ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-7/20 от 03.03.2020 Карагинского районного суда (Камчатский край)

Дело № 12-7/2020

уид 82RS0003-01-2019-000129-73

РЕШЕНИЕ

п. Оссора Карагинского района Камчатского края 3.03.2020 г.

Судья Карагинского районного суда Камчатского края Фоменко Евгений Иванович, в здании Карагинского районного суда в <...>, с уча­стием защитни­ков - представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственно­сти - общества с ограниченной ответственностью "Озерновский горно-металлургический комбинат" (далее – ООО "Озерновский ГМК", Общество), 683016, <...>­, ИНН <***> – адвоката Гайдаенко П.А., Степи­ной О.А. (доверенность),

рассмотрев жалобу ООО "Озерновский ГМК" об оспаривании постановления от 18.07.2019 г. заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО1 о при­влечении Общества к административной ответственности по делу № 02к-58 и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 200.000 рублей за совершение право­нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

не соглашаясь с вынесенным по делу постановлением, общество обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление от 18.07.2019 г. отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия в действиях общества состава вменяемого административного правонару­шения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, считаю, что основания для изменения постановления и удовлетворения жалобы отсутствуют.

Из материалов дела следует, что Дальневосточным управлением Ростехнадзора (далее – Управление) на основании поступившей информации о выполнении работ ООО "Озернов­ский ГМК" без разрешительной документации на опасном промышленном объекте прове­дена проверка.

В ходе данной проверки установлено, что Общество осуществляет эксплуатацию опас­ных производственных объектов с нарушением требований промышленной безопасности, в частности, опасный производственный объект по обогащению цветных металлов не зареги­стрирован в государственном реестре опасных производственных объектов; Общество, из­влекая прибыль из обогащение руды, не имеет лицензии на эксплуатацию взрывопожаро­опасных и химически опасных производственных объектов I, II и III класса опасности.

13.06.2019 г. старшим государственным инспектором отдела по надзору за опасными производственными объектами по Камчатскому краю Управления ФИО2 в отношении ООО "Озерновский ГМК" составлен протокол об административном правонару­шении – нарушении обществом требований промышленной безопасности, ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении постановлением от 18.07.2019 № 02к-58 Общество привлечено к административной ответст­венности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Полагая, что указанное постановление является незаконным, ООО "Озерновский ГМК" обратилось в суд с жалобой. В жалобе указано на то, что Общество по договорам с АО "Си­бирский горно-металлургический альянс"(АО "СигМА"), реализующего инвестиционный проект по строительству комбината для переработки руды на Озерновском месторождении Камчатского края, проводит геолого-разведочные, геохимические и геофизические работы (договор № 61 на проведение горных работ – выемка горной массы, погрузка и складирова­ние руды, аналитический контроль проб в лаборатории, № 62 – на технологическое исследо­вание руд на лабораторной установке, договоры от 1.01.2019 г. В 2018 г. АО "СигМА" запус­тила лабораторную установку по переработке валовой геологической пробы, ООО "Озернов­ский ГМК" производит пуско-наладочные работы на установке. Проектная документация по освоению месторождения получила положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза РФ" № 1024-14/ГГЭ-8852/15, заключение государственной экологической экспертизы. "Тех­нический проект. 1-ый этап. Опытно-промьшленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края в 2017-2019 годах", который был рассмотрен и утвержден протоколом ТКР-ТПИ Дальнедр № 05-31/1689 от 03.10.2017 г. Проектом предусмотрен отбор крупнообъёмной пробы в 100.000 т руды с переработкой на лабораторной установке с целью доизучения технологии переработки со сроками 2017-2019 г. Установка – не капитальный объект, разрешения на строительство не требует ( письмо Камчатнедр от 30.03.2018 г.). Полагают, что требования по лицензированию лаборатории как опасного объекта к лаборатории подлежат применению лишь после принятия лаборатории в эксплуатацию при выходе на проектную мощность, поскольку пока на объекте производится только опробование оборудования для выхода на проектную мощность, уже как объект капитального строительства. Также указано несогласие с признанием правонарушения длящимся со дня обнаружения 31.05.2019 г. в момент составления акта проверки. Однако не учтено, что о факте использования Обществом лабораторной установки цианирования Управ­лению было известно уже после первого обращения ООО "Озерновский ГМК" с пакетом до­кументов на регистрацию ОПО – лаборатории – 14.12.2017 г., в которой было отказано, соот­ветственно, годичный срок привлечения к административной ответственности истёк.

