ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-79/19 от 18.02.2019 Кирово-чепецкого районного суда (Кировская область)

Дело № 12-79/2019

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

18 февраля 2019 года г. Кирово-Чепецк

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области

в составе председательствующего судьи Коровацкой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО1, административное дело по жалобе ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка *** Кирово-Чепецкого судебного района <адрес>ФИО4 от <дата>, которым постановлено:

ФИО1 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей без конфискации спиртосодержащей продукции,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка *** Кирово-Чепецкого судебного района <адрес>ФИО5 от <дата>ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей без конфискации спиртосодержащей продукции.

ФИО1 обратился с жалобой на данное постановление, в обоснование доводов указал, что согласно ч.4 ст. 1 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" Правительство Российской Федерации исходя из объема потребительской тары (упаковки) и (или) стоимости парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и средств личной гигиены вправе устанавливать перечень этой продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие настоящего Федерального закона. Лосьон косметический «<данные изъяты> является косметическим средством и входит в перечень парфюмерно-косметической продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", утвержденный Постановлением Правительства РФ от <дата> N 401. Следовательно, предусмотренные ФЗ *** требования к оформлению сопроводительных документов на данное косметическое средство не распространяются. В дополнении к жалобе также указал, что действие ФЗ *** распространяется только на производителей парфюмерно – косметической продукции и не распространяется на розничную продажу отдельных видов парфюмерно – косметической продукции, указанных в перечне. Кроме того, в соответствии с новой редакцией п. 12 Постановления Правительства РФ от <дата> N 55 (ред. от <дата>) "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров …" сопроводительные документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца именно при наличии печати. Обязательное наличие печати для индивидуальных предпринимателей законом не предусмотрено, печати у него вообще не имеется. Следовательно, данный пункт им не нарушен. Мировым судьей применена редакция закона, утратившая силу. Просит постановление отменить.

В судебном заседании ФИО1 поддержал доводы жалобы и дополнений, суду пояснил, что он является ИП, осуществляет предпринимательскую деятельность без печати.

Суд, выслушав заявителя, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (то есть правил, ответственность за нарушение которых не предусмотрена частями 1 - 2.2 данной статьи).

Согласно протоколу об административном нарушении от <дата>, <дата> в 09 часов 05 минут в киоске «*** расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ИП ФИО1 осуществлена реализация спиртосодержащей продукции - Лосьон косметический «<данные изъяты>», объемом *** мл, содержание спирта до ***%, по цене 25 рублей за штуку, в количестве 1 штуки, при этом в сопроводительных документах на данный вид товара отсутствуют печати организации, в нарушение п. 12 Постановления Правительства РФ *** от <дата>.

Изучив доводы ФИО1 о том, что косметические лосьоны включены в перечень парфюмерно-косметической продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», утвержденный Постановлением Правительства РФ от <дата> N 401, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 1 ФЗ от <дата> N 171-ФЗ (ред. от <дата>) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, Правительство Российской Федерации исходя из объема потребительской тары (упаковки) и (или) стоимости парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и средств личной гигиены вправе устанавливать перечень этой продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 401, действовавшем до <дата>, был утвержден Перечень парфюмерно-косметической продукции, на деятельность по обороту которой не распространялось действие Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», исходя из объема потребительской тары (упаковки) парфюмерно-косметической продукции. При этом вид продукции и максимальный объем потребительской тары продукции идентифицировался по присвоенному ей коду в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93. Лосьонам был присвоен код 91 5863, то есть максимальный объем потребительской тары лосьона, при котором на него не распространялись требования ФЗ № 171-ФЗ, составляла 250 мл.

Вместе с тем, сам Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 признан утратившим силу с <дата> Приказом Росстандарта от <дата> N 14-<адрес> 98/2016 ОКП с <дата> аннулированы позиции 01 0000 - 99 0000 данного документа. Приказом Росстандарта от <дата> N 14-ст был утвержден новый Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), которым лосьоны поименованы под ко<адрес>.42.17.110.

При таких обстоятельствах на <дата> указанное выше Постановление Правительства Российской Федерации от <дата> N 401 не применялось к парфюмерно – косметической продукции, обозначенной новыми кодами.

На основании изложенного данный довод жалобы суд отклоняет.

Вместе с тем, Постановлением мирового судьи судебного участка *** Кирово-Чепецкого судебного района <адрес>ФИО6 от <дата>ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, а именно за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, выразившееся в отсутствии печати индивидуального предпринимателя на товарно – транспортной накладной.

Правила розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции определены Федеральным законом от <дата> N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 55 (пункты 11, 12, 53 -56); действовавшим до <дата> Постановлением Правительства РФ от <дата> N 401 "Об утверждении перечней парфюмерно-косметической продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Федерального закона "О государственном регулировании производства (документ утратил силу с <дата> в связи с изданием Постановления Правительства РФ от <дата> N 1280); и в настоящее время действующим с <дата> Распоряжением Правительства РФ от <дата> N 2322-р «Об утверждении перечней парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и средств личной гигиены, на деятельность по обороту которых не распространяется действие Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Согласно п.1 и 3 ч. 1 ст. 10.2 ФЗ *** оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, в целях использования такой продукции в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенных на территории Российской Федерации или импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, а также для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральными специальными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе по каждой единице алкогольной продукции. В силу п. 3 указанной статьи форма справки, прилагаемой к таможенной декларации, форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок заполнения таких справок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 55, предусмотрено, что продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

Согласно ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта. В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Действующие нормативно-правовые акты: ГК РФ, ФЗ от <дата> N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не содержат положений о необходимости наличия печати у индивидуального предпринимателя. Наличие печати остается на усмотрение самого индивидуального предпринимателя. Законодательство не содержит указания на обязательность наличия у индивидуального предпринимателя собственной печати или обязанность предпринимателя использовать печать при осуществлении своей деятельности, а следовательно, не является нарушением законодательства ведение деятельности индивидуальным предпринимателем без печати.

