ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-79/19 от 02.07.2019 Сосногорского городского суда (Республика Коми)

Дело №12-79/2019

РЕШЕНИЕ

Судья Сосногорского городского суда Республики Коми Шибакова Т.А., при секретаре Леонтьевой О.К., с участием представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»
Смирновой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сосногорске 02 июля 2019 года жалобу представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» заместителя генерального директора по правовым вопросам - начальника Департамента правового обеспечения Линникова А.В. на постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Осипова А.И. от 03 апреля 2019 года №134 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.31 КоАП РФ,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» (далее по тексту ООО «ЛУКОЙЛ-Коми») главным лесничим (главным государственным инспектором по охране леса) ГУ «Сосногорское лесничество» КСВ составлен протокол об административном правонарушении , из содержания которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе патрулирования обнаружена протечка из контрольно-наблюдательной скважины 2КН прозрачной жидкости, имеющей рыжий осадок, через лесной массив, расположенный в выделе <адрес> (координаты <адрес>.), с попаданием указанной жидкости в ручей <адрес> В рамках обследования установлено, что в результате разлива прозрачная жидкость протекла в <адрес> по данным экспертизы пробы почв от ДД.ММ.ГГГГ в ней присутствуют загрязняющие вещества: нефтепродукты, кобальт, марганец, цинк, свинец, медь, никель, хлориды, сера. Загрязняющие вещества в концентрациях, определенных в рабочих пробах, могут оказать негативное влияние на почву и растительность: кобальт и марганец в концентрациях. Факт разлива жидкости, загрязнения лесов химическими веществами на участке лесного фонда, расположенном в <адрес> признан нарушением п.14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании постановления по делу об административном правонарушении от
03 апреля 2019 года №134 ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель юридического лица обратился в суд с жалобой, в которой просит признать его незаконным и отменить, поскольку в действиях юридического лица отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку повреждение оборудования скважины и загрязнение участка лесного фонда произошли в результате противоправных действий неустановленных лиц, а не по вине Общества, о чем административному органу были представлены акт расследования причин происшествия от ДД.ММ.ГГГГ и материалы проверки ОЭБиПК ОМВД России по г.Сосногорску.

Представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в судебном заседании доводы и требования жалобы поддержала, полагала, что за действия неустановленных лиц Общество не может нести ответственность.

Лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении - заместитель главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипов А.И., представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, будучи уведомленными, в судебное заседание не явились, об отложении разбирательства по жалобе не ходатайствовали, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.

Выслушав представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Смирнову Н.С., специалиста - старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории г.Сосногорск, с подчиненной ему территорией Шипицыну Н.Е. исследовав материалы настоящего дела, а также материалы дела об административном правонарушении, возражения на поданную жалобу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.2 ст.8.31 КоАП РФ административно-противоправным и наказуемым признается загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 КоАП РФ, заключается в загрязнении лесов, при этом загрязнение является одномоментным действием, заканчивающимся в момент завершения поступления загрязняющих веществ в окружающую среду.

Согласно ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) земля, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.

В соответствии с требованиями ст.46 Закона об охране окружающей среды размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Статьей ст.49 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.5 ч.1 ст.7 Земельного кодекса РФ земли Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в частности на земли лесного фонда.

В соответствии с ч.ч.1 и 6 ст.101 названного Кодекса к землям лесного фонда относятся лесные земли, покрытые лесной растительностью и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Нормами специального закона, которым является Лесной кодекс РФ, установлено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются, исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (ст.5 Лесного кодекса РФ).

Согласно ч.1 ст.60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Законом об охране окружающей среды и другими федеральными законами.

На основании ч. 1 и 3 ст.60.3. Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах предусматриваются меры санитарной безопасности в лесах. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 №607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, в соответствии с п.14 которых при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

Согласно п.25 названных Правил не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.

В соответствии с ч.1 ст.99 Лесного кодекса РФ и п. 43 вышеуказанных Правил лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут, в частности административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст.25 настоящего Кодекса.

