ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-798/2022 от 10.06.2022 Астраханского областного суда (Астраханская область)

судья Гончарова Ю.С. дело №12-798/2022

№ 7-381/2022

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 10 июня 2022 года

Судья Астраханского областного суда Сорокина О.А.,

при помощнике судьи Гут А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя управления федерального казначейства по Астраханской области ФИО1 ФИО6 на решение судьи Кировского районного суда города Астрахани от 4 апреля 2022 года по делу о привлечении должностного лица - заместителя начальника ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства ФИО2 ФИО5 по части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области ФИО1 №25-20-12/2022-8 от 5 марта 2022 года должностное лицо - заместитель начальника ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с уплатой административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Кировского районного суда города Астрахани от 4 апреля 2022 года указанное постановление должностного лица административного органа отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Астраханский областной суд, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного решения ввиду его незаконности и необоснованности.

Доложив дело и жалобу, выслушав представителя УФК по Астраханской области, поддержавшего доводы жалобы, ФИО2 и его защитника, возражавших против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела, суд второй инстанции приходит к следующему выводу.

Установлено, что Управлением Федерального казначейства Астраханской области на основании приказа от 4 мая 2018 года № 289 «О проведении выездной проверки в отношении ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» проведена проверка использования средств из федерального бюджета на строительство автомобильных дорог в рамках целевой программы, в ходе которой выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующие бюджетные правоотношения, в частности, выразившиеся в завышении стоимости работ в рамках контрактных отношений с ООО «Центр по испытаниям, внедрению, сертификации продукции, стандартизации и метрологии».

Для устранения указанных нарушений Управлением федерального казначейства по Астраханской области выдано предписание № 25-20-11/6 от 13 августа 2018 года с требованием возместить причиненный ущерб Российской Федерации, приняв все необходимые меры по взысканию суммы денежных средств федерального бюджета за неподтвержденные расходы, включая взыскание денежных средств в судебном порядке.

Срок исполнения предписания (с учетом изменений) установлен до 1 марта 2022 года.

Установив, что на момент истечения срока исполнения предписания все денежные средства федерального бюджета за неподтвержденные расходы в общей сумме 9392147, 72 рублей в бюджет не возвращены, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области ФИО1 пришел к выводу о наличии в действиях должностного лица - заместителя начальника ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлек его к административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Проверяя законность указанного постановления, судья районного суда, учитывая, что в соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, пришел к выводу об отсутствии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения и производство по делу прекратил.

Соглашаясь с решением суда, суд второй инстанции отмечает, что материалами дела подтверждено принятие должностным лицом ФИО2 необходимых мер, направленных на возврат денежных средств за неподтвержденные расходы в федеральный бюджет; обеспечено взыскание указанных средств в судебном порядке (причем судебные акты пришли все стадии обжалования вплоть до Верховного Суда Российской Федерации); по заявлению взыскателя ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства возбуждено исполнительное производство, в ходе которого часть денежных средств взыскана с должника и поступила в федеральный бюджет.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 13 постановления № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Учитывая изложенное, отсутствуют основания для вывода о виновности заместителя начальника ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства ФИО2 в неисполнении предписания контролирующего органа, поскольку сам по себе факт неисполнения предписания без оценки вины должностного лица в его неисполнении не указывает на совершение им административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для иных выводов суд второй инстанции не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

решение судьи Кировского районного суда города Астрахани от 4 апреля 2022 года оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя управления федерального казначейства по Астраханской области ФИО1 ФИО7 - без удовлетворения.

Судья Астраханского

областного суда О.А. Сорокина