РЕШЕНИЕ
Судья Норильского городского суда Красноярского края Курунин Сергей Васильевич, рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя – директора Муниципального унитарного предприятия муниципального образования горд Норильск «Норильское производственное объединение пассажирского автотранспорта» З.А.Г. на постановление государственного инспектора Заполярного отдела автотранспортного и автодорожного надзора Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта В.Е.В. от 15.04.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Муниципального унитарного предприятия муниципального образования горд Норильск «Норильское производственное объединение пассажирского автотранспорта» (далее также – МУП «НПОПАТ»), зарегистрированного по адресу: <адрес>, ИНН №, ОГРН №,
установил:
постановлением государственного инспектора Заполярного отдела автотранспортного и автодорожного надзора Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта В.Е.В. от 15.04.2020 МУП «НПОПАТ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Согласно этому постановлению МУП «НПОПАТ» нарушило требования пункта 15 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 7, пунктов 25, 26 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 15, не обеспечив соблюдение режима отдыха водителя Д.Б.Т. в период с 02.02.2020 по 28.02.2020, что выразилось в следующем.
По путевому листу от 10.02.2020 водитель прошел послерейсовый медосмотр в 17 часов 38 минут и по путевому листу от 11.02.2020 он прошел предрейсовый медосмотр в 05 часов 30 минут, время ежедневного (междусменного) отдыха составило 11 часов 52 минуты, вместо положенных 12 часов.
По путевому листу от 11.02.2020 водитель заехал в гараж в 18 часов 27 минут и по путевому листу от 12.02.2020 он прошел предрейсовый медосмотр в 04 часа 50 минут, время ежедневного (междусменного) отдыха составило 10 часов 23 минуты, вместо положенных 12 часов.
По путевому листу от 12.02.2020 водитель прошел послерейсовый медосмотр в 17 часов 36 минут и по путевому листу от 13.02.2020 он прошел предрейсовый медосмотр в 05 часов 08 минут, время ежедневного (междусменного) отдыха составило 11 часов 32 минуты, вместо положенных 12 часов.
По путевому листу от 25.02.2020 водитель прошел послерейсовый медосмотр в 17 часов 33 минуты и по путевому листу от 26.02.2020 он прошел предрейсовый медосмотр в 05 часов 00 минут, время ежедневного (междусменного) отдыха составило 11 часов 27 минут, вместо положенных 12 часов.
По путевому листу от 26.02.2020 водитель прошел послерейсовый медосмотр в 17 часов 34 минуты и по путевому листу от 27.02.2020 он прошел предрейсовый медосмотр в 05 часов 02 минуты, время ежедневного (междусменного) отдыха составило 11 часов 24 минуты, вместо положенных 12 часов.
По путевому листу от 27.02.2020 водитель прошел послерейсовый медосмотр в 17 часов 36 минут и по путевому листу от 28.02.2020 он прошел предрейсовый медосмотр в 05 часов 05 минут, время ежедневного (междусменного) отдыха составило 11 часов 19 минут, вместо положенных 12 часов.
По путевому листу от 06.02.2020 водитель прошел послерейсовый медосмотр в 02 часа 51 минуту и по путевому листу от 08.02.2020 он прошел предрейсовый медосмотр в 05 часов 25 минут, время еженедельного отдыха составило 26 часов 27 минут, вместо положенных не менее 42 часов.
Оспаривая указанное постановление, директор МУП «НПОПАТ» З.А.Г. подал жалобу в Норильский городской суд с просьбой постановление отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Доводы жалобы сводятся к тому, что при вынесении постановления не учтено, что установленная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителя подлежит учету вместе с временем перерыва для отдыха и питания и должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). Приведен расчет времени отдыха водителя Д.Б.Т. В жалобе заявитель также сослался на положения постановления Правительства РФ от 20.12.2019 №1733 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации», в соответствии с которыми отдых водителя от управления транспортным средством должен составлять не менее 11 часов в течение периода, не превышающего 24 часов, который может быть сокращен до 9 часов не более 3-х раз в течение периода, не превышающего 24-х часов. Еженедельный отдых должен быть не менее 45 часов, и может быть сокращен до 24 часов, но не более 1 раза в течение 2 подряд календарных недель. Правилами внутреннего трудового распорядка установлено, что время отдыха водителей автобусов всех типов на регулярных городских пассажирских маршрутах устанавливается ежемесячными и ежесуточными планами-нарядами. Такой режим необходим для выполнения плана пассажирских перевозок.
В судебное заседание законный представитель (защитник) юридического лица, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовал.
Начальник Заполярного отдела автотранспортного и автодорожного надзора Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта К.А.И. просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя органа административной юрисдикции.
При таком положении нахожу возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в полном объеме, оценив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, статьями 11.15.1, 11.23 и 12.21.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на водителей в размере одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - двадцати пяти тысяч рублей.
В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1996 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей, поскольку это непосредственно влияет на безопасность дорожного движения.
