12-7/2017
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
21 сентября 2017 года с. имени Полины Осипенко
Судья суда района имени Полины Осипенко Хабаровского края Гаркуль И.В.,
с участием заместителя прокурора района имени Полины Осипенко Хабаровского края по поручению от Хабаровского транспортного прокурора Герасимова Э.Э.,
защитника ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» ФИО5,
рассмотрев жалобу законного представителя ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» - и.о. генерального директора ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от 30 июня 2017 г. № 6-24/76-2017 старшего государственного инспектора отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полета УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО2 в отношении ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» по ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ.
УСТАНОВИЛ
Постановлением старшего государственного инспектора отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полета УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО2 от 30 июня 2017 г. № 6-24/76-2017 ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» привлечено к административной ответственности по ст. 11.15.2 ч.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
И.о. генерального директора ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» ФИО1. обратился с жалобой на постановление от 30 июня 2017 г. № 6-24/76-2017, в которой указал, что с постановлением не согласны, оно вынесено с нарушением норм КоАП РФ, законодательства о транспортной безопасности, о государственной регистрации юридических лиц. При рассмотрении дела не приняты во внимание возражения предприятия на акт проверки, объяснение предприятия, ходатайство о переносе срока составления протокола. Начиная с 23 июня 2017 г. до 30 июня 2017 г. предприятие и исполняющий обязанности директора в общей сложности 6 раз привлечены к административной ответственности по одним и тем же основаниям, одним и тем же статьям ( ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ), с незаконным разделением субъекта транспортной инфраструктуры по объектам. Составлены и направлены в суд 4 протокола об административным правонарушениях в отношении предприятия по ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ. В отношении предприятия и и.о. генерального директора всего надзорным органом возбуждено 13 дел. При этом, не учитывается факт наличия одного субъекта транспортной инфраструктуры с несколькими объектами, однородность нарушений, количество должностных лиц назначенных в данной сфере. При этом, «Аэропорт <данные изъяты> «Аэропорт <данные изъяты>» и другие филиалы не являются отдельными структурными подразделениями с правами юридического лица и соответственно субъектами транспортной инфраструктуры. Если имеется нарушение у субъекта транспортной инфраструктуры, то и привлекаться должно юридическое лицо за все имеющиеся объекты транспортной инфраструктуры сразу и все нарушения. На основании п. 5 ст. 4.1 КоАП РФ невозможно привлечение единого юридического лица, являющимся единым субъектом транспортной инфраструктуры – 7 раз по количеству имеющихся филиалов за одно и то же административное правонарушение. Просят отменить постановление и производство по делу прекратить, либо в случае отказа, снизить штраф.
Защитник ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» ФИО5, в судебном заседании жалобу поддержал частично, представил дополнения в письменном виде и пояснил, что с данным постановлением как и с протоколом от 23.06.2017 № АБ34/2017 не согласен по следующим основаниям:
1) проверка проведена с нарушением положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее ФЗ № 294), Положения о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 № 216 (далее – Постановление № 236), а также Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок за обеспечением транспортной безопасности, утвержденным приказом Минтранса России от 13.12.2011 № 313 (далее – Регламент № 313), чем нарушены права Предприятия как юридического лица.
Распоряжение и.о. начальника УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО3 от 11.04.2017 № 214-р издано с нарушением положений вышеуказанных нормативных актов. В распоряжении в пункте 13 в перечне документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки только в 16 абзацах указаны документы, а в 20 абзацах указано о предоставлении сведений, которые не являются документами. Запрашиваемые сведения изложены в разделах Плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее – План ОТБ) и приложениях к нему. Приложения к Плану ОТБ являются неотъемлемыми частями Плана ОТБ. Сам План ОТБ не запрашивается, однако, в акте проверки и в протоколе указаны вменяемые нарушения со ссылками на План ОТБ.