Обязательным использование печати является только, если сведения о наличии печати содержатся в уставе юридического лица или использование печати является обязательным в соответствии с федеральными законами.

Пункт 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 55, предусматривает заверение сопроводительных документов на товар печатью только при наличии самой печати.

Требования к надлежащему оформлению товарной накладной также установлены Постановлением Госкомстата РФ от <дата> N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций», «Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли», утвержденных письмом Роскомторга от <дата> N 1-794/32-5. С <дата> формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).

Как следует из текста Постановления Правительства РФ от <дата> N 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольную и спиртосодержащую продукцию (за исключением спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий)» (вместе с "Правилами заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольную и спиртосодержащую продукцию (за исключением спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий)") проставление печати в сопроводительных документах предусмотрено только при ее наличии.

ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим торговлю в указанном магазине «***». При осуществлении им реализации спиртосодержащей продукции - Лосьона косметического «***», объемом *** мл, содержание спирта до ***%, по цене 25 рублей за штуку, в количестве 1 штуки, на данный вид товара имелись сопроводительные документы, а именно товарно – транспортная накладная, что подтверждено протоколом осмотра территорий, помещении и находящихся там вещей и документов, принадлежащих ИПБОЛЮЛ (л.д. 16). К данному протоколу прилагается фото товарно-транспортной накладной, согласно которому в данном сопроводительном документе подпись поставщика и продавца имеется, печать поставщика имеется, печать ИП ФИО1 отсутствует, имеется указание на осуществление деятельности без печати (л.д. 22). Согласно выписке из ЕГРИП, сведений о наличии у ИП ФИО1 печати реестр индивидуальных предпринимателей не содержит. Каких – либо документов о том, что ИП ФИО1 имеет печать, вследствие чего ее применение на сопроводительных документах к товарам являлось бы обязательным, в материалах дела не содержится.

Таким образом, товарно-транспортная накладная не нарушает п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 55. Отсутствие в ней печати индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без печати, не нарушает также требований Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Кроме того, мировым судьей применена редакция указанного Федерального закона от <дата>, тогда как на момент проведения проверки <дата> действовала уже иная редакция статьи 10.2 указанного ФЗ – от <дата>, текст которой отличается от примененной редакции. То есть мировым судьей применена норма, утратившая свою силу.

К тому же ответственность на нарушение ст. 10.2 закона № 171-ФЗ, а именно за оборот спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, предусмотрена другой правовой нормой - ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ.

Также, суд находит неверным вывод мирового судьи о том, что признание утратившим силу абзаца части 3 ст. 1 ФЗ № 171-ФЗ о нераспространении действия настоящего закона на деятельность организаций, связанную с производством, оборотом парфюмерно-косметической продукции, содержащей этиловый спирт и прошедшей государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, привело к тому, что данный закон стал распространяться на деятельность организаций по обороту всей парфюмерно-косметической продукции.

Признав указанный абзац утратившим силу, законодатель устранил коллизию правовых норм данного абзаца и части 4 этой же статьи закона, в соответствии с которой перечень этой продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством РФ, исходя из объема потребительской тары (упаковки) и (или) стоимости парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и средств личной гигиены.

Следовательно, Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» с внесением данных изменений стал распространяться только на деятельность организаций, осуществляющих оборот парфюмерно – косметической продукции, не включенной в указанный перечень, который на момент проведения проверки <дата> содержался в Постановлении Правительства Российской Федерации от <дата> N 401, действовавшем до <дата>, а в настоящее время утвержден Распоряжением Правительства РФ от <дата> N 2322-р, действующим с <дата>.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отсутствие печати продавца ИП ФИО1 в товарно - транспортной накладной на спиртосодержащую косметическую продукцию ввиду того, что он осуществляет свою деятельность без печати вообще, не является нарушением особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренных п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 55, и Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», при условии наличия остальных обязательных реквизитов. Поскольку остальные обязательные реквизиты: подпись и печать поставщика, подпись продавца, - в данной товарно – транспортной накладной имелись, суд приходит к выводу об отсутствии события административного правонарушения.

Согласно п. 1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

На основании п.3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поскольку судом установлено отсутствие события административного правонарушения, то постановление мирового судьи судебного участка *** Кирово-Чепецкого судебного района <адрес>ФИО7 от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу – прекращению.

Руководствуясь ст. 30.6, п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка *** Кирово-Чепецкого судебного района <адрес>ФИО8 от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, о признании ИП ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей без конфискации спиртосодержащей продукции – отменить, производство по делу по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в отношении ИП ФИО1 - прекратить.

Судья Коровацкая Е.В.