ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-79/20 от 18.03.2020 Кировского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 12-79/2020 (УИД 54MS0033-01-2019-003563-13)

Поступило в суд 31.01.2020

РЕШЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Судья <адрес> районного суда <адрес>ФИО,

при секретаре ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ЗАО «<данные изъяты>» ФИО на постановление мирового судьи 8-го судебного участка <адрес> судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ЗАО «<данные изъяты>» к административной ответственности по ч.1 ст.20.7 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи 8-го судебного участка <адрес> судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Директором ЗАО «<данные изъяты>» ФИО подана жалоба в порядке ст. 30.9 КоАП РФ, в которой он просит постановление отменить, поскольку с постановлением мирового судьи не согласен в связи с тем, что о дате судебного заседания ЗАО «<данные изъяты>» не был уведомлен. Также здание по адресу: г. <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ перешло на праве собственности к ЗАО «<данные изъяты>». Сведения в техническом паспорте, договоре купли-продажи о наличии в здании ЗС ГО отсутствуют. На момент совершения сделки инженерно-техническое оборудование было демонтировано, защитные свойства как сооружения в целом, так и отдельных его элементов были утрачены. Кроме того, руководитель ЗАО «<данные изъяты>» не был поставлен в известность о регистрации подвального помещения на учет как ЗС ГО с инвентарным номером 0801-55, а также контроля за содержанием ЗС ГО ни со стороны прокуратуры <адрес>, ни со стороны иных контролирующих органов не осуществлялось.

В дополнении к жалобе директор ФИО указывает на отсутствие события административного правонарушения в связи с чем производство по делу в отношении ЗАО «<данные изъяты>» подлежит прекращению, т.к. актом инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ указанное помещение исключено из журнала учета ЗС ГО <адрес>, как необоснованно поставленное.

В судебном заседании законный представитель ЗАО «<данные изъяты>» директор ФИО и защитник ФИО доводы жалобы и дополнение к ней поддержали в полном объеме.

Помощник прокурора <адрес>ФИО просила постановление мирового судьи оставить без изменения.

Допрошенная в судебном заседании свидетель – заместитель начальника Главного управления МЧС России по <адрес>ФИО пояснила, что подвальное помещение, расположенное по адресу: г. <адрес>, 31 внесено в журнал учета защитных сооружений гражданской обороны <адрес>. То, что данный подвал относится к объектам ЗС ГО подтверждается паспортом убежища, инвентаризационной карточкой ЗС ГО от ДД.ММ.ГГГГ, где имеются подписи собственника данного здания. Акт инвентаризации, оценки содержания и использования ЗС ГО от ДД.ММ.ГГГГ носит рекомендательный характер и не является основанием для снятия с учета ЗС ГО в соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны». Порядок снятия ЗС ГО с учета и исключения объекта из журнала учета ЗС ГО установлен данным приказом, согласно которого собственник должен инициировать исключение помещения из объектов ЗС ГО, создается комиссия, делается заключение, затем итоговый акт направляет в МЧС России, после согласования данный акт является основанием для исключения помещения из журнала.

Заслушав лиц, участвовавших в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ст. 1.5 КоАП РФ).

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их исполнению.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> с привлечением заместителя главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка ЗАО «<данные изъяты>» на предмет исполнения установленных требований в области гражданской обороны.

В результате проверки установлено, что ЗАО «<данные изъяты>» не обеспечивает надлежащее содержание защитного сооружения гражданской обороны – убежища, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>.

По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> в отношении ЗАО «<данные изъяты>» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства и вина ЗАО «<данные изъяты>» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, подтверждаются совокупностью исследованных мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ доказательств, в том числе: решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из сводного перечня защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории <адрес>, справкой по результатам обследования защитного сооружения гражданской обороны ЗАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей, постановлением прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении.

Достоверность и допустимость данных доказательств, оцененных мировым судьей в совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, сомнений не вызывают.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ "О гражданской обороне" порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

Согласно п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В силу п. 10 названного Порядка организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны и обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны (далее по тексту – ЗС ГО), организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию ЗС ГО в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила ).

Пунктом 1.2 Правил установлено, что статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - <адрес> ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Согласно пунктам 2.1, 2.2 Правил учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.

