Дело № 12-7/2020
Поступило в суд с материалами дела об административном правонарушении 05 февраля 2020 года
РЕШЕНИЕ
город Чулым 13 марта 2020 года
Судья Чулымского районного суда Новосибирской области Жданова О.А.
При секретаре Гуцала В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Открытого Акционерного общества «Российские железные дороги» по доверенности ФИО3 на постановление старшего государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2№ от 24 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого Акционерного общества «Российские железные дороги»,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2№ от 24 сентября 2019 года Открытое Акционерное общество «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. (л.д. 29-34).
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ОАО «РЖД» по доверенности ФИО3 обжаловал его в Арбитражный суд Новосибирской области. В жалобе просит отменить данное постановление, прекратив производство по делу. В обоснование доводов жалобы указано, что требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон о социальной защите инвалидов) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур применяются с 01 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Здание и платформы железнодорожного вокзала на станции Каргат Западно-Сибирской железной дороги были построены и введены в эксплуатацию до начала действия требований законодательства по обеспечению прав инвалидов. При этом ссылаются на судебную практику. ОАО «РЖД» разработан и реализуется следующий комплекс мер по созданию условий инвалидам для беспрепятственного пользования услугами железнодорожного транспорта. ОАО «РЖД» разработан и реализуется комплекс мер по созданию условий инвалидам для беспрепятственного пользования услугами железнодорожного транспорта: утвержден и согласован с Барабинской местной организацией (БМО) Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) Порядок организации обслуживания маломобильных пассажиров на вокзале Каргат. Утвержден и согласован зам. главы города Каргат по социальным вопросам Порядок организации обслуживания маломобильных пассажиров на вокзале Каргат, согласно которому, любой пассажир, имеющий ограничения при самостоятельном передвижении, при планировании поездки железнодорожным транспортом может подать заявку в соответствующее подразделение железной дороги по круглосуточному телефону для организации его встречи (проводов), посадки/высадки, приобретении билетов и использовании других услуг, предоставляемых на объектах железнодорожной пассажирской инфраструктуры и в поездах. Разработана с учетом финансовых возможностей компании и согласована с общественными объединениями инвалидов перспективная программа адаптации объектов Дирекции железнодорожных вокзалов для маломобильных групп. Кроме того, с целью обеспечения реализации прав инвалидов, ОАО «РЖД» приняты и введены в действие нормативные документы, регламентирующие правила организации оказания услуг маломобильными пассажирами по перевозке на железнодорожном транспорте, во исполнение вышеперечисленных нормативных актов в ОАО «РЖД» создан и функционирует Центр содействия маломобильности (ЦСМ), операторы которого в круглосуточном режиме, без выходных дней осуществляют прием, регистрацию, передачу участникам перевозочного процесса и мониторинг исполнения заявок на сопровождение маломобильных пассажиров и оказания им помощи. То есть, ОАО «РЖД» принимает исчерпывающие меры по соблюдению требований законодательства в части обеспечения прав инвалидов. (л.д. 5-11).
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 04 декабря 2019 года, дело по данному заявлению передано в Новосибирский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом (л.д. 14-18).
Заместителем председателя Новосибирского областного суда 15.01.2020 года, данное дело направлено по подсудности в Чулымский районный суд Новосибирской области (л.д. 21), поступило в Чулымский районный суд 22.01.2020 года.
Жалоба подана в установленный десятидневный срок со дня получения копии постановления, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
В судебное заседание представитель Открытого Акционерного общества «Российские железные дороги» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представили ходатайство о прекращении производства по делу в связи с истечением трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ. (л.д. 88-89).
Барабинский транспортный прокурор в судебное заседание также не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В своих возражениях указал, что требования ОАО «РЖД» не обоснованы и не подлежат удовлетворению, так как факты нарушений и вина Общества подтверждены материалами дела, которым дана надлежащая правовая оценка, по результатам рассмотрения дела в отношении ОАО «РЖД». Процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено. (л.д. 96-97, 101-102, 140-141,143-149).
Изучив доводы жалобы, а также проверив в материалы дела в полном объеме, суд приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
Статьей 9.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, влечет назначение административного наказания согласно санкции.
Как следует из материалов дела, согласно техническому паспорту здания (строения) здание (вокзал) по адресу Новосибирская область, Каргатский район ст. Каргат ул. Вокзальная № 1б, его правообладателем является ОАО «Российские железные дороги», он 2001 года постройки, сведения о реконструкции отсутствуют (л.д. 61-73). Согласно техническому паспорту пассажирская платформа № 1 по адресу Новосибирская область, Каргатский район ст. Каргат ул. Вокзальная № 1б, его правообладателем является ОАО «Российские железные дороги», она 2001 года постройки, сведения о реконструкции отсутствуют (л.д. 74- 82).
