Дело № 12-7/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
ЗАТО г. Североморск |
Судья Североморского районного суда Мурманской области Вавинов Н.А., рассмотрев жалобу ФИО4 на постановление начальника ОГИБДД МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной по делу об административном правонарушении от 11.12.2019 в отношении ФИО4 по ч. 2 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ),
установил:
Постановлением начальника ОГИБДД МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной от 11.12.2019 ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО4 обратился с жалобой в суд, в которой указал, что постановление является незаконным, поскольку основанием для привлечения его к административной ответственности указано нарушение п. 8.3.1 ДОПОГ, запрещающего транспортировать людей на автомобилях, перевозящих опасные грузы, за исключением членов экипажа. При этом находившийся в транспортном средстве ФИО1 занимал должность слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования, подземных и надземных газопроводов, обслуживанию сосудов ГРУ, работающих под давлением СУГ до 1,08 Мпа, откачке и сливу газа, имел соответствующее удостоверение, являлся членом экипажа транспортного средства. Доводы постановления о том, что он не был вписан в путевой лист специального автомобиля несостоятельны, поскольку ДОПОГ не содержит данного требования. Просит отменить обжалуемое постановление, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
ФИО4 при рассмотрении жалобы поддержал её по изложенным в ней доводам, дополнил, что 19.11.2019 он в составе бригады с ФИО1 и ФИО2 в г. Североморске осуществлял слив газа из автоцистерны согласно имеющемуся в деле рапорту, при этом они трое прошли инструктаж по технике безопасности, были знакомы с письменными инструкциями на случай чрезвычайной ситуации, ФИО1 принимал непосредственное участие в сливе газа в качестве слесаря-сливщика совместно с ФИО2, в момент остановки сотрудниками ГИБДД ФИО1 и ФИО2 предъявили свои удостоверения, каких-либо вопросов к ФИО2 не возникло, ФИО1 сотрудники ГИБДД посчитали не являющимся членом экипажа, поскольку тот сказал, что является стажером.
Защитник ФИО4 – ФИО3 также просил отменить обжалуемое постановление, пояснив, что в действиях ФИО4 отсутствовало нарушение п. 8.3.1 ДОПОГ, последний перевозил члена экипажа транспортного средства ФИО1, который являлся работником АО «***», прошёл необходимое обучение, проверку знаний техники безопасности, осуществлял работу согласно должностных обязанностей.
Выслушав заявителя, защитника, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. Рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 2 статьи 12.21.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 данной статьи, в виде административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно протоколу об административном правонарушении 51 АА №677345 19.11.2019 в 10 часов 40 минут на ул. Душенова д. 16 г. Североморск ФИО4, управляя автомобилем ***, и осуществляя перевозку опасного груза №ООН1965 класс опасности 2 в цистерне, допустил нарушение п. 8.3.1 ДОПОГ – перевозил пассажира ФИО7, не являющегося членом экипажа.
Данное обстоятельство послужило основанием для вынесения 11.12.2019 обжалуемого постановления №18810351190050004901, в котором также указано, что удостоверение ФИО1 на право эксплуатации и ремонта газового оборудования подземных и надземных газопроводов, обслуживанию сосудов ГРУ, работающих под давлением СУГ до 1,08 Мпа, откачке и сливу газа в сосуды, с правом выполнения газоопасных работ не подтверждает тот факт, что ФИО1 являлся членом экипажа, также не был вписан в путевой лист специального автомобиля №32176 от 19.11.2019.
В соответствии с пунктом 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
Пунктом 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272, установлено, что перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и указанными Правилами.
В силу раздела 8.3.1 ДОПОГ на транспортных единицах, перевозящих опасные грузы, запрещается транспортировать людей, кроме членов экипажа.
Согласно определению, данному в главе 1.2 ДОПОГ, член экипажа транспортного средства – это водитель или любое другое лицо, сопровождающее водителя для целей обеспечения эксплуатационной безопасности, общей безопасности, подготовки или эксплуатации.
В соответствии с подразделом 1.10.1.4 ДОПОГ в процессе перевозки опасных грузов каждый член экипажа автотранспортного средства, перевозящего опасные грузы, должен иметь при себе во время перевозки удостоверение личности с фотографией.
Согласно разделу 8.2.3 ДОПОГ лица, обязанности которых связаны с автомобильной перевозкой опасных грузов, должны получить подготовку в области требований, регулирующих перевозку таких грузов, соразмерно их обязанностям и функциям.
Как следует из копии трудового договора №73/18 от 03.12.2018 ФИО1, принят на работу в АО «***» на должность слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования 3-го разряда, был обязан исполнять трудовые обязанности, возложенные на него должностной инструкцией, соблюдать требования по охране труда, правила пожарной безопасности, приказом №212-ЛС от 30.05.2019 был переведен на должность слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования 4 разряда,
Как следует из должностной инструкции слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования участка подземных газопроводов (УПГ) СПО ОАО «***» №801 слесарь по ЭРГО УПГ должен знать порядок выполнения работ по сливу СУГ из автомобильных цистерн в резервуары ГРУ, выполнять соответствующие работы, в составе бригады из 2-3 человек (п.1.7, 2.1.5, 3.3.3).
