ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-79/2017 от 16.03.2017 Дзержинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 12-79/2017

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург 16 марта 2017 года

Судья Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга Морозова А.Н., с участием:

- защитника юридического лица АО «АВ» К., представившего доверенность №*** от **.**.****, которому были разъяснены права, предусмотренные ст.ст.25.1, 25.5 КоАП РФ, сущность ст.51 Конституции РФ,

- представителя департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу М., представившего доверенность №*** от **.**.****,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «АВ» К. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СЗФО, заместителя начальника отдела надзора на море Л.. №*** от **.**.**** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ в отношении АО «АВ», <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением №*** от **.**.**** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СЗФО, заместителем начальника отдела надзора на море Л., АО «АВ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, которое выразилось в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, при следующих обстоятельствах.

Согласно служебной записке №***, поступившей в отдел надзора на море (СЗФО, Санкт-Петербург и Ленинградская область) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, отделом администрирования платежей и разрешительной деятельности Департамента проведена проверка своевременности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среды, оказываемое размещением отходов производства и потребления. В результате проверки выявлено, что АО «АВ» (ранее ОАО «АВ») не осуществило своевременно внесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов) в 2014-2015 гг.

**.**.**** Департаментом возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования по ст. 8. 41 Ко АП РФ в отношении АО «АВ» по факту невнесения в установленный срок платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В ходе проведения административного расследования АО «АВ» представило истребованные сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении, по результатам рассмотрения документов установлено следующее.

АО «АВ» осуществляет хозяйственную деятельность по адресам:

промышленная площадка №*** (основная), расположенная по <адрес>

промышленная площадка №*** (ФИО1 база), расположенная по <адрес>

объекты социальной сферы:

База отдыха «******», расположенная по <адрес>

База отдыха «******», расположенная по <адрес>

База отдыха «******», расположенная по <адрес>

Филиал «*******», расположенный по <адрес>

Основным видом деятельности АО «АВ» является проектирование, производство, ремонт и модернизация судов гражданского и военного назначения различных типов.

В процессе хозяйственной деятельности предприятия образуются отходы 1-5 класса опасности. Образующиеся отходы накапливаются на территории предприятия в местах временного накопления, обозначенных в Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Предприятию утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение:

№*** сроком действия с **.**.**** по **.**.**** для основной площадки;

№*** сроком действия с **.**.**** по **.**.**** для филиала «****»;

№*** от **.**.**** сроком до **.**.**** для Базы отдыха «******»;

№*** от **.**.**** сроком до **.**.**** для Базы отдыха «*****»;

№*** от **.**.**** сроком до **.**.**** для Базы отдыха «******»;

- №*** от **.**.**** сроком до **.**.**** для промышленной площадки №*** (<данные изъяты>

Отходы, образующиеся на территории предприятия, передаются для транспортировки, использования, обезвреживания, размещения специализированным организациям, согласно заключенным договорам:

№*** от января 2015 года с ООО «<данные изъяты>»;

№*** от **.**.**** с ЗАО «<данные изъяты>»;

№*** от **.**.**** с ООО «<данные изъяты>»;

№*** от **.**.**** с ООО «<данные изъяты>»;

№*** от **.**.**** с ООО «<данные изъяты>»;

№*** от **.**.**** с ООО «<данные изъяты>»;

№*** от **.**.**** с ОАО «<данные изъяты>» и МП «<данные изъяты>»

№*** от **.**.**** с ООО «<данные изъяты> и №*** от **.**.**** ООО «<данные изъяты>» с ООО «<данные изъяты>»

№***-Т/15 от **.**.**** с ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>

Предприятием ведется учет в области обращения с отходами в соответствии с Приказом Минприроды РФ от **.**.****№***. В ходе административного расследования предприятием представлены журналы учета по данному приказу за 1 - 3 кварталы 2015 года. АО «АВ» представило Акты (справки) о приеме-передаче отходов за 1, 2 и 3 кварталы 2015 года.

Согласно представленным данным на пром. площадке №*** (основная) в 1 квартале 2015 было образовано и передано на размещение (захоронение) 112,374 тонны отходов 4-5 класса опасности; во 2 и 3 квартале - отходы передавались для использования и обезвреживания.

На пром. площадке №*** (<данные изъяты> в 1 квартале 2015 было образовано и передано на размещение (захоронение) 3,269 тонн отходов 4-5 класса опасности; во 2 и 3 квартале - отходы передавались для использования и обезвреживания.

