ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-7/18 от 15.06.2018 Анадырского районного суда (Чукотский автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

15 июня 2018 года г.п.Угольные Копи

ул.Школьная,13

Судья Анадырского районного суда Чукотского автономного округа Евланова А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе юридического лица Администрации Анадырского муниципального района на постановление о назначении административного наказания №000282-П от 06.04.2018 о привлечении юридического лица - Администрации Анадырского муниципального района к административной ответственности по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, вынесенное начальником отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому АО Северо-Восточного территориального Управления Росрыболовства Завражиным А.В.,

у с т а н о в и л:

постановлением о назначении административного наказания №000282-П от 06.04.2018, вынесенным начальником отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому АО Северо-Восточного территориального Управления Росрыболовства Завражиным А.В., юридическое лицо - Администрация Анадырского муниципального района признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Как следует из обжалуемого постановления, в ходе плановой выездной проверки на основании приказа руководителя СВТУ ФАР от 08.02.2018 №36, 14.03.2018 в 10 часов 40 минут на территории Анадырского района Чукотского АО, в районе поселка Канчалан, на правом берегу реки Канчалан (в границах водоохраной зоны, в 60-ти метрах от уреза воды) обнаружена свалка бытового мусора: установлен деревянный короб, в котором находится бытовой мусор (картонные коробки, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, стеклянные бутылки, консервные банки и пищевые отходы), разбросанный на территории 10 кв.м.

В постановлении приведены нормативные акты, подтверждающие, по мнению должностного лица, вынесшего постановление, вину Администрации Анадырского муниципального района в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ: ст.65 Водного кодекса РФ, подп.5-7 ст.ст.12, 23 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства, ст.ст.22, 40 Федерального закона от 25.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире», ст.50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

В постановлении указано, что вина юридического лица подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 30.03.2018 №000282, план-схемой места правонарушения с привязкой к местности от 14.03.2018, фото-схемами от 14.03.2018.

Не согласившись с указанным постановлением, Администрация Анадырского муниципального района обратилась в суд с жалобой, в обоснование которой указано, что оно является незаконным, поскольку ящик установлен жителями сельского поселения Канчалан с целью организации сбора отходов потребления от населения, проводящего активный отдых на берегу реки Канчалан и улучшения санитарного состояния прибрежной зоны в соответствии с п.4 ч.16 ст.65 Водного кодекса РФ. А развал мусора произошел вследствие штормового ветра, которым сорвало крышку ящика.

В соответствии с частями 3, 4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений входящих в состав Анадырского района осуществляется органами местного самоуправления Анадырского муниципального района. Указано, что неверной является ссылка начальника отдела Завражина А.В., что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, что администрацией не сделано. Это противоречит требованиям п.4 ч.16 ст.65 ВК РФ, предусматривающей, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Однако бытовые отходы размещены в водоохраной зоне реки в деревянном коробе, что подтверждается материалами дела. Государственный реестр объектов размещения отходов включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Ящик, установленный для сбора бытовых (коммунальных) отходов, образованных от жизнедеятельности населения не является объектом для хранения отходов и не предназначен для долгосрочного складирования (более 11 месяцев) и осуществления хозяйственной деятельности, а соответственно не подпадает под определение сооружения для сбора отходов и производства, указанный в п.4 ч.16 ст.65 ВК РФ.

Также указывает, что начальником отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому автономному округу Завражиным А.В. при составлении протокола об административном правонарушении от 30.03.2018 № 000282 указано, что, село расположено вдоль берега реки Канчалан, а спорный ящик для сбора отходов, согласно предъявленной схеме, находится в непосредственной близости к въезду в само село и входит в зону обслуживания Управляющей компании ООО «ЧукотЖил-Сервис-Угольные Копи, осуществляющей услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, в соответствии с договорами, заключенным с собственниками и нанимателями жилых помещений.

Указывает также, что в резолютивной части постановления №000282-П 06.04.2018 о назначении административного наказания начальником отдела Завражиным А.В. признано виновным юридическое лицо Администрация Анадырского муниципального района (в лице Главы Администрации Савченко С.Л.), однако это противоречит единообразному пониманию в отношении какого лица вынесено данное постановление о назначении административного наказания.

Просит суд отменить постановление о назначении административного наказания №000282-П от 06.04.2018 о привлечении юридического лица - Администрации Анадырского муниципального района к административной ответственности по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, вынесенное начальником отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому АО Северо-Восточного территориального Управления Росрыболовства Завражиным А.В.

В процессе рассмотрения дела Администрация Анадырского муниципального района уточнила доводы жалобы и указала, что администрация не является надлежащим субъектом по данному правонарушению, поскольку в соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.2 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», частей 3,4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений, входящих в состав Анадырского района, осуществляется органами местного самоуправления Анадырского муниципального района. Организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов осуществляет Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного круга на основании Положения о Департаменте, утвержденного Постановлением Правительства Чукотского АО от 24.02.2016 №80.