Предприятием к началу проверки представлен доклад по распоряжению и пояснения по 37 абзацам пункта 13 с указанием разделов Плана ОТБ и его приложений, содержащих запрашиваемые сведения в виду того, что План ОТБ является документом ограниченного доступа. План ОТБ в 2-х экземплярах в электронном и бумажном носителе находятся в <данные изъяты> и доступ к ним контрольно-надзорному органу предоставлен.
Коме этого, Предприятие имеет действующий сертификат ФАВТ.ДВ.А.07.00174 по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту <данные изъяты>. Документация по авиационной безопасности и программа по авиационной безопасности согласовывается и утверждается Дальневосточным МТУ Росавиации, а часть документации согласовывается с УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора и согласована 13.05.2015 № 6-17/5804.1 для аэропорта <данные изъяты>.
2) нарушения в Акте проверки от 26.05.2017 № 6-20/04 и в протоколе от 26.06.2017 № АБ33/2017 указаны необоснованно. Предприятие в соответствии с п.12 ст.16 и п.4 ст.21 ФЗ № 294 ознакомившись с результатами документарной проверки, указывает в возражениях от 09.06.2017 исх. № 11-1496 на несогласие с Актом проверки и выданным предписанием. Однако, контрольно-надзорным органом не рассмотрены объяснения, представленные в возражении и в докладе по распоряжению, в нарушение положений п.12 ст.16, п.п 2, 5 и 6 ст.18, п.2 и 3 ст.21 ФЗ № 294 и не дан Предприятию ответ, объяснения не отражены в протоколе, чем нарушены положения ст.ст. 26.20 и 26.3, ч.ч. 2 и 4 ст. 28.2 КоАП РФ.
В связи с необоснованностью вменяемых по результатам проверки нарушениям Предприятие 03.07.2017 обратилось в УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора о правомерности деятельности госинспекторов при осуществлении контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности. Управление не подтвердило факт подготовки и аттестации в установленном порядке должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный транспортный надзор в области гражданской авиации.
3) в пункте 1 протокола и постановления контрольно-надзорный орган указывает, что План ОТБ аэропорта <данные изъяты> не соответствует утвержденным Дальневосточным МТУ Росавиации от 05.12.2012 № 22 результатам оценки уязвимости аэропорта <данные изъяты>, в части отражения сведений о критическом элементе объекта транспортной инфраструктуры и его границах. Данное нарушение не обоснованно и не соответствует действительному положению. Так, искажена дата утверждения Плана ОТБ. План ОТБ аэропорта <данные изъяты> разработан прежним собственником КГУП «Хабаровские авиалинии» и утвержден Дальневосточным МТУ Росавиации 18.06.2013 №27. В дальнейшем в План ОТБ вносились изменения, не требующие утверждения. Аэропорт <данные изъяты> как объект транспортной инфраструктуры воздушного транспорта 4 категории принят 10.10.2014 в состав Предприятия в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 № 1114-р с утвержденным 18.06.2013 Планом ОТБ.
В соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности Предприятием внесены изменения в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта за № АРП0000686 в связи со сменой собственника объекта (письмо Росавиации от 03.06.2016 № 8.06-259 и выписка из реестра).
Именно заключением Дальневосточного МТУ Росавиации от 05.12.2016 № 121 утверждены изменения в Плане ОТБ в отношении критического элемента в связи с представлением Предприятием материалов по обследованию здания аэровокзала. Таким образом, сведения об отсутствии критического элемента и его границ, указанные в разделе 2.5 Плана ОТБ аэропорта <данные изъяты>, соответствуют действительности и не являются нарушением положений ч.1 ст.9 ФЗ №16, п.3 п.п.5 п.4 Порядка-34, состав правонарушения отсутствует.