На площадке База отдыха «----» в 1 квартале 2015 было образовано и передано на размещение (захоронение) 18,750 тонн отходов 4-5 класса опасности; во 2 квартале - 12,704 тонны и 3 квартале - 22,892 тонны.

На площадке База отдыха «-----» во 2 квартале 2015 было образовано и передано на размещение (захоронение) 14,868 тонн отходов 4-5 класса опасности; в 3 квартале - 17,942 тонны. В 1 квартале отходы не образовывались.

На площадке База отдыха «-------» в 1 квартале 2015 отходы не образовывались, во 2 квартале было образовано и передано на размещение (захоронение) 12,179 тонн отходов 4-5 класса опасности; в 3 квартале - 15,361 тонна.

АО «АВ» дополнительно направило в адрес Департамента для принятия к рассмотрению и приобщения к материалам дела об административном правонарушении копии документов по филиалу «<данные изъяты>». Согласно представленным справкам и журналу учета отходов в 1 квартале 2015 года на площадке «<данные изъяты>» образовано и передано на размещение (хранение) 10,426 тонн отходов 4-5 класса опасности; во 2 квартале - 10,503 тонны; в 3 квартале - 16,745 тонн.

Таким образом, всего АО «АВ» в 1 квартале 2015 года было образовано и передано для размещения (захоронения, хранения) - 144,819 тонны отходов, во 2 квартале - 50,254 тонны отходов, в 3 квартале - 52,94 тонны.

Отходы, образованные в результате хозяйственной деятельности АО «АВ», передаются для транспортировки ООО <данные изъяты> согласно заключенным договорам, с целью их дальнейшего размещения. Согласно представленным актам (справкам) о приеме-передаче отходов, отходы, образованные АО «АВ», были размещены ООО «<данные изъяты>», согласно имеющимся договорам.

Согласно ст. 1 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным; к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.

Под размещением отходов в силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Во исполнение статьи 16 Закона об охране окружающей среды Постановлением Правительства РФ № 632 утвержден Порядок, определяющий плату и правила ее исчисления за вредное воздействие на окружающую среду, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчётного периода (календарный квартал), не позднее 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом.

Согласно ст. 4 Закона об отходах производства и потребления право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).

К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При этом при передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями (образователями отходов), на специализированный полигон, не происходит перехода права собственности на отходы.

В договорах на оказание услуг по вывозу, транспортированию, захоронению отходов, заключенных АО «АВ» со специализированными организациями не предусмотрен переход права собственности на отходы образователя, так же как и обязанность специализированных организаций производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, являющихся собственностью образователя. Договором №*** от **.**.**** прямо предусмотрено, что «Исполнитель» (ООО «*****») принимает на себя обязательства по оказанию услуг по транспортировке и размещению (без перехода права собственности) ТБО. Договором №*** ООО «******» установлено условие, в соответствии с которым «Заказчик» (АО «АВ») оплату платежей за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет самостоятельно. Договором №*** от **.**.**** предусмотрено, что «Заказчик» (АО «АВ») самостоятельно, в установленном законом порядке рассчитывает и вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду. Сведений о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду организациями, осуществившими размещение отходов, образованных АО «АВ», в адрес Департамента не представлено.

Таким образом, АО «АВ», являясь образователем отходов, не внеся в срок плату за негативное воздействие на окружающую среду, оказываемое размещением отходов производства и потребления, за 1-3 кварталы 2015 года нарушило требования п.3 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Место совершения административного правонарушения: <адрес>

Время совершения административного правонарушения: **.**.****, **.**.****, **.**.****.

Указанным постановлением юридическому лицу АО «АВ» назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере ***)**** рублей.

В жалобе представитель АО «АВ» К. просит постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СЗФО, заместителя начальника отдела надзора на море Л.. от **.**.**** признать незаконным и отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, при этом ссылается на следующие обстоятельства.

Привлечение Общества к административной ответственности осуществлено по ст. 8.41 КоАП РФ за невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду от размещения отходов производства и потребления. В качестве правового основания департамент ссылается на ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89 «Об отходах производства и потребления». Вместе с тем, отсутствие у Общества обязанности за воздействие на окружающую среду от размещения отходов производства и потребления было предметом судебного разбирательства. Вступившим в законную силу судебным актом по делу № А56-13227/2012 судом с участием Общества и Росприроднадзора установлено, что Общество не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления», а следовательно, у Общества не возникает обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Статьей 3 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» закреплен принцип единства судебной системы Российской Федерации, который обеспечивается путем признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений вступивших в законную силу.