Порядок и процедура снятия ЗС ГО с учета регламентирован пунктами 2.5 - 2.12 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Вместе с тем спорный объект не снят с учета в порядке, предусмотренном указанными Правилами.

Так, в силу пункта 2.8 Правил комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО (изменению типа ЗС ГО), оценивает готовность ЗС ГО к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО (приложение N 20 к настоящим Правилам) или акт об изменении типа ЗС ГО (приложение N 23 к настоящим Правилам), или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО (изменении типа данного ЗС ГО).

В материалах дела акт комиссии о принятии соответствующего решения о снятии с учета ЗС ГО или об отказе в снятии с учета ЗС ГО - убежища отсутствует, при этом акт инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (убежище) инв. от ДД.ММ.ГГГГ с предложением исключить объект из Журнала учета защитных сооружений гражданской обороны <адрес> по итогу инвентаризации ЗСГО, как необоснованно поставленный на учет, не является актом о снятии с учета ЗС ГО, принятом в установленном порядке.

Кроме того, дополнительно, на запрос суда предоставлены инвентаризационная карточка ЗС ГО убежища инвентаризационный , в котором имеется подпись генерального директора ЗАО «<данные изъяты>» ФИО, копия паспорта убежища, где указаны основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения, с приложением копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, в котором также имеется подпись ФИО, в связи с чем доводы жалобы о том, что руководитель ЗАО «<данные изъяты>» ФИО не был поставлен в известность о регистрации подвального помещения по адресу: <адрес>, ул. <адрес> на учет как ЗС ГО является не состоятельной.

Согласно ответа Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ № АЛ-1676/09, инвентаризационная комиссия осуществила проверку фактического наличия ЗС ГО, оценку его готовности, произвела уточнение основных технических характеристик, наличие документации ЗС ГО. Инвентаризационной комиссией был составлен акт инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО, в котором отражены сведения о состоянии ЗС ГО на момент осмотра и выводы комиссии, исходя из результатов осмотра. Порядок снятия ЗС ГО с учета и, соответственно, исключения объекта из Журнала учета ЗС ГО установлен приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ). Акт инвентаризации - как основание для снятия с учета ЗС ГО, приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрен. В связи чем выводы и предложения инвентаризационной комиссии, отраженные в акте инвентаризации, носят рекомендательный характер и могут служить основанием для проведения собственником ЗС ГО мероприятий по снятию его с учета (в соответствии с требованиями приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ).

Довод жалобы о неизвещении общества о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей, также является несостоятельным.

Согласно частей 1, 3 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, в производстве которого находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Мировым судьей при подготовке дела к рассмотрению обществу было направлено извещение о месте и времени судебного заседания, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ, заказным письмом с уведомлением по адресу места нахождения общества: <адрес>, указанному в выписке из единого государственного реестра юридических лиц и в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. ), и было возвращено в связи с истечением срока хранения.

При таких обстоятельствах право на непосредственное участие при рассмотрении дела привлекаемого к административной ответственности лица не нарушено и реализовано им в установленном порядке по своему усмотрению.

Следовательно, мировой судья, располагая сведениями о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, правомерно рассмотрел дело в отсутствие законного представителя или защитника общества, что согласуется с требованиями части 2 статьи 25.1 КоАП РФ.

Несогласие директора общества с этими выводами не является достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и не свидетельствует о том, что при вынесении постановления допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Требования, предусмотренные частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, при рассмотрении дела мировым судьей не нарушены, необходимые условия для реализации обществом права на защиту и на непосредственное участие в рассмотрении дела созданы. При этом следует учитывать, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом.

При рассмотрении дела мировой судья установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал правильную юридическую оценку действиям юридического лица ЗАО «<данные изъяты>», и пришел к обоснованному выводу о наличии события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.

Наказание за совершение правонарушения назначено юридическому лицу в пределах санкции ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, в минимальном размере.

Постановление мирового судьи вынесено в соответствии с требованиями КоАП РФ, нарушений установленного порядка рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи 8-го судебного участка <адрес> судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым ЗАО «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей – оставить без изменения, а жалобу директора ЗАО «<данные изъяты>» ФИО на указанное постановление – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Судья подпись ФИО

Подлинник решения находится в деле № 12-79/2020 (уникальный идентификатор дела 54MS0033-01-2019-003563-13) <адрес> районного суда <адрес>.