По пункту 2 протокола и постановления: указано, что План ОТБ аэропорта <данные изъяты> не содержит сведений о местах размещения и составе систем и средств досмотра. Однако, в соответствии с п.17 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142, определено, что КПП аэропортов, отнесенных в соответствии с законодательством РФ к 4 или 5 категории объекта транспортной инфраструктуры, оборудуются средствами связи, освещением, турникетами, тревожной сигнализацией, воротами без дистанционного управления, переносными техническими средствами досмотра физических лиц, автотранспорта и грузов, а оснащение системами досмотра не предусмотрено. Аэропорт <данные изъяты> относится к 4 категории, в Плане ОТБ предоставлены сведения о местах размещения и составе средств досмотра и изложены в соответствующих разделах Плана ОТБ, а также в разделах 2-9 Приложения № 6 к Плану ОТБ, а размещение КПП-1 и КП также указано на Схеме контролируемой зоны аэропорта (Приложение № 14 к Плану ОТБ и приложение №2 к Приложению № 6 Плана ОТБ). Таким образом, положения ч.1 ст.9 ФЗ № 16 и п.п.10 п.4 Порядка-34 не нарушены, состав правонарушения отсутствует.
По пункту 3 протокола и постановления: указано, что План ОТБ аэропорта <данные изъяты> не содержит сведения о порядке доступа к сведениям, содержащимся в Плане (на стр.59 в разделе 9 Плана ОТБ указаны лишь должности лиц, допущенных к Плану). Порядок доступа к документам ограниченного доступа для организаций гражданской авиации утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.11.2015 от 1257 «Об утверждении правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, и правил проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу» (далее – Правила ДСП). На основании п.п.2, 3, 4 Правил ДСП в разделе 9 Плана ОТБ аэропорта <данные изъяты> указаны должности, а также сведения определяющие порядок доступа должностных лиц уполномоченных подразделений федеральных органов власти (ФСБ и МВД России) и других организаций, взаимодействие с которыми осуществляется при реализации Плана ОТБ, а также персонал Предприятия и объекта транспортной инфраструктуры с указанием объема сведений, необходимых для выполнения работ этими лицами, в целях исключения доступа других лиц к сведениям содержащимся в Плане. В разделах 1.2, 9, 10 Плана ОТБ определено, что лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры – начальник САБ, осуществляет обеспечение конфиденциальности Плана ОТБ, в том числе, ознакомление должностных лиц, определенных в разделе 9, со сведениями содержащимися в Плане ОТБ, а также доводит необходимую информацию. Таким образом, в Плане ОТБ аэропорта <данные изъяты> содержатся сведения о порядке доступа к сведениям, содержащимся в нем. Таким образом, положения ч.1 ст.9 ФЗ № 16 и п.п.18 п.4 Порядка-34 не нарушены, состав правонарушения отсутствует.
По пункту 4 протокола и постановления: указано, что План ОТБ аэропорта <данные изъяты> не содержит сведения о порядке организации как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти учений и тренировок. Однако, в разделе 8 Плана ОТБ представлен именно порядок последовательности выполнения обязательных при подготовке и проведении учения или тренировки мероприятий (этапов), таких как: планирование даты, сроков, темы учения; оформления документов, подготовки обучаемых, посредников, других участников, материальной базы и средств, осуществления контроля за действиями участников учений.
В приложении к докладу от 17.05.2017 № 14-1285 по распоряжению на проведение проверки контрольно-надзорному органу представлены План проведения учений в 2017 году и Журнал проведения учений, тренировок, где содержатся сведения в соответствии с порядком организации учения (тренировки). Таким образом, положения ч.1 ст.9 ФЗ № 16 и п.п.20 п.4 Порядка-34 не нарушены, состав правонарушения отсутствует.
Ссылка контрольно-надзорного органа на длящееся правонарушение не обоснованна, в виду отсутствия нарушений и их состава. Кроме того, Предприятие имеет действующий сертификат по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту <данные изъяты>, согласованную в установленном порядке Программу авиационной безопасности аэропорта <данные изъяты>, а также согласованные УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора технологии проведения всех видов досмотра с использование имеющихся средств досмотра, которые соответствуют требованиям законодательства РФ об авиационной и транспортной безопасности и Плану ОТБ, а Положение (Инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режимах в аэропорту <данные изъяты> является составной и неотъемлемой частью Плана ОТБ объекта транспортной инфраструктуры и приложением № 6 к нему.