В силу ч. 1 ст. 6 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию на всей территории Российской Федерации.

Привлечение общества к административной ответственности по основаниям, которые опровергнуты судебными органами, свидетельствует о пренебрежении Росприроднадзора к судебной системе и вступившими в законную силу судебными актами.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменения качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления.

Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в федеральном законе от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89 «Об отходах производства и потребления» определено, что под размещением отходов понимается хранение и захоронение.

Под хранением отходов понимается их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Захоронение отходов – как изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещение отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89 «Об отходах производства и потребления» предусмотрены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченным федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Общество не занималось размещением отходов производства и потребления в смысле, придаваемой этой деятельности нормами закона. Основным видом деятельности общества является строительство и ремонт судов.

Поскольку общество не осуществляет специализированную деятельность по размещению отходов производства и потребления, обязанность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду отсутствует.

При наличии таких обстоятельств административный орган привлек юридическое лицо к административной от ответственности при отсутствии надлежащих доказательств, с нарушением положений КоАП РФ, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела, в связи с чем, постановление по мнению заявителя является незаконным и подлежит отмене.

Также в дополнении к жалобе заявитель указывает что при привлечении к ответственности административный орган не учел, что Общество не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 №89 «Об отходах производства и потребления», а следовательно у общества не возникает обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. И данный факт установлен вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по делу № №***

Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении данного дела, принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

С 01 января 2016 года нормативно-правовое регулирование внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду было изменено.

Пунктом 20 ст. 1 Федерального закона №458-ФЗ в ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», регулирующую внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, были внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2016 года.

Указанными выше изменениями, установлено, что с **.**.**** внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

В силу указанных изменений в законодательстве обязанность Общества вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду возникла только с **.**.****.

Таким образом, привлечение общества к ответственности за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за периоды до **.**.****, по мнению защиты, является незаконным и противоречит указанному выше принципу преюдициальности вступившего в законную силу судебного акта.

На основании изложенного, постановление от **.**.****№*** о назначении административного наказания в отношении АО «АВ» по ст. 8.41 КоАП РФ, по мнению заявителя, является незаконным и подлежит отмене.

Кроме того, как указывается заявителем, обстоятельства, связанные с исполнением спорных договоров, подлежали исследованию департаментом в процессе привлечения к административной ответственности с последующим отражением данного обстоятельства в постановлении о привлечении к административной ответственности.

Вместе с тем, эти обстоятельства департаментом в процессе привлечения общества к административной ответственности не устанавливались.

Само по себе исполнение либо не исполнение договоров, на которые ссылается департамент в постановлении, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности. Привлекая Общество к административной ответственности, департамент исходил из того, что общество является образователем отходов, но данное обстоятельство не является основанием для возникновения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно закону обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду не поставлено в зависимость от указанного обстоятельства, а также не свидетельствует, что Обществом на окружающую среду оказывается негативное воздействие.

В судебном заседании защитник юридического лица К. поддержал доводы жалобы и просил ее удовлетворить по изложенным в ней доводам.

Представитель департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу М. просил суд обжалуемое постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СЗФО, заместителя начальника отдела надзора на море Л., №*** от **.**.**** оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.

Довод Общества о том, что оно освобождается от обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, так как не осуществляет деятельность по размещению отходов, противоречит судебной практике Верховного Суда РФ. Данная позиция Общества основывается на устаревшей судебной практике Высшего Арбитражного суда РФ, согласно которой обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается только на тех лиц, которые осуществляют деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, по смыслу ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Однако, Постановлением Департамента от **.**.****№*** Общество было привлечено к административной ответственности за невнесение платы за НВОС за период 1-3 квартал 2015 года. Следует учесть, что Верховным судом РФ в Определении от **.**.**** по делу №*** (номер арбитражного дела №***) описанная выше судебная практика ВАС РФ была пересмотрена. В частности, Верховным Судом РФ был сделан вывод о том, что обязанность по внесению платы за НВОС по общему правилу возлагается на лицо, в процессе деятельности которого образуются отходы, так как внесение платы за НВОС является одним из видов расходов на содержание имущества, которые возлагаются на собственника имущества в соответствии со ст. 210 ГК РФ. Данная позиция также соответствует существу регулируемых правоотношений, так как первопричиной негативного воздействия на окружающую среду является именно образование отходов организациями. Полигоны отходов в свою очередь являются природоохранными предприятиями, призванными минимизировать негативное воздействие на окружающую среду от переданных им отходов, путем размещения их на территории полигона наиболее безопасным для окружающей среды способом.

