ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-79/2022 от 25.05.2022 Падунского районного суда г. Братска (Иркутская область)

УИД 38MS0047-01-2022-001004-24

РЕШЕНИЕ

г. Братск 25 мая 2022 года

Судья Падунского районного суда г. Братска Иркутской области Афонина Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении № 12-79/2022 по жалобе ООО (данные изъяты) на постановление мирового судьи (данные изъяты) от 06 апреля 2022 года (резолютивная часть оглашена 1 апреля 2022 года) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.34 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью (данные изъяты)

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи (данные изъяты) от 06 апреля 2022 года (резолютивная часть оглашена 1 апреля 2022 года) Общество с ограниченной ответственностью (данные изъяты) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.34 Кодекса РФ об административным правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО (данные изъяты) в лице директора ФИО2 подало жалобу, в которой просит его отменить, прекратить производство о привлечении к административной ответственности ООО (данные изъяты) в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указало, что мировым судьей административное дело было рассмотрено в одном судебном заседании, без отложения на другую дату, что нарушило право на защиту ООО (данные изъяты). ООО (данные изъяты) подало возражения на протокол от 17 февраля 2022 года с приложением документов, но как выяснилось позже, документы были поданы ошибочно мировому судье (данные изъяты) 31 марта 2022 года, которому изначально был направлен протокол АП, была допущена опечатка в «шапке» номера судебного участка, в самом тексте возражений номер судебного участка указан верно. Ранее между ООО (данные изъяты) и ООО (данные изъяты) заключен Договор от 1 декабря 2016 года о присоединении и взаимодействии сетей электросвязи, согласно которому (данные изъяты) оказывает оператору услуги присоединения к сети (данные изъяты). На данный момент действует Договор от 27 июля 2018 года о присоединении и взаимодействии сетей электросвязи (передачи данных), заключенный между ООО (данные изъяты) и (данные изъяты), согласно которому (данные изъяты) оказывает оператору услуги по присоединению и по пропуску Интернет-трафика, а оператор оплачивает услуги. Согласно п. 5.3 Приложения № 2 к Договору, при оказании Услуги по пропуску Интернет-трафика (данные изъяты) не ограничивает доступ к любым ресурсам сетей передачи данных, за исключением доступа к ресурсам, запись о которых внесена в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа (данные изъяты) осуществляет своими техническими средствами. То есть ООО (данные изъяты) присоединен к сетям (данные изъяты), а само (данные изъяты) присоединено к сетям (данные изъяты). Следовательно, Протокол от 17.02.2022 составлен в отношении ненадлежащего лица. Как следует из Протокола от 17 февраля 2022 года ООО (данные изъяты) ранее не привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.34 КоАП РФ и в отношении ООО (данные изъяты) впервые составлен Протокол по указанной статье, однако суд не принял во внимание данное обстоятельство и признал ООО (данные изъяты) виновным и применил административное наказание в виде штрафа 100000 рублей. 23 марта 2022 года мировым судьей (данные изъяты) по делу о привлечении к административной ответственности юридического лица – ООО (данные изъяты), предусмотренной ч. 1 ст. 13.34 КоАП РФ вынесено постановление, согласно которому производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.34 КоАП РФ в отношении ООО (данные изъяты) прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебное заседание ни законный представитель ООО (данные изъяты), ни представитель по доверенности не явились, от представителя ООО (данные изъяты) по доверенности ФИО3 поступили письменные пояснения, согласно которым, доводы, изложенные в жалобе от 22 апреля 2022 года поддерживают в полном объеме. Обращает внимание, что на момент рассмотрения жалобы на постановление мирового судьи срок давности привлечения к административной ответственности истек. Просит отменить постановление мирового судьи по делу и прекратить производство о привлечении к административной ответственности ООО (данные изъяты), предусмотренного ч. 1 ст. 13.34 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В судебное заседание должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении не явилось, от ведущего специалиста-эксперта ФИО4 отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области поступили письменные возражения, согласно которым, печень сайтов, доступ к которым должен быть ограничен, актуализируется ежедневно и на операторов связи, в частности, на юридическое лицо – ООО (данные изъяты) возложена обязанность по ограничению доступа к таким сайтам. Действия ООО (данные изъяты) в виде заключения договора не свидетельствует о том, что в действиях юридического лица отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, обязанность по ограничению доступа к сайтам в сети «Интернет», доступ к которым ограничен, возложена на ООО (данные изъяты) как на оператора связи, не исполнена, что подтверждается Актом мониторинга и протоколом мониторинга. ООО (данные изъяты) осуществляет деятельность по оказанию услуг связи на основании имеющейся лицензии. В соответствии с Федеральным законом № 126-ФЗ услуги оказываются только на основании лицензии. Порядок и условия присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия регулируются положениями Главы 4 Закона «О связи». Положениями Закона «О связи» не регламентирован полный переход обязанностей, предусмотренных п. 5 ст. 46 Закона «О связи» к оператору связи, который занимает существенное положение в сети связи общего пользования при заключении Договора о присоединении и взаимодействии сетей электросвязи. Указанная обязанность в силу положений п. 5 ст. 46 Закона «О связи» закреплена за оператором связи, оказывающим услуги связи на основании лицензии на оказание услуг связи. Договор о присоединении и взаимодействии сетей электросвязи заключается по общим правилам гражданского законодательства с учетом положений ст. 18 Закона «О связи», в связи с чем, оператор связи, который занимает существенное положение в сети связи общего пользования, несет гражданско-правовую ответственность за неисполнение условий заключенного договора перед лицом – оператором связи, с которым заключен такой договор. Субъектом административной ответственности оператор связи, который занимает существенное положение в сети связи общего пользования (данные изъяты) не является, поскольку в соответствии с п. 5 ст. 46 Закона «О Связи», ст.ст. 15.1-15.4 Федерального закона № 149-ФЗ делегирование ответственности за неисполнение обязанностей, предусмотренных лицензией, на иное лицо, законом не предусмотрено. Довод о том, что мировым судьей ошибочно применена санкция к ООО (данные изъяты) ввиду первого составления протокола об АП в размере 100 000 рублей несостоятелен, так как санкция ч. 1 ст. 13.34 КоАП РФ предполагает назначение юридическим лицам минимального административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей до 500000 рублей.

