Дело №12-79/2018
РЕШЕНИЕ
г. Нижний Ломов 31 октября 2018 года
Судья Нижнеломовского районного суда Пензенской области Богданова О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - главного энергетика ООО «ПензаМолИнвест» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу, и.о. заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу ФИО2 №06-263/2018 от 26 июля 2018 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ,
Установил:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу, и.о. заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу ФИО2 №06-263/2018 от 26 июля 2018 года должностное лицо - главный энергетик ООО «ПензаМолИнвест» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, главный энергетик ООО «ПензаМолИнвест» ФИО1 подал на него жалобу, в которой указал, что признавая его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, надзорный орган основывал свой вывод о его виновности на том, что с конца ноября 2017 года по июль 2018 года ООО «ПензаМолИнвест» осуществляло геологическое изучение недр с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых (подземные воды) без лицензии на пользование недрами, что и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Однако с указанным постановлением он не согласен. Действительно ООО «ПензаМолИнвест» 27 ноября 2017 года заключило с АО «Волгагеология» договор №17/17-П на проведение геологоразведочных работ по объекту: «Разведочные работы с целью оценки запасов подземных вод для технологического обеспечения водой объектов в районе <адрес>. Фактически данный договор носил предварительный характер и был заключен с целью исполнения требований пп. 7 п. 3 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утверждённого приказом МПР России №710 от 29 ноября 2014 года, для подачи заявки на получение лицензии на пользование недрами. Даная заявка была подана ООО «ПензаМолИнвест» 21 декабря 2017 года и в соответствии с п. 15 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утверждённого приказом Минприроды России от 29 сентября 2009 года №315, лицензия должна была быть выдана ООО «ПензаМолИнвест» не позднее 26 февраля 2018 года. С учётом данного Административного регламента и были согласованы сроки выполнения первого этапа работ по договору №17/17-П от 27 ноября 2017 года. Поскольку в феврале и марте 2018 года лицензия не была выдана, между ООО «ПензаМолИнвест» и АО «Волгагеология» было достигнуто дополнительное соглашение о переносе сроков выполнения работ по договору №17/17-П от 27 ноября 2017 года, в связи с чем работы по проведению геологоразведочных работ по объекту: «Разведочные работы с целью оценки запасов подземных вод для технологического обеспечения водой объектов в районе <адрес> не велись, то есть ООО «ПензаМолИнвест» не осуществляло геологическое изучение недр с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых (подземные воды) без лицензии на пользование недрами, о чём было указано должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении и вынесшим постановление о признании его (ФИО1) виновным в совершении административного правонарушения до вынесения обжалуемого постановления, однако, им учтено не было. В связи с изложенным, просил постановление признать незаконным, отменить его, а в случае, если суд придёт к выводу об оставлении обжалуемого постановления без изменения, снизить размер штрафа ниже минимального размера на основании п. 2.2 ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, главный энергетик ООО «ПензаМолИнвест» ФИО1 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещён надлежаще, о чём свидетельствует почтовое уведомление, просил об отложении судебного заседания, в удовлетворении заявленного ходатайства об отложении рассмотрения жалобы отказано на основании определения судьи Нижнеломовского районного суда от 31 декабря 2018 года.
Представитель Департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу в судебное заседание не явился, о слушании дела извещён надлежаще, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, представителя Департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему:
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.
Частью 1 статьи 5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственности; виновность лица в совершении административного правонарушения и другие обстоятельства, перечисленные в указанной норме закона.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, её континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озёр, регулируются в частности Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах».
В соответствии со ст. 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Согласно ст. 6 указанного Закона недра предоставляются в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В силу ст. 10.1 указанного Закона основаниями возникновения права пользования участками недр являются:
- решение Правительства Российской Федерации, принятое:
по результатам аукциона, для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на участке недр федерального значения;
при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения или на участке недр, который отнесён к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением проведения таких работ в соответствии с государственным контрактом;
для захоронения радиоактивных отходов, отходов I - V классов опасности в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов;
для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, на участке недр федерального значения, расположенном на территории Российской Федерации и простирающемся на ее континентальный шельф, на участке недр федерального значения, содержащем газ, из утверждаемого Правительством Российской Федерации перечня участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения аукционов;
- решение комиссии, которая создаётся федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр:
в целях геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участков недр местного значения;
при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением участка недр федерального значения, участка недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых и проведения работ по геологическому изучению недр в соответствии с государственным контрактом и участков недр местного значения.
Статьёй 11 Закона «О недрах» предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговорённых условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу №0845 от 22 июня 2018 года Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в лице Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу в период с 09 июля 2018 года по 13 июля 2018 года в отношении ООО «ПензаМолИнвест» была проведена внеплановая документальная проверка, в ходе которой было установлено следующее:
ООО «ПензаМолИнвест» пробурило две водозаборные скважины №1 и №3 в районе <адрес>).
27 ноября 2017 года между ООО «ПензаМолИнвест» и АО «Волгагеология» был заключен договор №17/17-П на проведение геологоразведочных работ по объекту: «Разведочные работы с целью оценки запасов подземных вод для технологического обеспечения водой объектов в районе <адрес>.
Исходя из данного договора, АО «Волгагеология» в интересах ООО «ПензаМолИнвест» с IV квартала 2017 года осуществляет работы по геологическому изучению и оценке подземных недр в <адрес>.
Исходя из календарного плана (приложение №2 к указанному договору), АО«Волгагеология» должно было провести следующие виды работ:
сбор материалов, обследование водозабора, составление проекта геологоразведочных работ, срок - IV квартал 2017 года - 1 квартал 2018 года;
- экспертиза проекта, срок - II квартал 2018 года;
- проведение откачки из одной скважины, наблюдения за восстановлением уровня подземных вод, отбор проб воды, анализ материалов ведения мониторинга, срок - II-III квартал 2018 года.