Представитель УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания был извещен надлежащим образом, предоставили письменные возражения, согласно которым просили отказать в удовлетворении жалобы. В возражениях указали, что возражения предприятия, объяснение приняты во внимание при рассмотрении протокола, в обязанности должностных лиц не входит давать оценку каждой фразе законного представителя предприятия. Сведения о планируемых мероприятиях предприятием не представлялись. Обстоятельств смягчающих ответственность не установлено. В отношении доводов жалобы о нарушении ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ указали, что в соответствии со ст. 6 ФЗ от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и пунктом 2 Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 21 февраля 2011 № 62 категорирование должно быть проведено в отношении каждого объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства. В свою очередь в отношении каждого категорированного объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства проводится оценка уязвимости и разрабатывается отдельный план обеспечения транспортной безопасности. Учитывая, что состав административного правонарушения является формальным, то есть не требуется наличие объективной стороны (факта причинения вреда), то неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности и в отношении каждого из объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, подходящих под определения, содержащихся в пунктах 5 и 11 части 1 статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности», образуют самостоятельный состав административного правонарушения, и как следствие необходимость в составлении отдельного протокола. Нарушения, выделенные проверкой филиала ФКП «Аэропорты Дальнего Востока «Аэропорт <данные изъяты>», зафиксированные актом проверки №6-20/04 от 26.05.2017 и постановлением №6-24/76-2017 от 30.06.2017 указывают нарушения субъектом транспортной инфраструктуры (ФКП «Аэропорты Дальнего Востока) на конкретном объекте транспортной инфраструктуры (Аэропорт <данные изъяты>). Доводы Заявителя демонстрируют избирательный подход в толковании и применению законодательства РФ не соответствующий действительности. Объективных причин, препятствующих исполнению юридическим лицом - ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» требований, возложенных на него законодательством Российской Федерации, не установлено. На основании изложенного, Управление просит суд: в удовлетворении жалобы ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» отказать.
Прокурор полагает постановление подлежащим отмене, поскольку в судебном заседании не нашли своего подтверждения указанные в протоколе и акте нарушения, а также из представленного плана ОТБ аэропорта <данные изъяты> следует, что требования и правила при разработке плана ОТБ соблюдены. Юридическое лицо подлежало привлечению к ответственности 1 раз, поскольку проводилась документарная проверка в отношении структурных подразделений, одним органом, нарушения однородные, имущество находится в оперативном управлении одного предприятия. Помимо этого, полагает, что при производстве нарушены положения ст. 4.5 КоАП РФ о сроке давности привлечения к административной ответственности, правонарушение ошибочно отнесено к длящимся, срок необходимо исчислять с момента представления плана в компетентный орган на утверждение. Срок давности истек в январе 2017 года, в связи с чем протокол является незаконным. Постановление подлежит отмене без обсуждения вины лица.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы, изложенные в жалобе, заслушав защитника заявителя, прокурора, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ - административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению все обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ нарушение правил порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, совершенное по неосторожности, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О транспортной безопасности" на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно п. 8 ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О транспортной безопасности" порядок обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.11.2015 № 1257 «Об утверждении правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, и правил проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу» утвержден Порядок доступа к документам ограниченного доступа для организаций гражданской авиации.
П 2. Настоящих Правил устанавливает, что они обязательны к применению осуществляющими обращение с информацией ограниченного доступа:
а) специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности (далее - специализированные организации);
б) субъектами транспортной инфраструктуры;
в) силами обеспечения транспортной безопасности.