Таким образом, толкование, которого придерживался Верховный суд РФ в упомянутом Определении, в большей степени соответствует логике возникающих правоотношений нежели толкование, которого придерживался ВАС РФ, и которым руководствуется в своей жалобе Заявитель. На момент вынесения оспариваемого Заявителем Постановления о привлечении к административной ответственности вопрос о субъекте платы за НВОС в виде размещения отходов в законодательстве урегулирован не был, что вызывало необходимость ориентироваться на судебную практику высших судов. Как в момент вынесения оспариваемого Постановления, так и в период возникновения спорных правоотношений актуальной была именно описанная выше практика Верховного суда РФ, что и позволило Департаменту руководствоваться ей при привлечении Общества к административной ответственности.

Более того, подобный подход еще до вынесения Верховным судом РФ упомянутого Определения от 04.02.2015 был воспринят законодателем при реформировании Федерального закона «Об охране окружающей среды». Федеральным законом от 21.07.2014 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в указанный закон была введена статья 16.1 «Лица обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду». Согласно абз.2 ч.1 ст. 16.1 плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Аналогичное положение содержится и в ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Данная норма вступила в силу только с 01.01.2016 года, поэтому Департамент не руководствовался ею при вынесении оспариваемого Постановления, однако её введение в федеральное законодательство еще летом 2014 года показывает, что изменение Верховным судом РФ практики ВАС РФ лишь продолжает логику законодателя по регулированию вопроса о субъекте внесения платы за НВОС в виде размещения отходов.

Таким образом, на сегодняшний день законодатель и Верховный суд РФ разделяют субъектов негативного воздействия на окружающую среду в виде размещения отходов (полигоны отходов) и субъектов внесения платы за данный вид негативного воздействия (образователи отходов, размещаемых на полигонах).

Исходя из изложенного, тот факт, что Заявитель не осуществляет деятельность по размещению отходов по смыслу ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», не освобождает его от обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения образованных им отходов.

Довод Общества о нарушении Департаментом обязанности исследовать факт исполнения договоров на вывоз отходов Заявителя с целью определения субъекта внесения платы за НВОС также не обоснован.

Исходя из изложенной выше позиции Верховного суда РФ и федерального законодательства, плата за НВОС в виде размещения отходов по общему правилу вносится собственником данных отходов. Следовательно, чтобы доказать, что Общество является субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, необходимо установить, было ли Общество собственником образованных им отходов в период возникновения обязанности по внесению платы за НВОС. По общему правилу право собственности на отходы приобретает лицо, в процессе деятельности которого они образованы. Факт образования отходов именно Заявителем установлен материалами административного дела и Заявителем не оспаривается. Однако Заявитель мог передать право собственности на указанные отходы полигону или организации - транспортировщику отходов. С целью установления данного факта в рамках административного производства Департаментом у Заявителя истребовались тексты договоров с указанными лицами, действовавших в период возникновения спорных правоотношений. В процессе рассмотрения текстов этих договоров было установлено, что вопрос о переходе права собственности на отходы в них либо не регулирован, что свидетельствует о сохранении права собственности за Обществом по общему правилу, либо напрямую прописано отсутствие перехода права собственности на отходы. Таким образом, в процессе административного производства был установлен факт сохранения за Обществом права собственности на образованные отходы.

Ссылка Заявителя на ч. 6 ст. 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» не имеет отношения к рассматриваемому делу, так как данная норма не регулирует спорные правоотношения.

К самому Обществу данная норма не относится, так как оно не является специализированной организацией, осуществляющей эксплуатацию объекта размещения отходов, о чем ранее неоднократно заявляло в своих процессуальных документах.

Вывод Общества о возникновении у него обязанности по внесению платы за НВОС на основании гражданско - правового договора не основан на положениях закона. Обязанность по внесению платы за НВОС возникает у собственника отходов. Право собственности на вновь образованные отходы возникает у самого Общества, что в силу статьи 210 ГК РФ влечёт возникновение у него обязанность по несению бремени содержания своего имущества, в том числе, внесения обязательных публично-правовых платежей за это имущество. При этом обязанность по содержанию имущества следует за правом собственности на имущество, что позволяет возложить её на то лицо, которому образователь отходов передал право собственности на образованные отходы. Как установлено материалами административного дела, право собственности на отходы, образованные Обществом в период возникновения спорных правоотношений не было передано каким-либо иным лицам, что обязывает Общество нести бремя содержания отходов самостоятельно, в том числе вносить плату за НВОС.