Материалами дела установлено, что согласно договору аренды лесного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» предоставлен во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, местоположение: <адрес> в том числе выдел Срок действия договора определен по ДД.ММ.ГГГГ.

По условиям п.4 договора лесной участок передан для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, цель использования определена как обустройство <адрес> участка недр для закачки пластовых вод НШУ «Ярегнефть» в ДД.ММ.ГГГГ строительства и эксплуатации, в том числе вертикальной контрольно-наблюдательной скважины КН.

Подпунктами «к», «х» п.11 договора в качестве обязанностей арендатора предусмотрено осуществление ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» санитарно-оздоровительных мероприятий на переданном в аренду лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов; выполнение обязанностей, предусмотренных законами Российской Федерации, Лесным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами.

ДД.ММ.ГГГГ при проведении патрулирования участковым лесничим ОАВ территории лесного фонда установлен излив жидкости из контрольно-наблюдательной скважины КН <адрес> участка закачки шахтных вод <адрес> месторождения, расположенного в квартале <адрес> зафиксирован факт протекания жидкости в усыхающий лесной массив и ее попадания в ручей <адрес> на что указано в акте патрулирования от ДД.ММ.ГГГГ и пояснениях к нему от той же даты.

Указанная информация передана ДД.ММ.ГГГГ в Управление Роприроднадзора, в тот же день возбуждено административное производство в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по факту излива жидкости (пластовой воды) на скважине ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», расположенной в квартале <адрес>

Из представленных в деле об административном правонарушении фотоматериалов следует, что территория, на которой расположена скважина не огорожена; наблюдательный пункт отсутствует; задвижки скважины раскручены, из скважины происходит излив прозрачной жидкости, вокруг скважины и на расстоянии от нее наблюдается скопление стоков.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ осмотра контрольно-наблюдательной скважины КН Лачьельского участка закачки шахтных вод <адрес> месторождения от устья скважины до лесного массива имеются следы красно-рыжего цвета, нарушена целостность обваловки площадки скважины, в лесном массиве на площади <данные изъяты> га зафиксирован факт выноса песка с площадки, а также наличие луж красно-рыжего цвета. Запорная арматура не повреждена, отмечено, что штурвалы запорной арматуры полностью открыты, манометр отсутствует, излив происходит из места их установки. Экологический ущерб, причиненный лесному фонду, предварительно составил <данные изъяты> руб.

В присутствии представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» произведен отбор почвы на содержание загрязняющих веществ.

По результатам лабораторных исследований, проведенных филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по Республике Коми», подготовлено экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно выводам которого отобранные на месте излива (скважина КН) пробы почвы содержат загрязняющие вещества, превысившие их содержание в фоновой пробе: нефтеродукты от <данные изъяты> негативное влияние на почву и растительность могут оказать: кобальт, марганец и сера в концентрациях.

В силу ст.1 Закона об охране окружающей среды загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Представленными материалами дела в полном объеме подтверждается факт разлива ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» пластовых вод на лесном участке, расположенном в квартале 164 выделов 15, 25 Пожнинского участкового лесничества ГУ «Сосногорское лесничество», повлекший загрязнение земель лесного фонда.

Загрязнение сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» к административной ответственности по ч.2 ст.8.31 КоАП.РФ.

В выкопировке из журнала показаний со скважин полигонов «Южный» и «НШ-2БИС», на которую в жалобе ссылается представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», данные об осмотре и проверке оборудования конкретной контрольно-наблюдательной скважины КН не приведены. По журналу замера уровня воды, температуры в контрольно-наблюдательных скважинах <адрес> участка (обследование скважин) НШПП «Яреганефть» ЦППН перечисленные замеры до события правонарушения проведены ДД.ММ.ГГГГ. При этом прослеживается проведение замеров ежемесячно, но период, истекший после каждой последующей проверки отличается по дате их фактического проведения. Одновременно, суд считает необходимым отметить использование ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» таких способов контроля за скважинами, как операторы ППД, аэровизуальный способ, о чем указано в акте расследования причин происшествия от ДД.ММ.ГГГГ. В отношении аэровизуального способа со стороны Общества не представлены графики его использования и установленная периодичность проверки таким способом.