Изучив жалобу, пояснения к жалобе, а также письменные возражения на нее, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Часть 1 статьи 13.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривают ответственность за неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Исходя из части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

В Единый реестр, в соответствии с п. 9 Правил ведения Единого реестра Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий, массовых коммуникаций вносятся сведения с доменными именами, указателями страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевыми адресами, позволяющими идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно пункту 10 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет", за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи".

17 февраля 2022 года ведущим специалистом-экспертом Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Иркутской области (Управление Роскомнадзра по Иркутской области) ФИО4 в отношении Общества с ограниченной ответственностью (данные изъяты) составлен протокол об административном правонарушении , согласно которому, в ходе анализа акта мониторинга выполнения оператором связи требований по ограничению доступа к ресурсам в сети «Интернет» от 20.01.2022, поступившее из ФГУП (данные изъяты), обнаружено неисполнение оператором связи ООО (данные изъяты), оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» обязанности по ограничению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, что свидетельствует о нарушении пункта 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2013 года № 126-ФЗ «О связи», пункта 10 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Данное требование КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении мировым судьей соблюдено в полной мере.

В постановлении мировым судьей в полном объеме исследованы доказательства, на основании которых им установлены фактические обстоятельства по делу и сделан вывод о наличии в действиях ООО (данные изъяты) состава административного правонарушения, указан вывод о его виновности в совершении административного правонарушения, мотивированы вид и размер назначенного административного наказания.

Свой вывод о виновности ООО (данные изъяты) в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.34 КоАП РФ, мировой судья обосновал следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 17 февраля 2022 года, копией акта мониторинга филиала ФГУП (данные изъяты) от 20.01.2022 , копией протокола мониторинга филиала ФГУП (данные изъяты) от 20.01.2022 , копией лицензии ООО (данные изъяты) от 26.10.2019 на оказание телематических услуг связи, выпиской из ЕГРЮЛ. Оценка доказательств соответствует требованиям ст. 26.11 КоАП РФ.

Имеющийся протокол составлен в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Мировой судья верно определил, что общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В своей жалобе ООО (данные изъяты) указало, что мировой судья рассмотрел дело об административном правонарушении в первом судебном заседании, нарушив их право на защиту. Между тем, как следует из административного материала , ООО (данные изъяты) надлежащим образом было извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении – 01 апреля 2022 года, согласно отчету об отслеживании отправления, направленное в адрес ООО (данные изъяты) сообщение получено 18 марта 2022 года, то есть у ООО (данные изъяты) имелось достаточно времени для предоставления письменных возражений по делу, однако на момент рассмотрения дела об административном правонарушении по существу таких возражений в адрес мирового судьи не поступило.

