля. 08.11.2018 за № 2512 из финансового управления в ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» поступило очередное распоряжение о представлении данных о возвратном распределении доведенных предельных объемов бюджетного финансирования по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов на 4 квартал 2018 года в разрезе получателей средств на сумму 49852,428 тыс. рублей. В соответствии с приказом финансового управления правительства области от 07.112018 № 210-п «О внесении изменений в предельные объёмы финансирования по главным распорядителям средств областного бюджета на 2018 год, утвержденные приказом финансового управления правительства Еврейской автономной области от 26.09.2018 № 179-п «Об утверждении предельного объёма финансирования на 2018 год» ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» в письме от 12.11.2018 за № 734/18 представил данные о возвратном распределении доведенных предельных объемов бюджетного финансирования по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов, а 14.11.2018 представил в финансовое управление заявку на кассовый расход по оплате данного контракта. Несмотря на всё вышеперечисленное оплата контракта за поставку ООО «ДВ РусУголь» бурого угля была профинансирована финансовым управлением правительства области только 29.01.2019. Вызывает вопрос обстоятельство отсутствия в деле о его административном правонарушении запроса прокуратуры города Биробиджана о причинах не перечисления финансовым управлением правительства области денежных средств ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» по данной заявке от 17.09.2018 № 560 и от 14.11.2018 № 0000113. В качестве справки довожу до вашего сведения, что кредиторская задолженность. Учреждения за 2018 год по неоплаченным принятым бюджетным обязательствам на 01.01.2019 составила 26 093 614,30 рублей, что говорит о хроническом недофинансировании ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» со стороны правительства области. 04.04.2019 он обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (вх.01/5-455 от 04.04.2019) с ходатайством о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Считает, что с его стороны, как руководителя ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ», были своевременно приняты меры по обеспечению оплаты указанного контракта и в моих действиях в данной ситуации отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ. Просит суд производство по делу об административном правонарушении в отношении руководителя областного государственного казённого учреждения «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности», предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ прекратить на основании ст. 24.5 КоАП РФ.

В судебном заседании ФИО1, доводы жалобы поддержал, суду дополнительно пояснил, что денежные средства были предоставлены не в полном объеме, в связи с чем, не была произведена оплата по контракту.

В судебном заседании помощник прокурора Герасименко А. В., с доводами жалобы не согласилась, считает постановление законным и обоснованным.

Выслушав стороны, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока, по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

В случае пропуска указанного срока он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьёй, правомочным рассматривать жалобу.

Законодательство об административных правонарушениях не содержит исчерпывающего перечня причин пропуска установленного срока, которые могут быть признаны уважительными. Возможность признания той или иной причины уважительной определяется в каждом конкретном случае.

При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от 25 декабря 2008 года N 990-О-О, от 21 апреля 2011 года N 465-О-О, от 21 июня 2011 года N 749-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1066-О-О и др.).

Заявителем ФИО3 представление уважительные причины пропуска срока на обжалование постановления.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

В силу ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в ч. 8 ст. 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Из материалов дела следует, что прокуратурой города Биробиджана проведена проверка соблюдения учреждением Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд».

По результатам проверки прокуратурой в отношении ФИО1. возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.

Установлено, что в нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе ФИО1 нарушены сроки оплаты товаров при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд по государственному контракту от 09.10.2018, заключенного между заказчиком – ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ», в лице руководителя ФИО1, с одной стороны, и ООО «ДВ РусУголь» (поставщик), с другой стороны, на поставку угля бурового для нужд 4-й пожарной части по охране Николаевского городского поселения (место дислокации п. Николаевка).

Постановлением должностного лица УФАС по ЕАО ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ) закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

В силу ч. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

В соответствии со ст. 16 Закона о контрактной системе планирование закупок осуществляется исходя из определенных с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения: планов закупок; планов- графиков.

Согласно ч. 7 ст. 17 Закона о контрактной системе план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Как установлено ч. 10 ст. 21 Закона о контрактной системе план-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6.7. Устава ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы.

Таким образом, финансирование учреждения осуществляется только за счет средств бюджета ЕАО.

При заключении государственного контракта от 09.10.2018 с ООО «ДВ РусУголь» на сумму 251334,01. руб. финансирование было предусмотрено, однако на момент наступления сроков оплаты по контракту, денежные средства в полном объеме перечислены со стороны Финансового управления правительства ЕАО только 29.01.2019, в связи с чем, на момент заключения контракта, руководитель ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» ФИО1 не мог предвидеть наступление негативных последствий в виде просрочки исполнения.

Данные обстоятельства подтверждаются обращениями руководителя ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» ФИО1: письмом от 17.09.2018 о направлении заявки на финансирование на 4 квартал 2018 год в сумме 63614,4 руб., письмом от 28.09.2018, согласно, которого денежные средства поступили не в полном объеме, письмом от 29.10.2018 с просьбой об увеличении кассового плана на ноябрь, декабрь 2018 для принятия бюджетных обязательств по заключенным договорам. Из ответа финансового управления следует, что денежные средства были предоставлены в разрезе получателей (для заработной платы), но не достаточных для оплаты бюджетных обязательств. 14.11.2018 ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» направляет заявку на кассовый расход №00001752 для выполнения обязательств по контракту, однако данная заявка остается не исполненной. Оплата за поставку угля была профинансирована финансовым управлением правительства области 29.01.2019.

Таким образом, причиной задержки оплаты по государственному контракту было неисполнение финансовым управлением правительства ЕАО бюджетных обязательств по доведению предельных объемов финансирования до ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ».

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что руководитель ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» ФИО1 предпринимал все необходимые меры к исполнению условий контракта и его вины в нарушении сроков оплаты по контракту не имеется.

Таким образом, ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей руководителем ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» ФИО1 не установлено.

В данном случае подлежат применению положения части 4 статьи 24.7 КоАП РФ о том, что в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1 назначен на должность руководителя ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» распоряжением правительства № 86-пп от 12.08.2005 и является уполномоченным должностным лицом государственного заказчика - ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ».

Учитывая, что должностным лицом направлялись предложения о выделении бюджетных ассигнований в пределах лимитов на осуществление условий контракта, суд приходит к выводу, что имеются основания для прекращения производства по делу в соответствии с ч. 4 ст. 24.7 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8, ч. 4 ст. 24.7 КоАП РФ, судья,

Р Е Ш И Л:

Жалобу должностного лица руководителя областного государственного казенного учреждения «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности» ФИО1 - удовлетворить.

Постановление руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по ЕАО ФИО2 №079/04/7.32.5-36/2019 от 25.03.2019 по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица руководителя областного государственного казенного учреждения «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности» ФИО1, предусмотренного ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня получения его копии в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО.

Судья И.Г. Шелепанова