Согласно производственной инструкции №233 ОАО «***» по транспортировке, сливу из автоцистерн сжиженных углеводородных газов (СУГ), в резервуары групповых установок и откачке неиспаряющихся остатков СУГ из сосудов ГРУ, работы по транспортировке и сливу СУГ в ГРУ выполняются бригадой в составе не менее 2-х человек (п. 1.7), при производстве соответствующих работ участвуют водитель автоцистерны и слесари по эксплуатации и ремонту газового оборудования (Приложения №1 и №2 к инструкции).
Как следует из инструкции №064 ОАО «***» по охране труда для работников, занятых транспортировкой, сливом из автоцистерн сжиженных углеводородных газов (СУГ) в резервуары групповых установок и откачкой неиспаряющихся остатков СУГ из сосудов ГРУ, к работе по транспортировке, откачке и сливу из автоцистерн СУГ в ГРУ допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обучение по охране труда и проверку знаний по безопасным методам и приёмам работ, перед допуском к самостоятельному выполнению газоопасных работ, после аттестации, слесарь СПГ должен пройти практическую стажировку под наблюдением опытного работника в течение первых десяти рабочих смен, при этом к его трудовым обязанностям относятся, в том числе слив СУГ из АТЦ в ГРУ, транспортировка СУГ в АТЦ.
Согласно инструкции №188 ОАО «***» по охране труда для слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования службы эксплуатации подземных газопроводов (СПГ), последний осуществляет слив СУГ в подземные резервуары групповых установок СУГ (п.1.6).
В соответствии с пунктом 152 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.11.2013 N 558, количество персонала, выполняющего слив СУГ из железнодорожных и автомобильных цистерн и наполнение автомобильных цистерн, должно быть не менее 3 рабочих, в резервуары резервуарных установок - не менее двух рабочих.
Как следует из копии удостоверения №02/19 ФИО1, он является слесарем по ЭРГО УПГ СПО АО «***» и прошёл аттестацию в аттестационной комиссии данной организации по безопасным методам и приёмам выполнения работ в объёме требований инструкций, отнесённых к трудовым обязанностям, допущен к работе слесарем по эксплуатации и ремонту газового оборудования подземных и надземных газопроводов, обслуживанию сосудов ГРУ, работающих под давлением СУГ до 1,08 Мпа, откачке и сливу газа в сосуды, с правом выполнения газоопасных работ.
Согласно путевого листа специального автомобиля №32176 от 19.11.2019, автомобиль ***, перевозил опасный груз – а именно сжиженный углеводородный газ (СУГ) в цистерне, при этом как следует из копии рапорта №188 от 19.11.2019 о сливе газа в сосудах ГРУ СУГ, ФИО1 принимал участие в сливе данного газа из цистерны в качестве слесаря-сливщика (стажера), прошёл инструктаж по проведению работ и мерам безопасности согласно инструкций №064,233,289.
Таким образом, из представленных материалов усматривается, что ФИО1 являлся лицом, сопровождавшим водителя для целей обеспечения эксплуатационной безопасности, общей безопасности, подготовки или эксплуатации, как на то указано в главе 1.2 ДОПОГ, при этом сведений о том, что в нарушение подраздела 1.10.1.4 ДОПОГ в процессе перевозки опасного груза у него при себе отсутствовало удостоверение личности с фотографией, не представлено. При этом он имел необходимую подготовку соразмерно своим обязанностям, что подтверждается представленным удостоверением, должностными инструкциями.
Указание в обжалуемом постановлении на то обстоятельство, что ФИО1 не являлся членом экипажа транспортного средства, поскольку не был вписан в путевой лист специального автомобиля, основано на ошибочном толковании норм права.
Так, путевой лист – это документ, который нужен для учета и контроля работы транспортного средства и водителя (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ).
Согласно пункту 3 раздела II Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование и номер путевого листа, сведения о сроке действия путевого листа, сведения о собственнике (владельце) транспортного средства, сведения о транспортном средстве, сведения о водителе. В соответствии с пунктом 8 раздела II этого же приказа на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.
Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" утверждена Типовая межотраслевая форма N 3 –спец, содержащая в себе графу о лицах, ответственных за безопасное перемещение груза, вместе с тем, обязательное заполнение данной графы на членов экипажа транспортного средства, перевозящего опасные грузы, не предусмотрено.
ДОПОГ не содержит в себе понятия «путевой лист», представленный транспортный документ №1205 от 19.11.2019, составленный с учётом раздела 5.4.1 ДОПОГ, также не имеет в себе специальной графы для каждого из членов экипажа транспортного средства.
Таким образом, в действиях водителя ФИО4 отсутствует нарушение п. 8.3.1 ДОПОГ, а также состав вменяемого ему административного правонарушения.
Учитывая изложенное, обжалуемое постановление подлежит отмене, производство по делу – прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу ФИО4 на постановление начальника ОГИБДД МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной по делу об административном правонарушении от 11.12.2019 №18810351190050004901 –удовлетворить.
Постановление начальника ОГИБДД МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной по делу об административном правонарушении от 11.12.2019 №18810351190050004901 в отношении ФИО4 по ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ – отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в десятидневный срок со дня вручения (получения) копии решения.
Судья Н.А. Вавинов