ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-7/19 от 19.03.2019 Новошешминского районного суда (Республика Татарстан)

Дело № 12-7/2019

Р Е Ш Е Н И Е

село Новошешминск 19 марта 2019 года

Новошешминский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.А. Сахабиевой, при секретаре О.А. Юдинцевой, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Новошешминскому району старшего лейтенанта полиции ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по Новошешминскому району старшего лейтенанта полиции ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой на данное постановление, в которой просит его отменить, указывая, что не совершал вмененного ему административного правонарушения. ДД.ММ.ГГГГ он действительно управлял автомобилем КамАЗ г/н на строящейся платной автомагистрали в районе <адрес> с утра перед выездом на рейс он вставил в тахограф карту водителя на его имя, после введения пароля, тахограф дал команду к управлению, после чего он выехал на работу. Умысла на совершение вышеуказанного административного правонарушения он не имел, вину в совершении правонарушения не признает, не исключает, что тахограф мог выйти из строя в ходе работы на линии. Кроме того, по всей длине строящейся автомагистрали установлены временные знаки, запрещающие движение, за исключением транспортных средств СМП-Нефтегаз, осуществляющих работы по строительству автомагистрали.

В ходе рассмотрения жалобы ФИО1 просил жалобу удовлетворить по изложенным в ней доводам, а также пояснил в дополнение, что сотрудник ОГИБДД ОМВД России по Новошешминскому району ФИО3, составивший в отношении него протокол об административном правонарушении, сам нарушил действие знака, запрещающего движение на указанном участке строящейся автодороги, при этом он мог нарушить требования вышеуказанного временного дорожного знака лишь в случае дорожно-транспортного происшествия либо в случае преследования кого-либо. Тем самым, как полагает ФИО1, сотрудник полиции ФИО3 имел умысел на составление протокола об административном правонарушении в целях повысить свои показатели по службе. Кроме того, полагает, что ему в рассматриваемом случае необязательно было иметь тахограф, поскольку согласно Приказу №36 Минтранса, не требуется установка тахографа на грузовых транспортных средствах, длина пути в маршруте которых не превышает 50 км. Расстояние пути согласно маршруту у него составляло 47 км., кроме того, он не совершал международных перевозок, опасный груз не перевозил. Кроме того, карта водителя у него была действующая, сроком действия до 2021 года, была вставлена им в тахограф непосредственно перед выездом, данные свои действия он заблаговременно сфотографировал, что подтверждает представленным суду фотоматериалом. Кроме того, отсутствие руководства по эксплуатации тахографа не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ.

Представитель административного органа, возбудившего производство по делу об административном правонарушении, инспектор по ИАЗ ОГИБДД ОМВД России по Новошешминскому району ФИО3 в судебном заседании просил жалобу оставить без удовлетворения, пояснив, что ими ДД.ММ.ГГГГ было проверено соблюдение водителями транспортных средств требований Приказа Минтранса России от 13.02.2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», в ходе указанной проверки у водителя ФИО1, управлявшего транспортным средством КАМАЗ 6520-73 государственный регистрационный знак на участке строящейся автодороги пгт Алексеевск-Альметьевск, было установлено пользование тахографом с недействительной картой водителя, что подтверждается распечаткой с тахографа, а также отсутствовало руководство по эксплуатации тахографа.

Суд, заслушав и изучив доводы ФИО1, представителя административного органа, возбудившего производство по делу об административном правонарушении, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В порядке статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения) управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф ), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Как следует из протокола об административном правонарушении 16 РТ ФИО1ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 40 минут на строящейся скоростной автодороге пгт Алексеевск – Альметьевск управлял грузовым автомобилем КамАЗ 6520-73 г/н , принадлежащим АО «СМП – НЕФТЕГАЗ», не имея руководства по эксплуатации технического средства контроля (тахографа), обеспечивающего непрерывную регистрацию информации о режиме труда и отдыха водителя, без действительной карты водителя, чем нарушил требования Приказа Минтранса России от 13.02.2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».