Таким образом, правовым основанием возникновения у Общества обязанности по внесению платы за НВОС является не гражданско- правовой договор, а норма федерального законодательства (статья 210 ГК РФ), и фактическим основанием является образование соответствующих отходов самим Обществом.

Необоснован довод Заявителя о том, что ни в оспариваемом Постановлении, ни в протоколе об административном правонарушении подробно не рассмотрен вопрос о наличии негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение отходов является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду. При этом в данной норме поименованы лишь разрешенные виды негативного воздействия на окружающую среду, за которые в силу принципа платности природопользования, закреплённом в статье 3 упомянутого федерального закона, в обязательном порядке должна вноситься плата за НВОС. Таким образом, государство в силу неизбежности оказания негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении отдельных видов деятельности, в частности размещении отходов, закрепило данные виды деятельности в законе, установив обязательное внесение платы за НВОС при их осуществлении. Данный подход полностью согласуется ""с позицией Конституционного суда РФ, выраженной в Определении от 10.12.2002 №284-О, согласно которой плата за негативное воздействие на окружающую среду призвана экономически компенсировать оказанное хозяйствующим субъектом негативное воздействие. Исходя из изложенного, включением размещения отходов в перечень ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государство констатировало неизбежность оказания негативного воздействия на окружающую среду при его осуществлении. Неизбежность негативного воздействия на окружающую среду обусловлена самими свойствами отходов, которые в соответствии с законодательством подразделяются на 5 классов опасности для окружающей среды.

В силу ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение отходов в любом случае презюмируется оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, в оспариваемом Постановлении установлен факт оказания негативного воздействия на окружающую среду тех отходов, которые были образованы при хозяйственной деятельности Общества.

В ходе рассмотрения жалобы заявителя судом исследованы следующие доказательства, представленные контролирующим органом для судебной проверки:

- постановление о назначении административного наказания №*** от **.**.****, которым установлены юридически значимые факты, на основании которых АО «АВ» привлечено к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ;

- протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ, в отношении АО «АВ» от **.**.****, оформленный с участием защитника юридического лица, полномочия которого подтверждены надлежащей доверенностью;

- представленные юридическим лицом данные учета в области обращения с отходами (по филиалу «*****») за 1 квартал 2015 года;

- представленные юридическим лицом копии заверенных документов в области обращения с отходами по промплощадке №*** и <данные изъяты> в том числе договоры, заключенные во исполнение требований ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на размещение отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности (без перехода права собственности); договоры на вывоз твердых бытовых отходов и на оказание услуг по обращению с отходами, их транспортировке и обезвреживанию (отходы 1-5 классов опасности), утилизации отходов 3-4-5 классов опасности.

Суд, изучив материалы дела, выслушав мнение сторон, приходит к выводу о том, что жалоба заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, выступают общественные отношения, возникающие в сфере внесения платежей в целях компенсации негативного в пределах установленной законодательно нормы воздействия на окружающую среду.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В числе прочих к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В силу п.п.1 и 2 статьи названного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Указанные положения закреплены также ч. 4 <данные изъяты>. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", где также конкретно указано, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

Таким образом, очевидно, что обязанность юридического лица по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов законодательно закреплена названными актами, которые ни в коей мере не противоречат определению понятия «размещение отходов» (статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"), как хранение и захоронение отходов.

По смыслу закона, законодатель разделяет два смысловых понятия: размещение отходов, как один из видов обращения с отходами, которые образовались вследствие хозяйственной деятельности предприятия; и размещение отходов - как специализированный вид деятельности, который осуществляется в специально оборудованных местах и подлежит обязательному лицензированию.

Таким образом, сам по себе факт того, что часть 4 ст.23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" вступила в силу с 01.01.2016, то есть после инкриминированных Обществу событий, не имеет правового значения для привлечения юридического лица к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ, поскольку названная норма Закона лишь конкретизирует его действие и призвана упорядочить правоприменительную практику по привлечению к административной ответственности в соответствии с данной нормой административного закона РФ.