П. 3. Правил предусматривает, что допуск работников субъекта транспортной инфраструктуры или специализированной организации, а также сил обеспечения транспортной безопасности к информации ограниченного доступа осуществляется на основании письменного распоряжения лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, и (или) лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры (группе объектов транспортной инфраструктуры), и (или) лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на транспортном средстве (группе транспортных средств), и (или) руководителя специализированной организации (далее - ответственные лица).
П. 4. Правил предусматривает, что допускается обращение с информацией ограниченного доступа:
а) исполнителями работ на объекте транспортной инфраструктуры и транспортном средстве в объеме сведений, необходимых для выполнения этих работ, на основании письменного распоряжения лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности, и (или) руководителя специализированной организации;
б) силами обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и транспортном средстве и силами обеспечения транспортной безопасности на других объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения взаимодействия между указанными силами.
Согласно распоряжению № 214-р от 11 апреля 2017 г. управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДФО проведена плановая документарная проверка в отношении ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» «Аэропорт <данные изъяты>» в сроки с 22 мая 2017 г. по 26 мая 2017 г.
По результатам проверки составлен соответствующий акт от 26 мая 2017 г. № 6-20/04, и вынесено предписание об устранении нарушений законодательства РФ от 26 мая 2017 г. № 6-21/12.
06 июня 2017 г. ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» получено извещение о составлении протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 11.15.2 КоАП РФ 23 июня 2017 г.
Предприятием представлены письменные возражения по акту проверки от 09 июня 2017 г. № 11-1496.
21 июня 2017 г. ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» направило ходатайство об отложении составления протокола, в связи с участием представителей в Хабаровском краевом суде 23 июня 2017 г. в 11.30 час., с приложением подтверждающих документов.
Определением от 21 июня 2017 г. в удовлетворении ходатайства отказано.
23 июня 2017 г. составлен протокол об административном правонарушении № АБ34/2017 в отношении ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» по ст. 11.15.2 ч. 1 КоАП РФ, копия протокола направлена предприятию 23 июня 2017 г.
Главным государственным инспектором отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ в связи с тем, что
план обеспечения транспортной безопасности аэропорта <данные изъяты>, разработанный СТИ, утвержденный Дальневосточным МТУ ВТ Росавиации от 05.12.2016 № 121 не соответствует утвержденным Дальневосточным МТУ ВТ Росавиации от 05.12.2012 № 22 результатам оценки уязвимости аэропорта <данные изъяты>, в части отражения сведений о критическом элементе объекта транспортной инфраструктуры и его границах, ( ч. 1 ст. 9 ФЗ № 16, п. 3, пп. 5 п.4 Порядка-34)
план ОТБ аэропорта <данные изъяты> не содержит сведений о местах размещения и составе систем и средств досмотра, (ч. 1 ст. 9 ФЗ № 16, пп.10 п. 4 Порядка-34)
план ОТБ аэропорта <данные изъяты> не содержит сведения о порядке доступа к сведениям, содержащимся в плане, ( в плане указаны лишь должности лиц, допущенных к Плану) (ч. 1 ст. 9 ФЗ № 16, пп.18 п. 4 Порядка-34)
план ОТБ не содержит сведений о порядке организации как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти учений и тренировок, указаны общие формулировки, не являющиеся указанным порядком. (ч. 1 ст. 9 ФЗ № 16, пп.20 п. 4 Порядка-34)
При этом, объекту транспортной инфраструктуры – аэропорту <данные изъяты>, Федеральным агентством воздушного транспорта присвоена 4 (четвертая) категория, соответствующие записи внесены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, информационное письмо Росавиации от 03 июня 2015 г. № 8.06-257.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2008, N 30 (часть II), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634) приказом Минтранса России от 11.02.2010 № 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. (Далее порядок)
Порядком установлено, что план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (далее - План) разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (далее - компетентный орган). ( п.2)
3. План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
4. План оформляется в виде текстового документа с графическими план- схемами, являющимися составной и неотъемлемой его частью.