Статья 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О безопасности дорожного движения» возлагает на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязанность оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы).

При этом положения п. 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ также не исключают административную ответственность водителя за управление транспортным средством, не оснащенным тахографом, либо с неисправным тахографом. В данном случае, в соответствии с п. 2.3.1 ПДД РФ водитель перед выездом обязан проверить техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации.

В связи с этим, непринятие мер собственником транспортного средства по установке и работе надлежащего тахографа не освобождают лицо, управляющее таким средством, от административной ответственности за совершение указанного правонарушения.

Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правительство РФ в Постановлении от 23.11.2012 г. №1213 « О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» определило, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта РФ по согласованию с Федеральной службой безопасности РФ и Министерством внутренних дел РФ.

Порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации. Категории и виды транспортных, оснащаемых тахографами определены в Приложении №2 к Приказу Минтранса России от 13.02.2013г. № 36.

Согласно данному приложению транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог не входят в перечень оснащаемых тахографами транспортных средств, выпускаемых в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории РФ. При этом согласно п.1.3 Технического регламента Таможенного Союза "О безопасности колесных транспортных средств" принятого решением Комиссии Таможенного Союза от 9.12.2011г. №877 данная категория отнесена к специальным или специализированным транспортным средствам. На территории РФ к ним относятся транспортные средства, имеющие по общероссийскому классификатору продукции ОКП коды от 485300 до 485334.485310: машины для санитарной очистки городов: мусоровозы, илососсы. машины ассенизационные, машины для гидравлической очистки ливневых канализаций, автоопрыскиватели, машины для зимней очистки городов: машины для удаления снежных накатов, машины льдоуборочные, снегопогрузчики, пескоразбрасыватели, машины для уборки городов с комплектом зимнего оборудования, оборудование навесное к машинам для уборки городов, машины для летней уборки городов: машины подметально-уборочные, машины уборочные универсальные, машины тротуарно-уборочные, машины поливочные, машины аварийно-технической службы, машины и средства транспортировки: машины для перевозки баллонов со сжиженным газом, машины для вывозки радиоактивных отходов, автокатафалки, машины коммунальные разного назначения: машины для уборки помещений общественного назначения, механизмы для привода рабочего оборудования коммунальных машин.

Согласно свидетельству о регистрации 16 19 , принадлежащий ОАО «СМП-НЕФТЕГАЗ» автомобиль КАМАЗ 6520 -73, грузовой (самосвал) 2014 г. не имеет отметки специальное транспортное средство, поэтому он не относится к категории транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог.

Кроме того, как следует из исследованного судом путевого листа от ДД.ММ.ГГГГ, водителю указанного транспортного средства ФИО1 было дано задание на перевозку грунта с пл. Алексеевск на базу УТТ, при этом количество поездок, расстояние маршрута не определены.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что данный автомобиль подлежал оснащению тахографом.

При этом доводы ФИО1 о том, что он незаконно привлечен к ответственности по ч.1 ст. 11.23 КоАП РФ за управление транспортным средством в нарушение требований Приказа Минтранса России от 13.02.2013 № 36 с недействительной картой водителя несостоятельны.

Как установлено Требованиями к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, утв. приказом Минтранса России от 13.02.2013 N 36 (в действующей ред.), тахограф состоит из бортового устройства, а также внешних компонентов, в том числе карты тахографа (далее - карты) (п. 2); одним из типов карт тахографа является карта водителя, которая обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя (подп. 1 п. 4); тахограф, прошедший процедуру активизации, функционирует, в том числе в рабочем режиме, представляющем собой режим вождения транспортного средства (регистрация режимов движения, труда и отдыха водителей, а также регистрация событий, сбоев, неисправностей), активируется картой водителя (подп. 1 п. 7).