В судебное заседание представитель Администрации Анадырского муниципального района не явился. О месте и времени слушания дела извещен в установленном законом порядке. В заявлении просил суд рассмотреть дело без участия представителя.

Начальник отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому АО Северо-Восточного территориального Управления Росрыболовства Завражин А.В. в судебное заседание не явился. О месте и времени слушания дела извещен в установленном законом порядке. В заявлении просил рассмотреть дело без его участия.

Исследовав письменные материалы дела, суд полагает жалобу Администрации Анадырского муниципального района подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Хозяйственная деятельность - совокупность действий, направленных, в частности, на пополнение запаса материальных благ и обеспечение возможной полноты удовлетворения потребностей, которым они призваны служить. С этой целью существующие блага хранятся, добываются и производятся новые, перемещаются в пространстве и в меновом обороте, а также организуется их потребление (Словарь финансовых и юридических терминов).

Под иной деятельностью подразумевается любая иная деятельность, не относящаяся к хозяйственной.

Согласно ст.29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Согласно ст.28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Как следует из протокола об административном правонарушении в ходе плановой выездной проверки на основании приказа руководителя СВТУ ФАР от 08.02.2018 №36, 14.03.2018 в 10 часов 40 минут на территории Анадырского района Чукотского АО, в районе поселка Канчалан, на правом берегу реки Канчалан (в границах водоохраной зоны, в 60-ти метрах от уреза воды) обнаружена свалка бытового мусора: установлен деревянный короб, в котором находится бытовой мусор (картонные коробки, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, стеклянные бутылки, консервные банки и пищевые отходы), разбросанный на территории 10 кв.м. Административным расследованием установлено, что юридическое лицо – Администрация Анадырского муниципального района допустила размещение бытовых отходов, отходов производства и потребления сельского поселения Канчалан в границах водоохраной зоны реки Канчалан Анадырского района Чукотского АО.

Исходя из указанной информации единственным определением места совершения правонарушения является указание «в районе поселка Канчалан». Более точное установление места совершения правонарушения не содержится ни в протоколе об административном правонарушении, ни в иных документах, приложенных к административному материалу. Исходя из этого, установить точное место совершения правонарушения не представляется возможным, то есть в данном случае должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, не соблюдены требования ч.2 ст.28.2 КоАП РФ.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с требованиями ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, событие административного правонарушения.

В соответствии с пп.4, 6 ч.1 ст.29.10, ч.2 ст.30.7 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении и решении по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

В нарушение вышеуказанных положений закона в протоколе об административном правонарушении, постановлении по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица Администрации Анадырского муниципального района не отражены обстоятельства правонарушения, отсутствует четкое описание события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий юридического лица по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.

Частью 1 ст.8.42 КоАП РФ предусмотрено наказание за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

Данная норма является бланкетной, то есть отсылочной, и для привлечения к административной ответственности по данной статье требуется установить нарушение юридическим лицом установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ограничений хозяйственной и иной деятельности.

Перечисленные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемом постановлении нормы права, содержащие общие требования по охране окружающей среды применительно к водоохраной зоне, не дают точного указания на то, что нарушено юридическим лицом применительно к диспозиции ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.

Из содержания протокола об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении невозможно установить, какие действия (бездействие) образуют объективную сторону административного правонарушения, вменяемого Администрации Анадырского муниципального района, то есть в чем заключалось совершение действия или бездействие Администрации Анадырского муниципального района в водоохранной зоне водного объекта, и какие нарушения ограничений хозяйственной и иной деятельности были ею совершены со ссылкой на нормы права.

Отсутствие в протоколе об административном правонарушении четкого описания события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий юридического лица по указанной в нем норме, противоречит требованиям ч.2 ст.28.2 КоАП, нарушает право лица, в отношении которого ведется производство по делу, на защиту и лишают судью, орган, должностное лицо, рассматривающих дело об административном правонарушении, возможности проверить обоснованность предъявленного обвинения, его доказанность и принять правильное решение по делу.

Согласно ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в том числе, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

В данном случае протокол об административном правонарушении и обжалуемое постановление составлены одним и тем же должностным лицом. Постановление содержит те же нарушения норм КоАП РФ, что и протокол об административном правонарушении.

Согласно п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, отсутствие события административного правонарушения являются обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, суд считает нецелесообразным входить в обсуждение доводов жалобы Администрации Анадырского муниципального района.

При таких обстоятельствах постановление о назначении административного наказания №000282-П от 06.04.2018 о привлечении юридического лица - Администрации Анадырского муниципального района к административной ответственности по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, вынесенное начальником отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому АО Северо-Восточного территориального Управления Росрыболовства Завражиным А.В. не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

постановление о назначении административного наказания №000282-П от 06.04.2018 о привлечении юридического лица - Администрации Анадырского муниципального района к административной ответственности по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, вынесенное начальником отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому АО Северо-Восточного территориального Управления Росрыболовства Завражиным А.В., отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ в отношении юридического лица - Администрации Анадырского муниципального района прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В.Евланова