Западно - Сибирской транспортной прокуратурой (Барабинской транспортной прокуратурой) по результатам проверки исполнения законодательства, направленного на защиту прав инвалидов, в региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурном подразделении Дирекции железнодорожных вокзалов— филиала ОАО «РЖД» выявлено, что ОАО «РЖД» уклоняется от исполнения требований, предусмотренных статьей 15 Закона о социальной защите инвалидов. Установлено, что на железнодорожном вокзале Каргат, находящегося по адресу: <...>: отсутствуют тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке (до объекта информации или начала опасного участка изменения направления движения, входа и т.п.); имеющиеся на вокзале пандусы, не оборудованы поручнями, либо имеют поручни с одной стороны; отсутствует знак на специализированном месте для инвалидов на автостоянке; отсутствуют тактильные предупреждающие указатели и/или контрастно окрашенная поверхность в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026; отсутствуют колесоотбойники и контрастирование поверхности маршей пандусов; на кромках посадочных платформ отсутствуют тактильные сигнальные полосы вдоль краев платформы, а также тактильные наземные указатели для пассажиров с недостатком зрения, дублирование визуальной информации речевой и звуковой информации, текстовой информации; отсутствуют специальные знаки (в том числе рельефные) у дверей санитарно-бытовых помещений или доступных кабин (уборная, душевая ванная и т.д.); отсутствуют звуковые информаторы, текстофоны, оснащение отдельных касс специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажира с кассиром, телефоны автоматы; отсутствуют при входе в здание вокзала на основных путях движения информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения), тактильные направляющие полосы; места в специальной зоне ожидания и отдыха не оборудованы индивидуальными средствами информации и связи; дверные проемы вокзала на пути движения инвалидов-колясочников имеют несоответствующую ширину; в системе зрительной информации на вокзале пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников отсутствуют. (л.д. 44-49).
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ.
В силу положений, изложенных в статье 7 Конституции Российской Федерации, политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и в котором обеспечивается, в том числе, государственная поддержка инвалидов.
Данные положения согласуются с нормами международного права, которые закреплены в части 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), согласно которой для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
Закон о социальной защите инвалидов определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, как имеющую целью обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
Требования и условия к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур закреплены в статье 15 Закона о социальной защите инвалидов.
В силу части 1 данной статьи Закона о социальной защите инвалидов, органы государственной власти различных уровней и организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами (часть 7 статьи 15).
На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средств (часть 9 статьи 15).
Согласно статье 16 Закона о социальной защите инвалидов, юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» предусмотрено, что положения части 1 статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Между тем, применение данной нормы не должно противоречить вышеприведенным положениям Конституции Российской Федерации и нормам международного права, поскольку это повлечет умаление прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку и создание для них доступной среды.
Действие части 1 статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов распространяется, в том числе на уже существующие объекты, на которых должны быть приняты меры к приспособлению данного объекта для нужд инвалидов и маломобильных групп.
Так, в силу части 4 статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов, в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, ОАО «РЖД» не приняты все зависящие от него меры в целях исполнения требований законодательства о соблюдении прав инвалидов, а принимаемый комплекс мер не компенсирует полноту создания условий по обеспечению надлежащей доступности для инвалидов к зданию вокзала и посадочной платформы на станции Каргат, в том числе, при массовом нахождении инвалидов на указанных объектах.
Доказательств своих доводов, что на момент проведения проверки был утвержден и согласован с Барабинской местной организацией (БМО) Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) Порядок организации обслуживания маломобильных пассажиров на вокзале Каргат, ОАО «РЖД» также не представлено.
Фактические обстоятельства совершения правонарушения и вина ОАО «РЖД» объективно подтверждаются исследованными и представленными доказательствами.
Действия ОАО «РЖД» должностным лицом верно квалифицированы по ч.1 ст. 19.3 КоП РФ, в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание ОАО «РЖД» назначено в соответствии с требованиями закона, в пределах санкции статьи 9.13 КоАП РФ, минимальное.
Оснований для применения норм, влекущих освобождение от ответственности или изменения назначенного административного наказания, не имеется.
Ссылка представителя юридического лица на судебную практику не имеет преюдициального значения для настоящего дела, поскольку приводимые судебные решения относятся к обстоятельствам по иным конкретным делам.
Постановление должностного лица соответствуют требованиям статей 29.10, 30.7 КоАП РФ. При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. ОАО «РЖД» должностным лицом привлечено к административной ответственности в течение двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.
Нарушений норм материального и процессуального права по делу не допущено.
Таким образом, оснований для отмены постановления по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановление старшего государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2№ от 24 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого Акционерного общества «Российские железные дороги» - оставить без изменения, жалобу представителя Открытого Акционерного общества «Российские железные дороги» по доверенности ФИО3 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Председательствующий: подпись Жданова О.А.
Подлинный документ находится в материалах дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении № 12-7/2020 Чулымского районного суда Новосибирской области
УИД 54RS0042-01-2020-000057-05