Превалирующее значение для установления виновности юридического лица в данном случае имеют положения статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), которая относит к негативным воздействиям на окружающую среду в том числе и размещение отходов производства и потребления.

Формулировка указанной нормы Закона носит конкретный характер и расширительному толкованию не подлежит, поскольку констатирует, что отходы, которые образовались вследствие хозяйственной деятельности предприятия, априори оказывают негативное воздействие на окружающую среду, поэтому все отходы подразделяются на 5 классов по степени опасности для окружающей среды.

При этом судом признаются несостоятельными ссылки стороны защиты на ч.6 ст.23 Закона об отходах, в соответствии с которой при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается. Данная норма не относима к инкриминируемому Обществу правонарушению, поскольку ему вменяется размещение отходов 4-5 классов опасности. Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности обусловлены степенью негативного воздействия на окружающую среду, и предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы. То есть отнесение отходов к какому-либо классу опасности само по себе подразумевает, что эти отходы оказывают негативное воздействие на окружающую среду, что не требует каких-либо дополнительных доказательств такого рода воздействия. В этой связи ссылки защиты на ч.6 ст.23 Закона об отходах в обоснование невиновности Общества признается судом неприемлемой, поскольку представленными суду доказательствами (документами в области обращения с отходами по промплощадке №*** и <данные изъяты>, договорами на размещение отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности (без перехода права собственности); договорами на оказание услуг по обращению с отходами, их транспортировке и обезвреживанию (отходы 1-5 классов опасности), утилизации отходов 3-4-5 классов опасности), безусловно подтверждено, что Общество размещало отходы, которые априори оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Диспозицией статьи 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

При этом, как верно указывает заявитель в своей жалобе, ссылаясь на решение Верховного Суда РФ от **.**.****, объективная сторона данного правонарушения выражается в бездействии, выразившемся в неперечислении установленной платы в виде конкретной суммы в обусловленный срок, из чего заявитель делает вывод о том, что в постановлении о привлечении к административной ответственности в соответствии с данной нормой административного закона должностное лицо обязано конкретизировать, какие именно суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежали внесению, но не были внесены Обществом. Данное обстоятельство, по мнению стороны защиты, свидетельствует о том, что объективная сторона инкриминируемого правонарушения в обжалуемом постановлении не раскрыта.

В данном случае заявителем подменяются правовые понятия, связанные с установлением виновного поведения, которое заключается в данном случае в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (безотносительно от суммы платежа), поскольку состав инкриминированного Обществу правонарушения является формальным, то есть не зависит ни от наступивших последствий, ни от размера невнесенной платы. И данное обстоятельство ни в коей мере не противоречит позиции Верховного Суда РФ, поскольку бесспорной является обязанность юридического лица вносить в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду в предусмотренном правовыми актами размере, который не влияет на степень административной ответственности, поскольку по смыслу ст.8.41 КоАП РФ эта ответственность наступает безотносительно от суммы платежа в случае, если он не был внесен в установленные законом сроки. А данное обстоятельство не оспаривается заявителем и подтверждено легитимными и процессуально состоятельными доказательствами, на которые суд сослался в обоснование виновности Общества.

Эти доказательства виновности юридического лица в инкриминированном правонарушении составлены в соответствии с требованиями административного закона РФ, содержат необходимые сведения о юридическом лице, привлекаемом к административной ответственности, и описание правонарушения, являются достоверными, объективными и достаточными, то есть удостоверяют юридически значимые для разрешения дела факты. При изложенных обстоятельствах суд отвергает доводы, связанные с преюдициальным значением решения Арбитражного суда по делу №***. Кроме того, данное решение не относимо к инкриминируемому Обществу правонарушению, которое имело место в ****** году.

Протокол об административном правонарушении №*** от **.**.**** составлен надлежащим должностным лицом контролирующего органа, в присутствии Л., наделенной законным представителем АО «АВ» функциями защитника по делам об административных правонарушениях, которая реализовала свои права, изложила правовую позицию Общества по инкриминируемому правонарушению. В ее же присутствии надлежащим должностным лицом контролирующего органа было вынесено обжалуемое постановление.

Обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу в отношении АО «АВ», судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, п.2 4.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Решил:

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СЗФО, заместителя начальника отдела надзора на море Л., №*** от **.**.**** - оставить без изменения, а жалобу защитника юридического лица АО «АВ» К. – без удовлетворения

Настоящее постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вынесения или получения

Судья А.Н.Морозова