ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-79/18 от 27.04.2018 Димитровградского городского суда (Ульяновская область)

Дело №12-79/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

27 апреля 2018 года г. Димитровград

пр.Автостроителей, 51а

Судья Димитровградского городского суда Ульяновской области Берхеева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела судебных приставов по г.Димитровграду УФССП по Ульяновской области от 28 февраля 2018 года, вынесенное в отношении начальника отдела опеки и попечительства Администрации города Димитровграда ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ,

установил:

Постановлением заместителя начальника отдела судебных приставов по г.Димитровграду УФССП по Ульяновской области от от 28 февраля 2018 года должностное лицо - начальник отдела опеки и попечительства Администрации города Димитровграда ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Согласно указанному постановлению, основанием для привлечения к административной ответственности послужило то, что в установленный срок отдел опеки и попечительства Администрации города Димитровграда не исполнил решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 02.06.2017, вступившего в законную силу 08.07.2017, согласно которому орган опеки и попечительства Администрации города Димитровграда обязан совершить действия по приобщению в одно личное деле усыновленного ребенка копию решения суда об установлении усыновления, по восполнению <данные изъяты> личного дела кандидатов, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за 2016 года, пакетом документов, предусмотренных Порядком формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.02.2015 г. № 101.

Не согласившись с постановлением должностного лица, ФИО1 обжаловало его в районный суд.

В жалобе ФИО1 просит отменить принятое по делу указанное постановление, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В частности указывает, что отсутствует событие административного правонарушения, что подтверждается личными делами.

В судебном заседании ФИО1 пояснила, что она была назначена на должность начальника отдела и попечительства Администрации города 14.11.2017. Передача дел ей не производилась, о существовании решения Димитровградского городского суда она не знала. 29.12.2017 старший помощник прокурора г.Димитровграда Бизина С.М. ей сказала, что имеется такое решение. 09.01.2018 со службы судебных приставов поступил запрос о проверки исполнения решения суда, судебный пристав-исполнитель подъехал в отдел, и у него она уже откопировала материал и стала работать над исполнением решения суда. Всем кандидатам были направлены письма заказной корреспонденцией с просьбой предоставить документы. После этого часть документов стала поступать, дела стали формироваться, кроме того, часть кандидатов стали опекунами и они восполнили дела из дел опекунов. Фактически решение суда было исполнено полностью. Однако, из-за расхождений в трактовке действующего законодательства с прокурором, которая полагала необходимым восполнять дела всех кандидатов, в том числе иногородних, посчитали, что решение не исполнено. Также не было документов по двум делам кандидатов, проживающих в городе. В настоящее время эти дела также восполнены.

Судебный пристав-исполнитель ФИО2 в судебном заседании полагал жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку решение суда не было исполнено в полном объеме, поэтому он на законных основаниях привлек должностное лицо – начальника отдела опеки и попечительства к административной ответственности за неисполнение требования. Срок, данный отделу опеки и попечительства, равным пять дней для исполнения решения суда он полагает достаточным. Решение суда длительное время не исполняется.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Такое нарушение влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей

Из представленных материалов следует, что решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 02 июня 2017 года на отдел опеки и попечительства Администрации города Димитровграда возложена обязанность совершить действия по приобщению в одно личное деле усыновленного ребенка копию решения суда об установлении усыновления, по восполнению <данные изъяты> личного дела кандидатов, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за 2016 года, пакетом документов, предусмотренных Порядком формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.02.2015 г. № 101.

10 июля 2017 года Димитровградским городским судом Ульяновской области выдан исполнительный лист по решению суда.

На основании исполнительного листа судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Димитровграду 12.07.2017 возбуждено исполнительное производство №*-ИП.

Требования исполнительного документа в срок для добровольного исполнения отделом опеки и попечительства не выполнены.

02.08.2017 в отношении отдела опеки и попечительства судебным приставом-исполнителем ОСП по городу Димитровграду вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

16.02.2018 судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Димитровграду выставлено требование и установлен срок для исполнения исполнительного документа до 21.02.2018.

В связи с неисполнением требования от 16.02.2018 судебный пристав-исполнитель ФИО2 составил протокол об административном правонарушении от 28.01.2018.

Заместитель начальника отдела службы судебных приставов по г.Димитровграду УФССП Р. И. С.В. вынесла постановление №152 от 28.02.2018, в которым она признала начальника отдела и попечительства администрации города Димитровграда ФИО1 виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, поскольку ФИО1 нарушила законодательство об исполнительном производстве, выразившееся в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Как указано в постановления, вина должностного лица подтверждена материалами исполнительного производства №*-ИП, протоколом №152 от 28.02.2018 и материалами дела.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Судом установлено, что ФИО1 назначена на должность начальника отдела опеки и попечительства Администрации города Димитровграда 14.11.2017.

Как следует из материалов дела, 16.02.2018 ей вручено требование об исполнении решения Димитровградского городского суда в срок до 21.02.2018.

В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 этого Федерального закона.

Согласно статье 105 этого закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).

В силу статьи 113 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, закрепляет часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после взыскания исполнительского сбора, требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

Как следует из материалов дела, судебным приставом-исполнителем был установлен срок для исполнения требований исполнительного документа 5 дней.

При этом, как установлено в судебном заседании, для исполнения решения суда требуется истребование дополнительных документов по 61 делу от граждан – кандидатов в опекуны, попечители, т.е. исполнение решения суда не в полной мере зависело только от действий должностных лиц органа опеки и попечительства, а также требовало значительно больше времени, чем пять дней.

Как установлено в судебном заседании должностное лицо – начальник отдела опеки и попечительства в период исполнения ей должностных обязанностей провела фактически всю необходимую работу по исполнению решения суда: организовала работу по систематизации дел, направила запросы гражданам, приобщила необходимые документы к личным делам кандидатов.

С учетом указанного, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 неправомерно привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.15, КоАП РФ, поскольку материалами дела подтверждается, что она не бездействовала, решение суда фактически исполнено, однако срок, установленный судебным приставом-исполнителем 5 дней для исполнения решения суда, установлен без учета реальной возможности исполнения требований исполнительного документа, в связи с чем в действиях данного должностного лица состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, отсутствует.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Поскольку установлено, что оснований для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у должностного лица не имелось, постановление заместителя начальника отдела судебных приставов по г.Димитровграду УФССП России по Ульяновской области от 28.02.2018, вынесенное в отношении начальника отдела опеки и попечительства Администрации города Димитровграда ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, подлежит отмене с прекращением производства по делу.

Руководствуясь ст.30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление №152 о назначении административного наказания от 28.02.2018 вынесенное в отношении начальника отдела опеки и попечительства Администрации города Димитровграда ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ отменить.

Производство по административному делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В. Берхеева