Пунктом 15 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 7, установлено, что субъект транспортной деятельности обеспечивает контроль соблюдения установленного законодательством Российской Федерации режима рабочего времени и времени отдыха водителей.
Согласно пункту 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 15, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии - иным представительным органом работников.
Пунктом 26 этого Положения установлено, что еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.
С учетом приведенных норм, применительно к рассматриваемому делу, принимая во внимание, что инкриминированное юридическому лицу административное правонарушение в виде осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, выразившимся в не обеспечении контроля соблюдения установленного законодательством Российской Федерации режима рабочего времени и времени отдыха водителя Д.Б.Т., нельзя признать длящимся или продолжаемым, его следует считать оконченным с того момента, когда закончилось время отдыха водителя.
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 этого Кодекса, составляет два месяца.
В этой связи сроки давности привлечения к административной ответственности за нарушения, касающиеся режима междусменного отдыха водителя Д.Б.Т. в периоды 10-11 февраля 2020 года, 11-12 февраля 2020 года, 12-13 февраля 2020 года истекли 11, 12 и 13 апреля 2020 года соответственно, а касающиеся еженедельного отдыха – 08 апреля 2020 года.
По истечении сроков давности привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Однако, обжалуемое постановление вынесено 15 апреля 2020 года, то есть после наступления указанных сроков, в связи с чем оно подлежит отмене в части признания МУП «НПОПАТ» виновным в не обеспечении режима ежедневного (междусменного) отдыха водителя Д.Б.Т. 10-11 февраля 2020 года, 11-12 февраля 2020 года, 12-13 февраля 2020 года и его еженедельного отдыха 06-07 февраля 2020 года, а производство по делу в этой части подлежит прекращению.
Как следует из материалов дела, МУП «НПОПАТ» является хозяйствующим субъектом, ведущим деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом.
В ходе проверки МУП «НПОПАТ», проведенной в период с 23.02.2020 по 10.04.2020 Заполярным отделом автотранспортного и автодорожного надзора Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на основании распоряжения от 18.03.2020 руководителя указанного надзорного органа, установлено, что водитель автобуса Д.Б.Т. 25.02.2020 прошел послерейсовый медосмотр в 17 часов 33 минуты и 26.02.2020 он прошел предрейсовый медосмотр в 05 часов 00 минут, время ежедневного (междусменного) отдыха составило 11 часов 27 минут; 26.02.2020 водитель прошел послерейсовый медосмотр в 17 часов 34 минуты и 27.02.2020 он прошел предрейсовый медосмотр в 05 часов 02 минуты, время ежедневного (междусменного) отдыха составило 11 часов 24 минуты; 27.02.2020 водитель прошел послерейсовый медосмотр в 17 часов 36 минут и 28.02.2020 он прошел предрейсовый медосмотр в 05 часов 05 минут, время ежедневного (междусменного) отдыха составило 11 часов 19 минут.
Таким образом, МУП «НПОПАТ» осуществляло перевозки пассажиров автомобильным транспортом с нарушением приведенных норм Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, так как продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха Д.Б.Т. в указанные периоды составила менее 12 часов, в связи с чем содеянное образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела актом проверки №31 от 10.04.2020, путевыми листами водителя Д.Б.Т. за февраль 2020 года, иными материалами дела, которые были исследованы должностным лицом при вынесении постановления и получили надлежащую оценку в нем.
При таком положении прихожу к выводу, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения требований, за нарушение которых частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, то есть для соблюдения Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы во внимание не принимаются, поскольку основаны на неверном понимании и толковании приведенных нормативных положений.
Как указано выше, согласно пункта 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 15, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену) (абзац 1).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов (абзац 2).
Из материалов дела следует, что в отношении водителя Д.Б.Т. производится суммированный учет рабочего времени (п.7.5 Правил внутреннего трудового распорядка МУП «НПОПАТ» и приложение к ним «Перечень категорий работников МУП «НПОПАТ», которым вводится суммированный учет рабочего времени, и учетный период» (л.д.66, 77), справка начальника ООТ (л.д.146-147), в этой связи в данном случае применению подлежит второй абзац пункта 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 15, который является специальной нормой.
МУП «НПОПАТ» административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение в соответствии со ст.4.1.1 КоАП РФ, и обусловленная приведенными выше обстоятельствами необходимость отмены постановления должностного лица в части не влечет изменение назначенного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора Заполярного отдела автотранспортного и автодорожного надзора Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта В.Е.В. от 15.04.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Муниципального унитарного предприятия муниципального образования горд Норильск «Норильское производственное объединение пассажирского автотранспорта» в части признания его виновным в не обеспечении режима ежедневного (междусменного) отдыха водителя Д.Б.Т. 10-11 февраля 2020 года, 11-12 февраля 2020 года, 12-13 февраля 2020 года и его еженедельного отдыха 06-07 февраля 2020 года – отменить, производство по делу в этой части прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В остальной части это постановление оставить без изменения, жалобу законного представителя – директора МУП «НПОПАТ» З.А.Г. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд в течении 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Норильского городского суда С.В. Курунин