При рассмотрении дела защитники общества на жалобе настаивали. Подтвердили при этом, что четырежды представлялись документы на регистрацию установки, однако каждый раз в регистрации отказывалось, в том числе по надуманным основаниям. Однако иск по обжало­ванию действий Дальтехнадзора о признании незаконным отказа в регистрации лаборатории так и не был заявлен, несмотря на имевшиеся намерения..

Ч 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нару­шение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объ­ектов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон № 116-ФЗ) к числу опас­ных производственные объектов относятся предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к названному Закону.

Согласно Приложению 1 к Закону № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению по­лезных ископаемых.

Пунктом 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Ростехнадзор регистрирует опасные производственные объекты и ведет их государст­венный реестр (пункт 5.3.5 Положения о Федеральной службе по экологическому, техноло­гическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371 утвер­ждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производствен­ных объектов.

Пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" установлено, что юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, осу­ществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов, необходимо представ­лять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.

В соответствии с п. 14 Приказа Ростехнадзора № 495 от 25.11.2016 г. для регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре организация, эксплуати­рующая этот объект, не позднее 10 рабочих дней со дня начала его эксплуатации представ­ляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заявление в соответ­ствии с административными регламентами регистрирующих органов и прилагает к нему не­обходимые документы.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него име­лась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или за­конами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с договором генерального подряда № 1 от 1.06.2017 г. между АО "Сигма" и ООО "Озерновский ГМК" последнее, в качестве генподрядчика, обязуется выпол­нить комплекс работ и мероприятий по строительству, комплектации, горно-капитальным и горно-подготовительным работам, монтажу, пуско-наладке, подготовке и созданию инфра­структуры в процессе строительства и золотоизвлекательной фабрики (мини-ЗИФ) в рамках опытно-производственной эксплуатации Озерновского золоторудного месторождения Кам­чатского края (п. 2.1 Договора). Результатом строительства объекта является создание объ­екта с установленными параметрами, указанными в ПСД и ТЗ (п. 2.4). Работы, указанные в п. 2.1 выполняются иждивением Генподрядчика (п. 2.6). Объёмы выполняемых Генподряд­чиком работ по объекту определяются в Технических заданиях Заказчика, а также в Проекте " Опытно-промьшленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озер­новского золоторудного месторождения Камчатского края"(п. 2.7). Генподрядчик, в числе про­чего, должен обеспечить производство работ в полном соответствии с проектно-сметной доку­ментацией, строительными нормами и правилами (6.1.2.) Генподрядчик несет ответственность (п. 15.6) за соответствие выполненных работ требованиям Технического задания заказчика, про­ектной документации, Градостроительного кодекса РФ, СНиП, Технических регламентов и иных нормативно-правовых актов России. Заказчик при этом должен предоставить Генподряд­чику разрешение на строительство объекта и договор аренды земельных участков для целей строительства объектов (п. 7.1.1.); осуществлять авторский и технический надзор (п. 7.1.4.); произвести приёмку и оплату выполненных Генподрядчиком работ (п. 7.1.5.).

Таким образом, ООО "Озерновский ГМК" полностью отвечает за проводимые на строи­тельной площадке работы, их соответствие нормативным требованиям, в том числе требова­ниям промышленной безопасности.

Из материалов дела следует, что лабораторная установка по переработке валовой геоло­гической пробы функционирует, выполняя работы по обогащению руды, это не оспаривается Обществом.

Так, по договору от ДД.ММ.ГГГГ между АО "СигМа" и ООО "Озерновский ГМК" последний в соответствии с п. 3.1.5 обязался выполнить комплекс работ по технологиче­скому исследованию руды на лабораторной установке, в том числе её обогащению, в полном соответствии с документацией, Федеральными нормами и правилами в области промышлен­ной безопасности, действующими в Российской Федерации.

Вышеуказанной проектной документацией "Технический проект. Первый этап. Опытно-промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края в 2017-2019 годах" предусмотрена попутная добыча полезного ископаемого и последующая его переработка.

По справке маркшейдерского замера горных работ за 2018 г., январь-апрель 2019 г., акту геолого-маркшейдерского замера добычи товарной руды по карьерам Северо-Западный и Юго-Восточный за 2018 г., январь-апрель 2019 г., по данным учёта движения руды на складах за те же периоды определяется, что в 2018 г. посредством лабораторной установки было перерабо­тано 17.410 т руды, в январе-апреле 2019 г. – переработано 9.365 т. руды.

