ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-79/19 от 28.03.2019 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Дело № 12-79/2019

РЕШЕНИЕ

г. Елизово Камчатский край 28 марта 2019 года

Судья Елизовского районного суда Камчатского края Бондаренко С.С.,

при секретаре судебного заседания Соломка А.В.,

с участием заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района ФИО1,

начальника отдела экономического развития Администрации Корякского сельского поселения ФИО2,

рассмотрев жалобу заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 21 Елизовского судебного района Камчатского края от 21 февраля 2019 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица – отдела экономического развития администрации Корякского сельского поселения прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

УСТАНОВИЛ

Постановлением мирового судьи судебного участка № 21 Елизовского судебного района Камчатского края от 21 февраля 2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении юридического лица – отдела экономического развития администрации Корякского сельского поселения (далее – Отдел, юридическое лицо) прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района ФИО1 подала жалобу, в которой просит отменить постановление мирового судьи и вернуть дело об административном правонарушении на новое рассмотрение, указав в обоснование поданной жалобы, что в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении Отдела мировым судьей неверно применены нормы материального права, поскольку вывод о целевом использовании средств иных межбюджетных трансфертов сделан исходя из норм гражданского законодательства, тогда как необходимо было руководствоваться нормами бюджетного законодательства, в том числе и п. 1 ст. 306.1, п. 1 ст. 306.4, ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В ходе производства по делу судом было установлено, что на момент проведения проверки муниципальный контракт на период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года по теплоснабжению объекта не заключался, его наличие не подтверждено сведениями из единой информационной системы в сфере закупок, следовательно, у Отдела отсутствовали правовые основания для перечисления ООО «КорякТеплоСнаб» бюджетных средств. Для состава административного правонарушения по ст. 15.14 КоАП РФ не имеет значения то, на какие цели были направлены бюджетные средства при условии доказанности того факта, что эти средства были направлены необоснованно, о чем в данном случае свидетельствует отсутствие договора между Отделом и ООО «КорякТеплоСнаб». Кроме того, принятые по одному и тому же событию административного правонарушения судебные акты (постановление Елизовского районного суда от 26.10.2018 и постановление мирового судьи от 21.02.2019) являются противоречивыми и ставят под сомнение единство правоприменения.

При рассмотрении жалобы заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района ФИО1 жалобу поддержала в полном объеме по изложенным в ней основаниям, дополнительно суду пояснила, что исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации, он не подлежит применению в сфере финансовых правоотношений, нормы, на которые в постановлении ссылался мировой судья при описании правоотношений между Отделом и ООО «КорякТеплоСнаб», распространяются только на физических лиц, но не на юридических. Поскольку в ходе производства по делу об административном правонарушении установлено, что договор теплоснабжения в 2017 году между Отделом и ООО «КорякТеплоСнаб» не заключался, следовательно, у Отдела не возникло бюджетных обязательств для оплаты коммунальной услуги по отоплению здания № 2 по ул.. Вилкова в с. Коряки Елизовского района. Кроме того, объем коммунальной услуги, которая была оплачена Отделом, нигде не зафиксирован: он не определен договором, для фиксации количества потребленной энергии не установлен прибор учета, денежные средства, выделенные Отделу из бюджета Елизовского муниципального района, были израсходованы незаконно.

В судебном заседании начальник Отдела экономического развития администрации Корякского сельского поселения ФИО2 полагала постановление мирового судьи законным и обоснованным, а жалобу – не подлежащую удовлетворению, поскольку стоимость коммунальной услуги по отоплению здания № 2 по ул. Вилкова в с. Коряки Елизовского района, принадлежащего Отделу на праве оперативного управления, рассчитывается в соответствии с установленными тарифами на тепловую энергию по утвержденным формулам, на стадии разработки плана-закупок на очередной год. Кроме того, в выставленных счетах на оплату потребленной тепловой энергии ООО «КорякТеплоСнаб» всегда подробно указывает объем потребленной энергии, тариф, данный счет всегда проверяется перед оплатой, случаев неправомерно начисленной суммы или двойной оплаты не возникало. Полагала, что к правоотношениям по поставке тепловой энергии, возникшим между Отделом и ООО «КорякТеплоСнаб» подлежат применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заслушав участников процесса, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность по статье 15.14 КоАП РФ наступает за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью целям, определенным законом (решением) о бюджете, договором (соглашением) и иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Как следует из материалов дела, отдел экономического развития администрации Корякского сельского поселения является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме - муниципальное казенное учреждение, целью его деятельности является, в числе прочего: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, определение источников финансирования, включающих бюджетное финансирование, краткосрочное и долгосрочное кредитование, обеспечение своевременного поступления доходов, оформление в установленные сроки финансово-расчетных и банковских операций, оплата счетов поставщиков и подрядчиков. В силу разделов 4, 5 Положения об отделе, органами управления отдела являются администрация и руководитель отдела – начальник отдела, который осуществляет руководство текущей деятельностью отдела на основе единоначалия.

Отдел возглавляет ФИО2 на основании Распоряжения главы администрации Корякского сельского поселения Елизовского муниципального района от 01.07.2016 № 38-к.

Из материалов дела также следует, что здание № 2 по ул. Вилкова в с. Коряки Елизовского района Камчатского края, площадью 372,7 м?, принадлежит отделу экономического развития администрации Корякского сельского поселения на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

20 января 2017 года между Елизовским муниципальным районом и администрацией Корякского сельского поселения заключено Соглашение о перечислении средств федерального, краевого, районного бюджетов бюджету Корякского сельского поселения по разделу «Межбюджетные трансферты».

