ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-7/18ГОДА от 20.02.2018 Осташковского городского суда (Тверская область)

Дело № 12-7/2018 года

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г.Осташков 20 февраля 2018 года

Судья Осташковского городского суда Тверской области

Кокарева Н.А.,

с участием генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Осташков ЖКХ» Осипенко В.А.,

рассмотрев жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Осташков ЖКХ» Осипенко В. А. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования по Тверской области, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тверской области Голофеевой С. А. от 15 сентября 2017 г. №35-225-2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования по Тверской области, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тверской области Голофеевой С.А. № 35-225-2017 от 15 сентября 2017 г. ООО «Осташков ЖКХ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.46 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, по тем основаниям, что ООО «Осташков ЖКХ», осуществляющее хозяйственную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не предприняло меры по соблюдению правил и норм действующего законодательства, не исполнило положения ст.69.2 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно: в срок до 01 января 2017 г. не предприняло меры по постановке на государственный учет, объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В жалобе генеральный директор ООО «Осташков ЖКХ» Осипенко В.А. просит об отмене постановления, ссылаясь на то, что в протоколе об административном правонарушении от 04.09.2017 №33-276-2017 и постановлении об административном правонарушении №35-225-2017 от 15.09.2017 содержится ссылка на обнаружение события правонарушения без подтверждения сведений об отсутствии объекта-полигон ТБО, площадью 100000кв.м., на государственном учете. С 01.07.2016 и до получения Обществом лицензии на деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, размещение отходов осуществляется на полигоне ТБО «Универсал Н» на основании договора №01/07-16 ТБО от 01.07.2016. Данная информация неоднократно доводилась до Управления Росприроднадзора по Тверской области.

Полагает, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в нарушение ст.28.5 КоАП РФ спустя восемь месяцев со дня выявления совершения административного правонарушения – 02 января 2017 г.

Считает оспариваемое постановление не отвечающим ст.29.10 КоАП РФ, поскольку оно не мотивировано, не содержит в себе ссылку на протокол об административном правонарушении, не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Указывает, что фактически ООО «Осташков ЖКХ» отходы с 01.07.2016 не размещаются (хозяйственная деятельность на объекте не осуществляется) на полигоне ТБО, доказательств, свидетельствующих об обратном Управлением Росприроднадзора по Тверской области не представлено. Полагает, что в действиях ООО «Осташков ЖКХ» состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.46 КоАП РФ, отсутствует, просит признать оспариваемое постановление незаконным и отменить его полностью.

Определением судьи Осташковского городского суда Тверской области от 08 февраля 2018 ООО «Осташков ЖКХ» восстановлен срок обжалования постановления № 35-225-2017 от 15 сентября 2017 г.

Генеральный директор ООО «Осташков ЖКХ» Осипенко В.А. в суде доводы жалобы поддержал.

Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования по Тверской области, главный специалист-эксперт отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тверской области Голофеева С.А. о времени и месте рассмотрения дела уведомлена в установленном законом порядке, на рассмотрение жалобы не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие. В отзыве на жалобу указала, что свалка является объектом негативного воздействия на окружающую среду и представляет угрозу окружающей природной среде. Вне зависимости размещаются отходы или нет на свалке твердых коммунальных отходов, объект наносит вред окружающей среде и в обязательном порядке подлежит постановке на государственный учет.

Изучив материалы дела, считаю жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ст.69 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит из федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со статьей 65 настоящего Федерального закона федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ведение региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Доступ должностных лиц уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к внесению сведений в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации (далее по тексту ФЗ №7-ФЗ).

Уполномоченными органами по ведению реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на территории Тверской области являются Управление Росприроднадзора по Тверской области (в отношении объектов федерального надзора) и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области (в области объектов регионального надзора).

В соответствии со ст.69.2 ФЗ №7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В силу ч.3 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и состоит из федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установлен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 №572.

Согласно п.17 Правил основанием для включения объектов в федеральный государственный реестр является соответствующая заявка, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. №903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».

Подпунктом «е» пункта 6 Критериев установлено, что в случае, если на объекте осуществляется деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, подлежащей лицензированию в соответствии со ст.12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», он подлежит федеральному государственному надзору.

Согласно подпункту 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.03.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно уставу, ООО «Осташков ЖКХ» является юридическим лицом, основными видами деятельности которого являются в том числе: удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность; удаление и обработка твердых отходов.

Лицензией (69) от 23 мая 2016 ООО «Осташков ЖКХ» предоставлено бессрочное право на сбор, транспортирование отходов IV классов опасности, местом осуществления деятельности установлено: Тверская область, г.Осташков, 112 км. ж.д.

ООО «Осташков ЖКХ» является арендатором муниципального имущества – полигона твердых коммунальных отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, площадью 100 000 кв.м. по адресу: Тверская область, Осташковский район, Замошское сельское поселение, пос.Южный (ранее адрес Осташковский район, Замошское сельское поселение, 112 км. автодороги Осташков-Пено, 1 км влево от автодороги).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст.8.46 КоАП РФ выражается в действии или бездействии, состоящем в невыполнении или несвоевременном выполнении обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.

Состав административного правонарушения является формальным, в связи с чем, административная ответственность по ст.8.46 КоАП РФ наступает с момента совершения действий или бездействия, составляющих объективную сторону.