Законодательство об административных правонарушениях не устанавливает какого-либо прямого запрета на рассмотрение дела об административном правонарушении при надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, в первом судебном заседании.

Доводы ООО (данные изъяты) о том, что обществом ошибочно были направлены письменные возражения мировому судье (данные изъяты) не имеют правового значения и не влекут отмены принятого мировым судьей решения.

Из письменных возражений ООО (данные изъяты) следует, что 1 декабря 2016 между ООО (данные изъяты) и ООО (данные изъяты) заключен Договор от 1 декабря 2016 года о присоединении и взаимодействии сетей электросвязи, согласно которому (данные изъяты) оказывает оператору услуги присоединения к сети (данные изъяты). 27 июля 2018 года между ООО (данные изъяты) и (данные изъяты) заключен Договор о присоединении и взаимодействии сетей электросвязи (передачи данных). В подтверждение своих доводов ООО (данные изъяты) прилагает соответствующие Договоры.

Согласно договору от 27 июля 2018 года, (данные изъяты) оказывает оператору услуги по присоединению и по пропуску Интернет-трафика, а оператор оплачивает услуги. Согласно п. 5.3 Приложения № 2 к Договору, при оказании Услуги по пропуску Интернет-трафика (данные изъяты) не ограничивает доступ к любым ресурсам сетей передачи данных, за исключением доступа к ресурсам, запись о которых внесена в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа (данные изъяты) осуществляет своими техническими средствами.

На основании этого, ООО (данные изъяты) полагает, что ООО (данные изъяты) присоединен к сетям (данные изъяты), а само (данные изъяты) присоединено к сетям (данные изъяты), следовательно, Протокол от 17.02.2022 составлен в отношении ненадлежащего лица.

Вместе с тем, положения п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» и п. 10 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» возлагают обязанность по ограничению доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и распространение которой запрещено в Российской Федерации на оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется ООО (данные изъяты) в соответствии с п. 4б лицензионных требований по лицензии на оказание телематических услуг связи.

На сети передачи данных ООО (данные изъяты) был установлен аппаратный модуль (данные изъяты), предназначенный для осуществления функций мониторинга доступности сайтов сети «Интернет», содержащих информацию, запрещенную на территории Российской Федерации в рамках работы АС (данные изъяты).

Таким образом, лицом, ответственным за ограничение доступа к информации, распространение которой запрещено в Российской Федерации, является оператор связи – ООО (данные изъяты).

Порядок и условия присоединения сетей электросвязи установлен Главой 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», а также Правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2005 года № 161.

Положения указанного Федерального закона и Правил не предусматривают переход обязанности по ограничению доступа к информации, распространение которой запрещено в Российской Федерации к оператору связи, который занимает существенное положение в сети связи общего пользования при заключении Договора о присоединении и взаимодействии сетей электросвязи. Указанная обязанность в силу положений п. 5 ст. 46 Федерального закона «О связи» возложена на оператора связи, оказывающего услуги связи на основании лицензии на оказание услуг связи.

При этом, порядок заключения договора о присоединении и взаимодействии сетей электросвязи, а также ответственность за неисполнение условий договора в силу ст. 18, 19 Федерального закона «О связи» и пункта 18 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, прихожу к выводу, что в данном случае ООО (данные изъяты) является надлежащим субъектом ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.34 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях определено, что некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В соответствии с ч. 1 статьи 9 Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, при назначении административного наказания за неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, несмотря на то, что данное административное правонарушение совершено впервые, оснований для замены административного штрафа предупреждением не имелось, поскольку данное административное правонарушение несет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства.

Поскольку санкция части 1 статьи 13.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от 100 000 рублей до 500 000 рублей, мировым судьей обоснованно применен минимальный размер наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Также административное наказание ООО (данные изъяты) назначено в пределах санкции примененного закона и в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, смягчающих и при отсутствии отягчающих ответственность обстоятельств, является соразмерным содеянному, справедливым и в полной мере соответствует целям наказания, указанным в ст. 3.1 КоАП РФ.

Нарушений административного законодательства, препятствовавших полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих по своим правовым последствиям отмену постановления мирового судьи, по делу не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи (данные изъяты) от 06 апреля 2022 года (резолютивная часть оглашена 1 апреля 2022 года) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.34 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью (данные изъяты), оставить без изменения, а жалобу ООО (данные изъяты) – без удовлетворения.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу немедленно.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано или опротестовано в порядке надзора в соответствие со ст. ст. 30.12–30.14 КоАП РФ.

Судья: Ю.П. Афонина