Согласно бюджету Елизовского муниципального района, в 2017 году из бюджета Елизовского муниципального района на софинансирование расходов по оплате коммунальных услуг учреждений, бюджету Корякского сельского поселения, в частности, отделу экономического развития из сумм межбюджетных трансфертов выделены средства в размере 350650 рублей, из которых отделом экономического развития администрации Корякского сельского поселения оплачена коммунальная услуга по отоплению здания № 2 по ул. Вилкова в с. Коряки за июнь 2017 года в размере 5177 рублей 63 копейки, предоставленная ООО «КорякТеплоСнаб».

Основанием к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Отдела экономического развития администрации Корякского сельского поселения послужили результаты проверки законности, результативности использования средств бюджета Елизовского муниципального района, поступивших в бюджет Корякского сельского поселения в 2017 году, в ходе которой должностные лица Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района пришли к выводу, что Отделом допущено нецелевое использование бюджетных средств, израсходованных на оплату коммунальной услуги по отоплению здания № 2 по ул. Вилкова в с. Коряки за июнь 2017 года в размере 5177 рублей 63 копейки, перечисленных ООО «КорякТеплоСнаб».

Мировой судья, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ в отношении отдела экономического развития администрации Корякского сельского поселения пришел к выводу об отсутствии в действиях Отдела состава правонарушения, поскольку отдел экономического развития, являясь потребителем коммунальной услуги по отоплению здания, оказанной ООО «КорякТеплоСнаб» в июне 2017 года в полном объеме и надлежащего качества, оплатил предоставленный коммунальный ресурс за счет средств бюджета Елизовского муниципального района, выделенных Отделу в виде межбюджетных трансфертов на софинансирование расходов по оплате коммунальных слуг, то есть денежные средства были потрачены на те цели, на которые были выделены, следовательно, факт нецелевого использования бюджетных средств отсутствует, и на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратил производство по делу.

При выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных ст. 26.1 КоАП РФ, мировой судья верно пришел к выводу об отсутствии в действиях Отдела экономического развития администрации Корякского сельского поселения состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, поскольку принимая во внимание, что ООО «КорякТеплоСнаб» является единой теплоснабжающей организацией в границах Корякского сельского поселения, и в июне 2017 года предоставляло отделу экономического развития администрации Корякского сельского поселения коммунальную услугу по отоплению здания № 2 по ул. Вилкова в с. Коряки, данная услуга была получена потребителем и оплачена из средств бюджета Елизовского муниципального района, предоставленных Корякскому сельскому поселению в виде межбюджетных трансфертов на софинансирование расходов по оплате коммунальных услуг, следовательно, денежные средства были потрачены Отделом на цели, предоставленные бюджету поселения из бюджета района.

При этом довод жалобы на отсутствие договора на теплоснабжение в системе ЕИС на сайте госзакупок, что, по мнению административного органа, свидетельствовало об отсутствии договорных отношений между отделом экономического развития администрации Корякского сельского поселения и ООО «КорякТеплоСнаб», не свидетельствует об отсутствии договорных правоотношений между данными сторонами. Из материалов дела следует, что денежные средства бюджету сельского поселения из бюджета района были выделены на оплату коммунальных услуг, в свою очередь, выделенные отделу экономического развития администрации Корякского сельского поселения средства бюджета Елизовского муниципального района были израсходованы на оплату коммунальной услуги по отоплению, то есть на ту цель, на которую они предоставлялись. При таких обстоятельствах, оснований полагать, что Отделом допущено нецелевое использование бюджетных средств, у суда не имеется. Порядок заключения договора теплоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ не относится к предмету вменяемого ФИО2 правонарушения. Не согласиться с указанным выводом мирового судьи, оснований не имеется.

Не влечет отмену постановления довод жалобы о противоречии выводов, содержащихся в обжалуемом постановлении мирового судьи и постановлении Елизовского районного суда от 26.10.2018 в отношении должностного лица ФИО2, поскольку постановление Елизовского районного суда Камчатского края о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – начальника отдела экономического развития администрации Корякского сельского поселения ФИО2 не является источником права, которым следовало руководствоваться при рассмотрении настоящего дела, данный судебный акт носит индивидуальный характер, постановлен по конкретному делу. А кроме этого, в силу правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума № 5, в постановлении о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, исходя из положения, закрепленного в п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что жалоба не содержит правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку доводы, приведённые в жалобе, были в полном объёме проверены мировым судьей при рассмотрении дела и им дана правильная оценка, с учетом установленных по делу обстоятельств.

Часть 4 ст. 30.7 КоАП РФ определяет, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Из данной нормы следует, что по жалобе должностного лица состоявшееся решение по делу об административном правонарушении может быть отменено в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку при рассмотрении жалобы таковых обстоятельств установлено не было, оснований для отмены или изменения постановления от 21 февраля 2019 года не имеется, следовательно, жалоба должностного лица административного органа удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 21 Елизовского судебного района Камчатского края от 21 февраля 2019 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица – отдела экономического развития администрации Корякского сельского поселения прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения - оставить без изменения, а жалобу заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района ФИО3- без удовлетворения.

Судья подпись С.С. Бондаренко

Копия верна Судья С.С. Бондаренко