Из служебной записки начальника отдела ГЭЭ, нормирования и надзора в сфере разрешительной деятельности от 09.06.2017 усматривается, что городская свалка в г.Осташкове Тверской области, расположенная в 6 км. от автодороги Осташков-Волговерховье, принадлежащая ООО «Осташков ЖКХ», не включена в государственный реестр объектов размещения отходов. ООО «Осташков ЖКХ» имеет лицензию (69) от 23 мая 2016 г. на осуществление деятельности по сбору, транспортированию отходов IV класса опасности по адресу 112 км. ж/д, д.б/н г.Осташков Тверская область.

Таким образом, ООО «Осташков ЖКХ» осуществляет свою хозяйственную деятельность на объекте - полигоне твердых коммунальных отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером площадью 100 000 кв.м. по адресу: Тверская область, Осташковский район, Замошское сельское поселение, пос.Южный, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем указанный объект подлежит постановке на государственный учет.

Вопреки требованиям о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ООО «Осташков ЖКХ» в соответствующий орган – Управление Росприроднадзора по Тверской области заявка о постановке на государственный учет вышеуказанного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не подана, на государственный учет эксплуатируемый объект не поставлен, в то время как установленный законом срок подачи данной заявки о постановке на учет истек 01 января 2017 г.

Административное правонарушение совершено Обществом в форме бездействия, признано длящимся и обнаружено 09 июня 2017 г.

Указанные обстоятельства и вина Общества в совершении административного правонарушения подтверждаются:

- протоколом об административном правонарушении №33-276-2017 от 04 сентября 2017 г., составленным в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ;

- служебной запиской начальника ГЭЭ, нормирования и надзора в сфере разрешительной деятельности Ф.И.О. о не включении свалки г.Осташкова, принадлежащей ООО «Осташков ЖКХ» в Государственный реестр объектов размещения отходов;

- копией Устава ООО «Осташков ЖКХ»,

- договором аренды от 18 октября 2016 земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, площадью 100 000 кв.м. по адресу: Тверская область, Осташковский район, Замошское сельское поселение, пос.Южный для эксплуатации полигона твердых бытовых отходов;

- лицензией (69) от 23 мая 2016, согласно которой ООО «Осташков ЖКХ» предоставлено бессрочное право на сбор, транспортирование отходов IV классов опасности, местом осуществления деятельности установлено: Тверская область, г.Осташков, 112 км. ж.д.;

- вступившим в законную силу 22 декабря 2016 решением Осташковского городского суда Тверской области от 15 ноября 2016, согласно которому на ООО «Осташков ЖКХ» возложена обязанность принятия мер по подготовке необходимых материалов для включения сведений об объекте размещения отходов в Государственный реестр объектов размещения отходов и предоставления данных материалов в Управление Росприроднадзора по Тверской области;

- материалами прокурорских проверок деятельности ООО «Осташков ЖКХ» в период 2016-2018 годов, подтверждающими эксплуатацию полигона ТБО обществом с ограниченной ответственностью «Осташков ЖКХ»;

- объяснениями генерального директора ООО «Осташков ЖКХ» о неподаче обществом заявки о включении полигона ТБО г.Осташкова в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Изложенные выше доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости.

Невыполнение Обществом обязанности по подаче в срок до 01 января 2017 г. заявки на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.8.46 КоАП РФ.

Таким образом, должностное лицо на основании объективного исследования представленных в материалах доказательств, обоснованно пришло к выводу о виновности ООО «Осташков ЖКХ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.46 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ должностным лицом на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ.

Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению Обществом действующих норм и правил природоохранного законодательства должностному лицу и судье не представлено.

Доводы генерального директора ООО «Осташков ЖКХ» о том, что в связи с отсутствием лицензии на деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, размещение отходов осуществлялось на полигоне ТБО ООО «Универсал Н», в связи с чем, в действиях общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения, не могут быть приняты во внимание, поскольку ООО «Осташков ЖКХ» является арендатором полигона, предназначенного для размещения от населения г.Осташкова и Осташковского района твердых бытовых отходов, в связи с чем в силу п. 32 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 №572, именно ООО «Осташков ЖКХ», являясь юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, являющимся объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, обязано было в срок до 01 января 2017 г. подать заявку в Управление Росприроднадзора по Тверской области о постановке объекта на учет.

Данных о том, что данный объект законсервирован материалы дела не содержат.

Доводы заявителя о нарушении срока составления должным лицом протокола об административном правонарушении, не является основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, поскольку в силу п.4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указанный срок не является пресекательным.

Вопреки доводам жалобы, в постановлении должностного лица содержатся все сведения, предусмотренные ст.29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Порядок и срок давности привлечения ООО «Осташков ЖКХ» к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ один год со дня совершения административного правонарушения, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.

Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого по делу постановления, в ходе производства по делу не допущено.

При назначении административного наказания требования статей 3.1,3.5, 4.1-4.5 КоАП РФ также соблюдены.

Административное наказание назначено ООО «Осташков ЖКХ» в пределах санкции статьи 8.46 КоАП РФ в минимальном размере, является обоснованным и справедливым.

Основания для освобождения ООО «Осташков ЖКХ» от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения отсутствуют.

Совершенное ООО «Осташков ЖКХ» правонарушение посягает на отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. С учетом характера и степени потенциальной опасности, конкретных обстоятельств дела, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6-30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования по Тверской области, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тверской области Голофеевой С. А. от 15 сентября 2017 г. №35-225-2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Осташков ЖКХ» оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Осташков ЖКХ» Осипенко В.А. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд Тверской области в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья: Н.А.Кокарева