ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-79/2018 от 28.02.2018 Заводской районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Мировой судья Ивлева О.М. № 12-79/2018

Решение

Именем Российской Федерации

28 февраля 2018 года город Саратов

Заводской районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Агарковой И.П.,

при секретаре Долдо А.Г.,

с участием старшего помощника прокурора Заводского района г. Саратова Рыбаковой Н.И.,

защитника директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 59 с углубленным изучением предметов» ФИО11 - адвоката Гроздовской Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест старшего помощника прокурора Заводского района г. Саратова Бесараб С.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Заводского района г. Саратова от 14 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 59 с углубленным изучением предметов» ФИО11, <Дата> года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, зарегистрированной по адресу: г. Саратов, <адрес>, проживающей по адресу: г. Саратов, <адрес>,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Заводского района г.Саратова от 14.09.2017 года, с учетом определения об исправлении описки от 17.01.2018 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, в отношении должностного лица директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 59 с углубленным изучением предметов» (далее МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов») ФИО11 прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ.

Считая вынесенное постановление незаконным, старшим помощником прокурора Заводского района г. Саратова Бесараб С.А. принесен протест в Заводской районный суд г.Саратова, в котором просит вышеуказанное постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование принесенного протеста указывает на то, что мировым судьей дана неверная оценка имеющимся в деле доказательствам, подтверждающим факты недобровольности и принуждения родителей учащихся в МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов» к передаче ежемесячных денежных средств в фиксированной форме, а также не приняты во внимание показания свидетеля ФИО12

В судебном заседании старший помощник прокурора Заводского района г. Саратова Рыбакова Н.И. поддержала доводы протеста в полном объеме, просила суд его удовлетворить.

В судебном заседании защитник должностного лица директора МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов» Гроздовская Е.Д. возражала против удовлетворения протеста, просила суд оставить опротестованное постановление мирового судьи без изменения.

В судебное заседание директор МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов» ФИО11 не явилась, о времени и месте рассмотрения протеста извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, проверив материалы дела и исследовав доводы протеста, выслушав старшего помощника прокурора Заводского района г. Саратова Рыбакову Н.И., защитника Гроздовскую Е.Д., приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Заводского района г. Саратова в период с 05.06.2017 года по 14.06.2017 года по обращению ФИО12 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере образования в деятельности МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов», по результатам которой на основании собранных материалов 19.06.2017 года и.о. прокурора Заводского района г. Саратова в отношении директора МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов» ФИО11 возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ.

Согласно данному постановлению в МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов», расположенном по адресу: г. Саратов, <адрес>, при оказании образовательных услуг допускаются нарушения требований законодательства об образовании, а именно, не соблюдается принцип доступности и бесплатности образования при оказании образовательных услуг, что выразилось в следующем.

В ходе проверки установлено, что 01.01.2017 года МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов», Саратовским местным общественным фондом содействия образовательной деятельности МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов» и ООО «Бюро охраны «ГРАНИТ» заключен договор на охрану МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов». Согласно п. 3.1 указанного договора стоимость оказания охранных услуг составляет 44000 рублей в месяц. Заказчик оплачивает услуги в течение 10 дней с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг. Согласно объяснениям родителей учащихся МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов» в указанной школе на постоянной основе осуществляется сбор денежных средств в размере 300 рублей ежемесячно на оплату услуг охраны школы и другие нужды. О необходимости передачи денежных средств на охрану школы родителям регулярно сообщают на родительских собраниях члены родительского комитета и классные руководители - педагоги МОУ «СОШ № 59 с изучением предметов».

В период с 01.09.2016 года по 31.05.2017 года родители учащихся МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов» собрали 1184862 рублей 31 копейку, которые перечислили Саратовскому местному общественному фонду содействия образовательной деятельности МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов» для оплаты услуг по охране школы, оплаты кнопки тревожной сигнализации (услуги ООО «Форд» и ООО «Союз»), оплату Интернета, оплату обслуживания пожарной безопасности (прямая связь 08М ООО «Монтаж проект», оплату счетов за ремонт школы, оплату обслуживания питьевого фонтанчика). Кроме того, денежные средства вышеуказанного фонда расходовались на приобретение бумаги, воды в кулерах, кранов в школе, лапм, замену электросчетчиков, приобретение мешков, метел, лопат и другого хозяйственного инвентаря; оплачивались компьютерные услуги, услуги связи, услуги нотариуса. Вместе с тем, установление периодических ежемесячных денежных взносов в фиксированной сумме на оплату указанных услуг, доведение до сведения родителей через педагогический коллектив информации о необходимости ежемесячной оплаты расходов на охрану школы, фактическое возложение на родителей учащихся обязанности по охране и содержанию образовательной организации свидетельствует о нарушении принципа добровольности внесения благотворительных взносов родителями учащихся МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов». Как следует из Устава образовательного учреждения в компетенцию директора входит решение всех вопросов деятельности учреждения, в том числе и контроль за деятельностью педагогических работников. Директор МОУ «СОШ №59 с углубленным изучением предметов» несет полную ответственность за работу учреждения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении в числе иных обстоятельств подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, выражается, в том числе в нарушении или незаконном ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования.

Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности установлены Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование определено как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Частью 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Частью 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» также установлено, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (часть 4 статьи 5 Закона об образовании).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов также относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

В соответствии с п. 1.10 Устава МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением, учреждение является юридическим лицом и приобретает право на ведение финансово-хозяйственной деятельности, направленной на осуществление образовательного процесса, с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц без ограничения срока деятельности.

Согласно п. 1.1 Устава МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов», учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных действующим законодательством, полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, и не ставит извлечения прибыли основной целью своей деятельности.

Приказом начальника районного отдела образования администрации Заводского района г. Саратова № 181-к от 26.10.2000 года ФИО11 назначена на должность директора МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов», которую занимает в настоящее время.

С должностной инструкцией, регламентирующей деятельность руководителя образовательного учреждения ФИО11 ознакомлена, что подтверждается ее подписью.

Как установлено мировым судьей и следует из материалов дела, с 18.02.2014 года зарегистрирован и осуществляет свою деятельность Саратовский местный общественный фонд содействия образовательной деятельности МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов» г. Саратова, который расположен по адресу: г. Саратов, <адрес>, Н17.

Как следует из Устава Саратовского местного общественного фонда содействия образовательной деятельности МОУ «СОШ №59 с углубленным изучением предметов» г.Саратова, он является юридическим лицом, не имеющим в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли для ее распределения между Учредителями (участниками) фонда. В случае получения дохода в результате деятельности фонда он должен направляться на реализацию уставной цели, (пункт 1.5). Имущество, преданное фонду его учредителями (участниками) является собственностью фонда. Фонд является общественным объединением, не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной гражданами на основе добровольных имущественных взносов. Учредители (участники) не отвечают по обязательствам фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей (участников) (пункт 1.4). Фонд обязан ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества, (пункт 1.7).

Основной целью Фонда является формирование имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на цели: содействие развитию образования; содействие МОУ «СОШ №59 с углубленным изучением предметов» в развитии учебно-материальной базы школы, улучшению условий образовательного процесса в школе, содействие в развитии способностей и талантов обучающихся в школе детей, создание благоприятных условий для воспитания, учебы, труда и отдыха обучающихся детей и иные, перечисленные в п.2.1. Устава.

Согласно п. 7.3 Устава источниками формирования имущества фонда являются в числе прочего поступления от участников фонда, добровольные взносы и пожертвования, предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее - Закон о благотворительной деятельности) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Согласно ст. 2 названного Закона благотворительная деятельность осуществляется, в том числе в целях содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности.

В силу ст. 5 Закона о благотворительной деятельности благотворителями являются лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах, перечисленных в указанной норме, в частности, в форме бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств. Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Пожертвованием в соответствии с п. 1 ст. 582 ГК РФ признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 настоящего Кодекса.

При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что в период с 01.09.2016 года по 31.05.2017 года родители учащихся МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов» собрали 1184862 рублей 31 копейку, которые перечислили Саратовскому местному общественному фонду содействия образовательной деятельности МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов» с целью обеспечения безопасности учебно-воспитательного процесса, жизнедеятельности школы (материалы), а также на общехозяйственные затраты, что подтверждается отчетом о расходовании благотворительных пожертвований в Саратовский местный общественный фонд содействия образовательной деятельности МОУ «СОШ №59 с углубленным изучением предметов» за период с 01.09.2016 года по 31.05.2017 года.

Расценив данные платежи как обязательные и нарушающие право учеников на получение бесплатного образования ФИО12 обратилась в прокуратуру Заводского района г. Саратова для проведения прокурорской проверки.