21 декабря 2017 года ООО «ПензаМолИнвест» подало заявку в Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу на получение лицензии на пользование недрами для геологического изучения с целью поисков и оценки подземных вод и добычи подземных вод для технологического обеспечения водой.
09 июля 2018 года ООО «ПензаМолИнвест» была получена лицензия на пользование недрами серии ПНЗ №01467 BP для геологического изучения участка недр в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи сроком действия до 09 июля 2043 года.
По итогам проведённой проверки главным специалистом - экспертом отдела государственного экологического надзора, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ПФО в отношении должностного лица главного энергетика ООО «ПензаМолИнвест» ФИО1 (приказ (распоряжение) о приёме на работу №819 от 07 сентября 2016 года, приказ о назначении ответственным в сфере недропользования №291 от 30 декабря 2016 года) был составлен протокол об административном правонарушении №06-263/2018 от 18 июля 2018 года.
Как указывалось ранее, постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу, и.о. заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу ФИО2 №06-263/2018 от 26 июля 2018 года должностное лицо - главный энергетик ООО «ПензаМолИнвест» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Между тем, с указанным постановлением нельзя согласиться по следующим основаниям:
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без соответствующей лицензии в виде наложения административного штрафа.
Объективная сторона данного правонарушения представляет собой действия по пользованию недрами без лицензии, то есть расценивается как самовольное недропользование.
Как следует из материалов дела, 30 марта 2018 года между ООО «ПензаМолИнвест» и АО «Волгагеология» было заключено дополнительное соглашение к договору №17/17-П от 27 ноября 2017 года, по условиям которого АО «Волгагеология» должно провести следующие виды работ:
- сбор материалов, обследование водозабора, составление проекта геологоразведочных работ, срок - III квартал 2018 года;
- экспертиза проекта, срок - IV квартал 2018 (календарный план к договору №17/17-П от 27 ноября 2017 года).
Следовательно, данным соглашением были установлены новые сроки по выполнению указанных видов работ,
Однако данные обстоятельства не были учтены должностным, рассматривающим дело административном правонарушении в отношении ФИО1
Признавая должностное лицо - главного энергетика ООО «ПензаМолИнвест» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, должностное лицо ФИО2 исходил из того, что в период с конца ноября 2017 года по начало июля 2018 года ООО «ПензаМолИнвест» осуществляло геологическое изучение недр с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых (подземные воды) без лицензии на пользование недрами (участок недр в районе <адрес>), что свидетельствует о нарушение ст.ст. 6,10.1, 11 Закона РФ №2395-1 от 21 февраля 1992 года «О недрах».
Между тем, с указанными выводами должностного лица нельзя согласиться, поскольку материалы дела об административном правонарушении не содержат данных, подтверждающих, что с конца ноября 2017 года до 09 июля 2018 года (день получения лицензии) ООО «ПензаМолИнвест» осуществляло геологическое изучение недр с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых (подземные воды) без лицензии на пользование недрами (участок недр в районе <адрес>), а, следовательно, доказательства, подтверждающие нарушение ООО «ПензаМолИнвест» ст.ст. 6,10.1, 11 Закона РФ №2395-1 от 21 февраля 1992 года «О недрах», ответственность за которое должно нести должностное лицо - главный энергетик ООО «ПензаМолИнвест» ФИО1 отсутствуют в материалах дела об административном правонарушении. Данных, свидетельствующих о том, что в период с конца ноября 2017 года по начало июля 2018 года в отношении ООО «ПензаМолИнвест» проводилась проверка и было зафиксировано проведение работ по геологическому изучению недр с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых (подземные воды) без лицензии на пользование недрами (участок недр в районе <адрес>), административным органом (Департамент Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу) не представлено, дополнительное соглашение, заключенное 30 марта 2018 года между ООО «ПензаМолИнвест» и АО «Волгагеология» к договору №17/17-П от 27 ноября 2017 года о переносе сроков выполнения указанных работ не оспорено и незаконным не признано.
Учитывая, что отсутствуют объективные данные, свидетельствующие о совершении ООО «ПензаМолИнвест» действий по пользованию недрами без лицензии, административную ответственность за которое должно нести должностное лицо - главный энергетик ООО «ПензаМолИнвест» ФИО1 на основании приказа (распоряжение) о приёме на работу №819 от 07 сентября 2016 года и приказа о назначении ответственным в сфере недропользования №291 от 30 декабря 2016 года, прихожу к выводу о том, что в действиях должностного лица - главного энергетика ООО «ПензаМолИнвест» ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.8 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства, как отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
В связи с изложенным, прихожу к выводу о том, что постановление старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды по Приволжскому федеральному округу, и.о. заместителя начальника Департамента Росприродонадзора по Приволжскому федеральному округу ФИО2 №06-263/2018 от 26 июля 2018 года подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях должностного лица - главного энергетика ООО «ПензаМолИнвест» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Таким образом, жалоба должностного лица - главного энергетика ООО «ПензаМолИнвест» ФИО1 подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Решил:
постановление старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды по Приволжскому федеральному округу, и.о. заместителя начальника Департамента Росприродонадзора по Приволжскому федеральному округу ФИО2 №06-263/2018 от 26 июля 2018 года, которым на должностное лицо - главного энергетика ООО «ПензаМолИнвест» ФИО1 наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 30 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица - главного энергетика ООО «ПензаМолИнвест» ФИО1 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу должностного лица - главного энергетика ООО «ПензаМолИнвест» ФИО1 удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии.
Судья О.А. Богданова