Согласно Правилам использования тахографов, установленных на транспортные средства, утв. приказом Минтранса России от 13.02.2013 N 36, водители транспортных средств обязаны: перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты; изъять карту водителя из слота тахографа при завершении ежедневного периода работы (окончание смены, рабочего дня) после запроса тахографа о завершении соответствующего периода работы и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился ежедневный период работы; по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток; не извлекать карту во время движения транспортного средства (подп. 1, 3, 4, 7 п. 9); водителям запрещается осуществление перевозки с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации (подп. 1 п. 10).

При этом вина ФИО1 в совершении указанного правонарушения подтверждается: 1) вышеуказанным протоколом об административном правонарушении, в котором указаны обстоятельства совершения правонарушения; 2) распечаткой с тахографа, из которого усматривается, что уже на момент начала движения, то есть на 05.09 час. ДД.ММ.ГГГГ тахограф показывал символы о вставлении в тахограф недействительной карты водителя, а также коды ошибок, указывающих на нарушение целостности при вводе данных на карточку (код 21), об управлении без соответствующей карточки ( код 04); 3) вышеуказанным путевым листом от ДД.ММ.ГГГГ; 4) свидетельством о регистрации ТС.

Суд также находит несостоятельными доводы заявителя о неправомерных действиях должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.

Пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения возложено на полицию.

Реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, МВД России на основании статьи 30 Федерального закона N 196-ФЗ, в соответствии с Постановлением N 716 и пунктом 4 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, утвердило Приказом N 727 Административный регламент.

Согласно пункту 5 Административного регламента предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и предоставляющими услуги по их техническому обслуживанию и ремонту (далее - субъекты транспортной деятельности), и гражданами - участниками дорожного движения (далее - водители транспортных средств) обязательных требований к техническому состоянию и конструкции автомототранспортных средств, изменению их конструкции, а также перевозкам пассажиров и грузов (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении федерального государственного транспортного надзора).

Согласно Перечню должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденному Приказом МВД России от 30 августа 2017 г. N 685, должностные лица отделов (отделений) ГИБДД, строевых подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД в управлениях (отделах, отделениях) Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в части 1 статьи 23.3 КоАП РФ (пункты 1.4.4., 1.4.5. Перечня).

Таким образом, инспектор по ИАЗ ОГИБДД ОМВД России по Новошешминскому району ФИО3 был уполномочен на составление протоколов об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.

В соответствии с п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

Пунктом 7.4 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, определен неработающий тахограф.

К внешним компонентам тахографа отнесена карта водителя, которая обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя, хранение данных о деятельности водителя; тахограф активируется картой водителя, после чего функционирует в рабочем режиме, представляющем собой режим вождения транспортного средства (регистрация режимов движения, труда и отдыха водителей, а также регистрация событий, сбоев, неисправностей).

Перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) водитель обязан вставить карту водителя в слот тахографа, а при завершении ежедневного периода работы (окончание смены, рабочего дня) изъять карту водителя из слота тахографа. Водителям запрещается осуществление перевозки с неработающим тахографом.

В силу положений Приказа Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 ФИО1, как водитель, обязан перед выездом на линию проверить исправность технического состояния транспортного средства, в том числе на наличие исправного и работающего в штатном режиме тахографа.

Оснований для оговора ФИО1 инспектором ГИБДД ФИО3, находившимся при исполнении своих служебных обязанностей, выявившим административное правонарушение и составившим необходимые процессуальные документы, не установлено.

Вопреки доводам жалобы, данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости должностного лица, составлявшего протокол об административном правонарушении, в представленных материалах не имеется, принцип презумпции невиновности не нарушен.

Процессуальных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы послужить безусловным основанием для отмены обжалуемого постановления, не установлено.

Административное наказание ФИО1 в виде административного штрафа должностным лицом административного органа назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. ДД.ММ.ГГГГ КоАП РФ, в пределах сроков давности, установленных ст. 4.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу постановления должностного лица административного органа не усматривается.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Новошешминскому району старшего лейтенанта полиции ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1

ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Та-тарстан через Новошешминский районный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня его вручения или получения его копии.

Судья

Решение вступило в законную силу: «_____»_________2019 г.