Как следует из пояснения опрошенной на стадии проведения прокурорской проверки и допрошенной в судебном заседании ФИО12 в ходе беседы по телефону учитель ФИО13 просила принести деньги на ремонт и учебники: по 2500 рублей на ремонт с ребенка, по 1800 рублей на учебники с ребенка. Деньги на ремонт ФИО12 не принесла, также попросила учителя ФИО13 предоставить перечень учебников с указанием их стоимости. ФИО13 предоставила перечень учебных тетрадей на печатной основе, сказала, что в разговоре имела в виду учебные тетради на печатной основе. Эти тетради ФИО12 приобрела через Интернет, дешевле, чем это предлагали в школе. Также пояснила, что не заключала договор со школой на оказание платных образовательных услуг.

Факт совершения указанных действий классный руководитель 1 «л» класса ФИО13 оспаривала, что отражено в ее объяснениях от 07.06.2017 года. При этом, она указала, что не просила ФИО12 принести деньги на ремонт школы и на учебники. В конце мая 2016 года она говорила с родителями будущих учеников 1 «л» класса о необходимости приобретения ими прописей и тетрадей на печатной основе, ей известно, что родители сдают в добровольном порядке деньги в фонд школы в размере 300 рублей в месяц. Родители решили собирать по 230 рублей в месяц на нужды класса. Указанные обстоятельства также были подтверждены в судебном заседании свидетелем ФИО1

Опрошенные помощником прокурора ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, являющиеся родителями учащихся МОУ «СОШ <№> с углубленным изучением предметов», пояснили, что вносили денежные средства в фонд школы и класса добровольно наличными деньгами, либо перечисляя на банковскую карту члену родительского комитета, которая перечисляла деньги на расчетный счет по реквизитам, переданным руководителем класса, либо на счет фонда. Кроме того, опрошенная в ходе судебного заседания ФИО5 также пояснила, что денежные средства в фонд школы родителями вносились по их же решению и на добровольной основе.

Таким образом, из предоставленных в материалы дела доказательств следует, что денежные средства вносятся родителями обучающихся в виде пожертвований и исключительно на добровольной основе, это также установлено мировым судьей в ходе судебного разбирательства.

Норм, запрещающих образовательным учреждениям получать такие пожертвования, законодательство об образовании не содержит.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 582 ГК РФ на принятие пожертвования не требуется чьего-либо согласия или разрешения.

Данных, указывающих на то, что взносы родителей носят принудительный характер, а невнесение денежных средств влечет какие-либо последствия, ограничивающие или нарушающие права обучающихся, в материалах дела не содержится.

Материалами дела объективно подтверждено и в ходе производства по делу мировым судьей установлено, что денежные средства поступали от родителей в Саратовский местный общественный фонд содействия образовательной деятельности МОУ «СОШ №59 с углубленным изучением предметов» на улучшение условий обучающихся исключительно на добровольной основе.

Исходя из добровольности производимых взносов, отсутствуют основания для вывода о том, что внесение родителями денежных средств в целях улучшения условий обучающихся повлекло нарушение или ограничение их права на получение общедоступного и бесплатного образования.

Данных, указывающих на незаконное нарушение или ограничение такого права, материалы дела не содержат, соответствующих доказательств в ходе производства по делу не добыто, что с учетом конкретных обстоятельств дела не позволяет сделать вывод о виновности директора МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов» ФИО11 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.5.57 КоАП РФ.

Не свидетельствуют о виновности ФИО11 показания свидетеля ФИО10 в части обязательности платежей, поскольку к указанным показаниям мировой судья верно отнесся критически, как к основанным на субъективном восприятии данным свидетелем информации. По аналогичным основаниям суд также относится критически к показаниям свидетеля ФИО10, данным при рассмотрении протеста на постановление по делу об административном правонарушении.

Таким образом, суд приходит к выводу, что мировым судьей, на основании имеющихся в материалах дела доказательствах, сделан верный вывод о том, что взносы родителей учащихся МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов» в пользу Саратовского местного общественного фонда содействия образовательной деятельности МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов» г. Саратова не обусловлены просьбами или предложениями педагогов либо директора МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов», а указанные взносы правильно расценены как добровольные благотворительные взносы, предусмотренные в том числе п. 7.3 Устава Саратовского местного общественного фонда содействия образовательной деятельности МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов» г. Саратова.

Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

Допустимость и достоверность принятых мировым судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу мировой судья дал надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, доводы протеста не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей были допущены нарушения, не позволившие вынести законное постановление. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления, не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка № 2 Заводского района г. Саратова от 14.09.2017 года и направления на новое рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.5.57 КоАП РФ, в отношении МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов» ФИО11, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Заводского района г.Саратова от 14 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 59 с углубленным изучением предметов» ФИО11, оставить без изменения, а протест старшего помощника прокурора Заводского района г. Саратова Бесараб С.А. - без удовлетворения.

Судья И.П. Агаркова