В Плане отражаются сведения:
5) о строениях, помещениях, конструктивных, технологических и технических элементах объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства и их границ);
10) о местах размещения и составе систем и средств сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации (далее - технические средства обеспечения транспортной безопасности);
18) порядке доступа к сведениям, содержащимся в Плане;
20) порядке организации как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти учений и тренировок.
5. План разрабатывается отдельно для каждого объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства.
6. План представляется в компетентный орган в трех экземплярах: первый и второй экземпляры на бумажном, третий на электронном носителе.
Решение об утверждении Плана либо об отказе в его утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней.
Решение оформляется в виде заключения и утверждается руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом).
7. Первый экземпляр Плана, утвержденного руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом) и заверенного гербовой печатью, направляется (вручается) субъекту транспортной инфраструктуры, второй и третий экземпляры остаются в компетентном органе, из которых формируется документальная и электронная базы.
В соответствии с п.17 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142, определено, что КПП аэропорта оборудуются средствами связи, освещением, турникетами, металлическими воротами с автоматизированными системами открытия и закрытия, приводимыми в действие с помощью средств дистанционного управления, системой видеонаблюдения и видеозаписи, тревожной сигнализацией, стационарными техническими средствами досмотра физических лиц, а также смотровыми площадками, специальными устройствами для досмотра транспортных средств и грузов и принудительной остановки.
КПП аэропортов, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности к 4 или 5 категории объектов транспортной инфраструктуры, оборудуются средствами связи, освещением, турникетами, тревожной сигнализацией, воротами без дистанционного управления, переносными техническими средствами досмотра физических лиц, автотранспорта и грузов.
Из материалов дела следует, что План ОТБ аэропорта <данные изъяты>, разработан прежним собственником (КГУП «Хабаровские авиалинии») на основе результатов проведённой оценки уязвимости и утвержден компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности – Дальневосточным МТУ Росавиации заключением № 27 от 18 июня 2013 г.
Аэропорт <данные изъяты> как объект транспортной инфраструктуры воздушного транспорта 4 категории принят 10.10.2014 в состав предприятия в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2014 г. № 1114-р. ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» внесены изменения в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта за номером АРП0000686 в связи со сменой собственника объекта.
ФКП «аэропорты Дальнего Востока» внесены изменения в план ОТБ.
Согласно письму начальника отдела безопасности Дальневосточного МТУ ВТ Росавиации от 24 декабря 2015 г. рассмотрен план ОТБ объекта транспортной инфраструктуры филиал ФКП «Аэропорты дальнего Востока» «Аэропорт Богородское», выявлены замечания: п.2.5 Критические элементы объекта транспортной инфраструктуры. В соответствии с утвержденными результатами оценки уязвимости аэропорта Богородское был определен критический элемент – здание аэровокзала. При разработке Плана ОТБ аэропорта этот критический элемент не учтен. Для вывода критического элемента из Результатов оценки уязвимости аэропорта Богородское необходимо сделать дополнительную оценку уязвимости аэропорта, либо провести комиссионное обследование объекта и вывести здание аэровокзала из критического элемента. Акт обследования представить в Дальневосточное МТУ ВТ Росавиации.
Приказом № 334/од от 18 октября 2016 г. и.о. генерального директора ФКП «Аэропорты дальнего Востока» ФИО4 создана комиссия для обследования элемента ОТИ- здания аэровокзала аэропорта <данные изъяты>.
Комиссией составлен акт на предмет обследования элемента здание аэровокзала филиала предприятия аэропорта <данные изъяты> в связи с необходимостью внесения изменений в План ОТБ. Комиссия пришла к выводу, что здание СПЗ ОТИ не может являться критическим элементом ОТИ.