Т.е. ООО "Озерновский ГМК" использовало незарегистрированный опасный производст­венный объект без надлежащего его оформления, вопреки требованиям ст. 2 ч. 2 Федерального закона № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

То обстоятельство, что лабораторная установка является опытно-промышленной и не принята в эксплуатацию в режиме промышленной нагрузки, не освобождает пользователя от обязанности зарегистрировать установку, являющуюся опасным производственным объек­том.

Закон не содержит указания на то, что опасный производственный объект – обяза­тельно капитальная постройка. Говоря о видах опасных объектов, законодатель указывает на здания, помещения, сооружения, технические устройства – статьи 6, 7, 13, 16 Закона № 116-ФЗ. Понятие "недвижимости" ОПО в законе отсутствует.

Указание в Административном регламенте федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистра­ции опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производст­венных объектов, утверждённом федеральной Службой по экологическому, технологиче­скому и атомному надзору ( Приказ от 8 апреля 2019 г. № 140) отражать в подаваемых на ре­гистрацию документах адрес ОПО имеет в виду отражение конкретного адреса того земель­ного участка, на котором работает ОПО, в данном случае – адреса (кадастрового номера) участка, на котором осуществляется строительство комбината. В п. 20 пп. 2 имеется прямая оговорка, что документы о праве предоставляются лишь в том случае, если ОПО является объектом недвижимости.

Соответственно не подлежит применению в настоящем деле и Свод правил - СП 68.13330.2017 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 3.01.04-87", поскольку, в соответствии с п. 1.1., Свод устанавливает порядок приемки в эксплуатацию только законченных строитель­ством и реконструированных объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения и не распространяется на ОПО, не являющиеся недвижи­мостью.Довод защиты о том, что изменения в государственный реестр ОПО вносятся после за­вершения пуско-наладочных работ - со ссылкой на п. 26 Приказа Ростехнадзора № 495 от 25.11.2016 г. - не подтверждают аргументы Общества. Поскольку п. 26 указывает на случаи внесения изменений в уже зарегистрированный объект промышленной безопасности. Прин­ципиальным фактором регистрации ОПО является устанавливаемый при идентификации объекта признак опасности (п. 11 Приказа № 495), наличие которого и обусловливает тако­вую регистрацию. Общество не оспаривает наличие признака опасности установки.

Аргумент о том, что срок привлечения к административной ответственности истёк в связи с известностью для административного органа о наличии ОПО – лаборатории – не может быть учтён, поскольку орган не уведомлялся о факте начала работы лаборатории в опытно-промышленном режиме обогащения руды; переписка сама по себе не является дос­таточным доказательством нарушения положения о регистрации.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ Организация, эксплуатирующая опас­ный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства России от 10 июня 2013 г. № 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности определён порядок лицензирования эксплуатации взрывопожаро­опасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности осу­ществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, вне зависи­мости от наличия коммерческой заинтересованности. Предусмотренные Постановлением требования по лицензированию направлены на обеспечение условий для безопасной экс­плуатации, обеспечению комплексных мер по защите персонала, экологии от воздействия опасных факторов.

При указанных данных нахожу, что использование лабораторной опытно-промышлен­ной установки ООО "Озерновским ГМК" без лицензии противоречит требованиям промышленной безопасности.

Ходатайство защиты о проведении экспертизы с целью разрешения вопроса о правомерности лицензирования установки не может быть удовлетворено, поскольку вопросы лицензирования урегулированы законодательно и проведения экспертизы на стадии эксплуатации не предусматривают.

Из указанных доказательств следует, что у Общества значительное время в эксплуатации находится опасный производственный объект, незарегистрирован­ный в реестре опасных производственных объектов - лабораторная опытно-промышленная установка по обогащению добываемой здесь же золотосодержащей руды, отсутствует лицензия на её эксплуатацию, что указывает на наличие события рассматриваемого административного правона­рушения.

Доказательств того, что Общество не имело возможности для соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности при экс­плуатации взрывопожароопасных производственных объектов, за нарушение которых пре­дусмотрена административная ответственность, и им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалы дела не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 п. 2 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление от 18.07.2019 г. заместителя руководителя Дальневосточного управления Рос­технадзора ФИО1 о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Озерновский горно-металлургический комбинат", п/и 683016, юридический адрес: <...>, ИНН <***> по делу № 02к-58 с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200.000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу на постановление - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в 10-дневный срок с мо­мента его вручения.

Судья -