ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-79/2016 от 20.09.2016 Колпашевского городского суда (Томская область)

Дело № 12-79/2016

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

20 сентября 2016 года г. Колпашево Томской области

Судья Колпашевского городского суда Томской области Ольховская Е.В.,

с участием лица, привлеченного к административной ответственности ФИО1,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление о назначении административного наказания от д.м.г. по ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесенное заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель Н.

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Н. от д.м.г. ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в Колпашевский городской суд Томской области с жалобой о его отмене. В обоснование жалобы указано, что д.м.г. он обратился в Администрацию городского поселения, где ему выдали список кадастровых инженеров, для проведения межевания земельного участка. В этот же день им был заключен договор с кадастровым инженером для проведения кадастровых работ. д.м.г. в Администрацию городского поселения были переданы документы от кадастрового инженера и его заявление для определения земельного участка. д.м.г. им получено постановление о назначении административного наказания, однако в этот день он находился в . д.м.г. он был у Н., однако решение уже было принято.

ФИО1 в судебном заседании жалобу поддержал по основаниям, изложенным выше, дополнительно пояснил, что документы на земельный участок готовятся и сейчас находятся в , после чего они обратятся в Росреестр для регистрации, процедуру с земельным участком они начали с д.м.г.. Кроме того, просил, что если в случае признания его виновным в совершении правонарушения, при вынесении решения просит учесть, что он ранее к административной ответственности не привлекался, является пенсионером, иных доходов не имеет, на основании ч. 2.2. ст.4.1 КоАП РФ просит назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей кодекса.

Опрошенная в судебном заседании заместитель главного государственного инспектора по использованию и охране земель Н. пояснила, что д.м.г. в результате проведения административного обследования объекта земельных отношений установлено, что на земельном участке по адресу: находится гараж, собственником которого является ФИО1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, однако права на земельный участок под этим гаражом у него отсутствуют. Более того, ФИО1 в Администрацию поселения с заявлением о выделении ему земельного участка не обращалась. На рассмотрение дела об административном правонарушении никто не явился, по результатам которого было принято решение и назначен административный штраф.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, будучи не связанным доводами жалобы, проверил дело в полном объёме, при этом приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что оно вынесено д.м.г., согласно почтового уведомления данное постановление было получено ФИО1д.м.г., жалоба заявителем датирована д.м.г., в тот же день поступила в Колпашевский городской суд. Срок обжалования ФИО1 пропущен не был.

Постановлением о назначении административного наказания заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Н. от д.м.г.ФИО1 признан виновным в использовании земельного участка из состава земель населенных пунктов, местоположением: , ряд 4, участок (бокс) 6, путем эксплуатации нежилого одноэтажного гаража, площадью ... кв.м., не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Согласно ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Таким образом, объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.

Статьей 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Исходя из положений статей 25, 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на эти земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Как следует из административного материала, а именно, из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от д.м.г. ФИО1 с д.м.г. является собственником гаража - нежилого помещения, расположенного по адресу:

В то же время, по данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по от д.м.г. сведения о зарегистрированных правах на земельный участок по указанному адресу отсутствуют.

Аналогично, согласно уведомлению филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по от д.м.г., в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке по адресу:

По данным Администрации городского поселения от д.м.г. обращения граждан по вопросу оформления прав на земельный участок по адресу: не поступали.

Из представленных материалов следует, что ФИО1 д.м.г. обратился в Администрацию городского поселения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, то есть после проведенного административного обследования.

Таким образом, из представленного административного материала с очевидностью следует вывод о том, что ФИО1 использует земельный участок из состава земель населенных пунктов, расположенный по адресу: на котором расположен гараж, не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Утверждение должностного лица о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, является обоснованным.

Факт правонарушения зафиксирован соответствующим актом от д.м.г., составленным главным специалистом-экспертом межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Н., имеется фототаблица.

Следовательно, оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса.

Каких-либо нарушений при проведении проверки соблюдения земельного законодательства в отношении ФИО1 должностным лицом допущено не было.

Согласно ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом следует, что лицо, имеющее право пользования земельным участком, в том числе и в результате приобретения прав на объект недвижимости, расположенный на нем, в целях осуществления платности пользования землей обязано оформить в установленном порядке правоустанавливающие документы на землю.

Однако ни договора аренды, ни документов, предусмотренных ч. 9 ст. 3 Федерального закона от д.м.г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ни при рассмотрении дела об административном правонарушении, ни при рассмотрении настоящей жалобы ФИО1 представлено не было. Более того, доказательств обращения ФИО1 в органы местного самоуправления для оформления права на земельный участок под объектом недвижимости после оформления строения в собственность (с д.м.г.) до выявления административного правонарушения, суду не представлено.

А потому, оценивая представленные доказательства в совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, судья приходит к выводу, что имеющиеся в материалах дела доказательства, каждое из которых обладает признаками относимости, допустимости и достоверности, в своей совокупности явились достаточными для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела, а также для обоснованного вывода должностного лица о доказанности вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП, учитывая также то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом ФИО1 вину в совершенном правонарушении признал.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Учитывая, что правонарушение, совершенное ФИО1 нарушает общественные отношения в сфере использования и охраны земель, длящийся характер правонарушения и длительное (более 3 лет) непринятие мер к оформлению прав на земельный участок, принимая во внимание, что использование ФИО1 земельного участка в отсутствие предусмотренных законодательством РФ прав на него влечет нарушение прав неограниченного круга лиц, связанных со свободным использованием данного участка, а также то, что одним из принципов земельного законодательства является приоритет использования земель общего пользования, а также сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (ст. 1 Земельного кодекса РФ), судья полагает, что признаки малозначительности в действиях ФИО1 отсутствуют.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятого по настоящему делу решения, не установлено.

Административное наказание ФИО1 назначено в виде штрафа минимальное, с учётом положений ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 7.1 названного Кодекса, принимая во внимание, что кадастровая стоимость земельного участка не определена.

Вместе с тем, вид административного наказания, назначенного ФИО1, не соответствует положениям ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ.

Пункт 2 части 1 статьи 3.2 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде наложения административного штрафа.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Санкция ст. 7.1 КоАП РФ, как указано выше, предусматривает наказание в виде административного штрафа.

Между тем, в нарушение указанных требований закона, должностное лицо, привлекая ФИО1 к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, назначило ему административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей, то есть наказание, не предусмотренное КоАП РФ, в связи с чем, постановление в данной части подлежит изменению.

Кроме того, ФИО1 заявлено ходатайство о применении положений ч. 2.2. ст. 4.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2. настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах, учитывая личность ФИО1, его имущественное положение, а именно, то что он является пенсионером, иных доходов кроме пенсии не имеет, ранее к административной ответственности не привлекался, судья полагает возможным снизить сумму административного штрафа в отношении ФИО1 до 2 500 рублей. Изменение постановления в данном случае не ухудшит положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление о назначении административного наказания, вынесенное д.м.г. заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель Н. в отношении ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, изменить, назначить ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа, снизив ФИО1 размер административного штрафа до 2 500 (Две тысячи пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение 10 суток со дня его получения.

Судья: Е.В. Ольховская