В силу положений ст.1 Закона об охране окружающей среды требованиями в области охраны окружающей среды признаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В развитие указанных положений в п.п. 1, 2 ст.39 названного Закона предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Такие лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

При таких обстоятельствах суд соглашается с выводом должностного лица о том, что юридическое лицо, являясь в силу закона и условий договора ответственным за безопасную производственную и экологическую эксплуатацию скважины, за соблюдение Правил санитарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, не приняло всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для осуществления должного контроля на объекте и надлежащего его содержания.

Существенная площадь арендованной территории лесного участка, его место расположения, характер и объем проводимых работ и сложность используемого в производственном процессе технологического оборудования, требовали от ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» должного уровня контроля и проверочных мероприятий для предотвращения возможных факторов риска причинения вреда лесному фонду, что также подтверждается пояснениями специалиста - старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории г.Сосногорск, с подчиненной ему территорией ШНЕ

Доказательств, указывающих на обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения возложенных на него обязанностей, материалы дела не содержат.

Утверждение в жалобе ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» о том, что разлив пластовых вод и загрязнение участка лесного фонда имели место по вине неустановленных лиц, повредивших скважину КН, не принимаются судом, поскольку какими-либо бесспорными и достоверными доказательствами данного факта не подтверждены.

Довод представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в судебном заседании об отсутствии вины должностных лиц Общества в загрязнении участка лесного фонда, со ссылкой на состоявшееся ДД.ММ.ГГГГ решение судьи Верховного Суда Республики Коми по делу по жалобе Общества на решение судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении Общества по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, является несостоятельным, так как наступление негативных последствий в виде загрязнения земель лесного фонда не в результате необеспечения со стороны ответственных лиц обращения в данном случае с какими-либо вредными веществами, отходами, пестицидами, агрохимикатами и прекращение в связи с этим производства по делу об административном правонарушении не свидетельствует об отсутствии в действиях ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» состава административного правонарушения по ч.2 ст.8.31 КоАП РФ и не носит преюдициальный характер.

Все доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, оценены по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

С учетом изложенного, вывод должностного лица о доказанности вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 КоАП РФ, является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались должностным лицом и получили надлежащую оценку в состоявшемся постановлении по делу об административном правонарушении.

Порядок рассмотрения дела соблюден, право юридического лица на защиту не нарушено. Доказательств, свидетельствующих о существенных нарушениях материальных и процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется.

Наказание назначено в пределах санкции ч.2 ст.8.31 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств правонарушения, полномочным лицом, в установленный ст.4.5 КоАП РФ срок.

Оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при рассмотрении настоящей жалобы не установлено, исходя из оценки конкретных обстоятельств совершенного правонарушения.

Исходя из имущественного и финансового положения юридического лица, являющегося коммерческой организацией, основной целью которой является осуществление предпринимательской деятельности для извлечения прибыли, основным видом деятельности является, в том числе, добыча нефти, газа и других полезных ископаемых и их переработка, оснований для применения положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ суд не находит.

С учетом характера совершенного правонарушения, обстоятельств дела, причиненного загрязнением участка лесного фонда в результате разлива пластовых вод вреда, суд не находит оснований для изменения наказания на предупреждение в порядке ст.4.1.1 КоАП РФ.

Нарушений закона, влекущих отмену обжалуемого постановления, не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решил:

постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Осипова А.И. от 03 апреля 2019 года №134 о признании общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 КоАП РФ, - оставить без изменения, жалобу представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» заместителя генерального директора по правовым вопросам - начальника Департамента правового обеспечения Линникова А.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья Т.А. Шибакова

Копия верна: судья