Заключением Дальневосточного МТУ ВТ Росавиации от 05.12.2016 г. № 121 утверждены изменения в Плане ОТБ в отношении критического элемента в связи с представлением предприятием материалов по обследованию элемента ОТИ- здания аэровокзала, на основании акта обследования, утвержденного 01.11.2016 на основании приказа от 18.10.2016 № 334/од.
Следовательно, компетентный орган при вынесении положительного заключения пришел к выводу, что представленный обществом План обеспечения транспортной безопасности разработан в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 11.02.2010 № 34 « Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».
В судебном заседании был исследован ПЛАН ОТБ аэропорта <данные изъяты>.
В плане ОТБ представлены сведения о местах размещения и составе средств досмотра и изложены в разделах 2.4.2, 2.4.18, 3.1.2, 3.2 Плана, разделах 2-9 Приложения 6, на схеме контролируемой зоны аэропорта- зоны транспортной безопасности и маршрутов патрулирования аэропорта <данные изъяты>, приложение 14, приложение 2 к приложению 6. В соответствии с п.17 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142, оснащение Аэропорта <данные изъяты> как объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта 4 категории, системами досмотра не предусмотрено.
В разделе 9 Плана ОТБ аэропорта <данные изъяты> указаны должности, а также сведения определяющие порядок доступа должностных лиц уполномоченных подразделений федеральных органов власти (ФСБ и МВД России) и других организаций, взаимодействие с которыми осуществляется при реализации Плана ОТБ, а также персонал Предприятия и объекта транспортной инфраструктуры с указанием объема сведений, необходимых для выполнения работ этими лицами, в целях исключения доступа других лиц, к сведениям содержащимся в Плане.
В разделе 1.2, 9 и 10 Плана ОТБ определено, что начальник САБ, в ведении которого находится документация Плана ОТБ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.11.2015 № 1257 «Об утверждении правил обращения со сведениями о результатах проведённой оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа и правил проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу» и приказом по предприятию от 25.01.2016 № 25/од осуществляет обеспечение конфиденциальности Плана ОТБ, в том числе ознакомление определенных в разделе 9 должностных лиц со сведениями, содержащимися в плане ОТБ, а также доводит необходимую информацию.
В разделе 8 Плана ОТБ указан порядок последовательности выполнения обязательных при подготовке и проведению учений или тренировок мероприятий ( этапов). На предприятии утвержден План проведения учений на 2017 год и ведется журнал учета проведения учений.
Предприятие имеет действующий сертификат ФАВТ.ДВ.А.07.00174 по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту <данные изъяты>.
На основании изложенного, судья приходит к выводу, что план ОТБ аэропорта <данные изъяты> ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» утвержден и разработан в соответствии с требованиями Порядка-34, и об отсутствии в бездействии юридического лица ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» состава данного административного правонарушения.
В соответствии со ст. 6 ФЗ от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и пунктом 2 Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 21 февраля 2011 № 62 категорирование должно быть проведено в отношении каждого объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства. В свою очередь в отношении каждого категорированного объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства проводится оценка уязвимости и разрабатывается отдельный план обеспечения транспортной безопасности.
Доводы указанные в жалобе о нарушении положений п. 5 ст. 4.1 КоАП РФ судья признает несостоятельными, поскольку проверки проводились на основании различных распоряжений, в семи филиалах предприятия в разное время, в каждом филиале имеется отдельный план ОТБ, в связи с чем нарушений требований ст. 4.1 п. 5 КоАП РФ не допущено.
В соответствии п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП Российской Федерации, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно ст. 24.5 ч.1 п. 2 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.
На основании изложенного, судья приходит к выводу, что постановление от 30 июня 2017 г. № 6-24/76-2017 о привлечении ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Жалобу и.о. генерального директора ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» ФИО1 удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полета УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО2 № 6-24/76-2017 от 30 июня 2017 о привлечении ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях– отменить.
Производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании ст. 24.5 ч. 1 п. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения.
Судья И.В. Гаркуль