Дело № 12-7/2020
УИД 21RS0009-01-2020-000003-25
Р Е Ш Е Н И Е
17 февраля 2020 г. с.Красноармейское
Судья Красноармейского районного суда Чувашской Республики Семенов В.П., рассмотрев жалобу главы администрации Красноармейского района Чувашской Республики
Кузнецова Александра Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
уроженца <адрес>,
зарегистрированного по адресу: <адрес>
<адрес>,
на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 13 января 2020 г. №.30-1012/2019 о привлечении его к административной ответственности по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей,
у с т а н о в и л :
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 13 января 2020 г. № глава администрации Красноармейского района Чувашской Республики Кузнецов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей по тем мотивам, что при рассмотрения жалобы ООО «<данные изъяты>» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии было установлено нарушение администрацией Красноармейского района Чувашской Республики положений частей 7 и 13 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении электронного аукциона на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них вне границ населенных пунктов в границах Красноармейского района Чувашской Республики в 2020-2021 годах, 4 группа, извещение № от 11.10.2019, которые выразилось в том, что в пункте 8.3.4 проекта муниципального контракта был установлен порядок начисления пени за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, не соответствующий положениям части 7 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В частности, в названном пункте проекта муниципального контракта было установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональному объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком, в то время как согласно части 7 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком. Кроме этого, в пункте 2.2 проекта контракта было установлено, что «финансирование выполненных работ по настоящему контракту осуществляется за счет средств поступивших в бюджет Красноармейского района из республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме ______, и за счет средств местного бюджета Красноармейского района Чувашской Республики в сумме ________. Оплата производится в безналичном порядке путем перечисления заказчиком денежных средств на указанный в контракте расчетный счет подрядчика на основании акта выполненных работ, подписанных сторонами, в пределах лимита бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год, по мере выделения средств из республиканского бюджета Чувашской Республики и по мере поступления денежных средств на лицевой счет заказчика в течение 15 ( пятнадцати) рабочих дней», в то время как в соответствии с частью 13 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в контракт должно включаться обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы ( ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта. Указание администрацией Красноармейского района Чувашской Республики в пункте 2.2 проекта контракта срока оплаты выполненных работ формулировкой « по мере выделения денежных средств из республиканского бюджета» является двусмысленным, противоречит ст.190 ГК РФ, так как не содержит указание ни на календарную дату, ни истечение периода времени или же событие, которое должно неизбежно наступить, в связи с чем, является нарушением требований части 13 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Документация об аукционе, содержащая указанный выше проект муниципального контракта с названными нарушениями требований ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», была утверждена главой администрации Красноармейского района Чувашской Республики Кузнецовым А.Н., несущим персональную ответственность за соблюдение требований законодательства о контрактной системе.
Глава администрации Красноармейского района Чувашской Республики Кузнецов А.Н. обжаловал данное постановление в районный суд на предмет его отмены по мотиву незаконности и прекращения производства по делу за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Указывает, что пункт 8.3.4 проекта муниципального контракта не противоречит части 7 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что значение ставки рефинансирования Банка России и ключевой ставки Банка России с 1 января 2016 г. равнозначны, что использование термина «ставка рефинансирования» вместо термина « ключевая ставка» в названном пункте проекта муниципального контракта было допущено по технической ошибке, о чем свидетельствует пункт 8.2.1 контракта, где речь идет именно о ключевой ставке Банка России. Допущенная техническая ошибка не влияет на результаты закупки, расчет пеней и не приводит к нарушению прав и законных интересов участников закупок. ФАС России в решении от 13 декабря 2018 г. № тоже не признает данное обстоятельство как нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Использование в проекте муниципального контракта при определении срока оплаты выполненных работ формулировки « по мере выделения денежных средств из республиканского бюджета» тоже не является нарушением части 13 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Оно соответствует правовым позициям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2( 2017), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 г., и в п.23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 г. № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении», в соответствии с которыми по смыслу п.1 ст.314 и ст.327.1 ГК РФ срок исполнения обязательства может исчисляться в том числе с момента исполнения обязанности другой стороной, совершения ею определенных действий или с момента наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором.
На рассмотрение жалобы глава администрации Красноармейского района Чувашской Республики Кузнецов А.Н. не явился, просил ее рассмотреть без его присутствия.
Проверив доводы главы администрации Красноармейского района Чувашской Республики Кузнецова А.Н., изложенные в жалобе, а также исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья районного суда приходит к следующему.
Согласно ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ административную ответственность в виде административного штрафа в размере 3000 рублей влечет утверждение должностным лицом конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4. и 4.1 названной статьи.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении и документов об аукционе, действительно, администрацией Красноармейского района в пункте 8.3.4 проекта муниципального контракта при проведении электронного аукциона на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них вне границ населенных пунктов в границах Красноармейского района Чувашской Республики в 2020-2021 годах, 4 группа, извещение № от 11.10.2019, было установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональному объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком ( л.д.6-34,53-68).
Однако, судья районного суда в указанных положениях пункта 8.3.4 проекта муниципального контракта вопреки доводам заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии каких-либо нарушений требований части 7 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не усматривает. Из содержания названного пункта муниципального контракта явствует, что оно соответствует части 7 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Использование термина «ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации», исходя из которого рассчитывается пеня, в этом пункте вместо термина «ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации», само по себе не свидетельствует о нарушении администрацией Красноармейского района Чувашской Республики положений части 7 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», так как с 1 января 2016 года Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России и в соответствии с Указанием Центрального банка Российской Федерации от 11 декабря 2015 г. № 3894-У с указанного времени значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
Доводы Кузнецова А.Н. о том, что использование термина «ставка рефинансирования» вместо термина « ключевая ставка» в названном пункте проекта муниципального контракта было допущено по технической ошибке судья районного суда находит соответствующими действительности. Данное обстоятельство подтверждается пунктом 8.2.1 контракта, где изложены общие положения о порядке начисления пеней за просрочку исполнения обязательств по контракту и где указано, что пеня рассчитывается именно исходя из ключевой ставки Банка России.
При установленных выше обстоятельствах, нельзя признать, что главой администрации Красноармейского района Чувашской Республики Кузнецовым А.Н. при утверждении документации об аукционе на заключение указанного муниципального контракта были допущены нарушения требований части 7 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Судья районного суда находит обоснованными и доводы Кузнецова А.Н., содержащиеся в жалобе, о том, что установление в пункте 2.2 проекта муниципального контракта срока оплаты выполненных работ с формулировкой « по мере выделения денежных средств из республиканского бюджета» не противоречит части 13 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2( 2017), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 г., и в п.23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 г. № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении», по смыслу п.1 ст.314 и ст.327.1 ГК РФ срок исполнения обязательства может исчисляться в том числе с момента исполнения обязанности другой стороной, совершения ею определенных действий или с момента наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором.
Из пункта 2.2 проекта муниципального контракта видно, что финансирование работ по муниципальному контракту предусмотрено за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики передаваемых в бюджет Красноармейского района и собственных бюджетных средств в пределах лимита бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год.
В силу п.2 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 названной статьи.
Таким образом, с учетом источников финансирования условие проекта муниципального контракта о сроке оплаты выполненных работ с формулировкой « по мере выделения денежных средств из республиканского бюджета» не противоречит положениям п.2 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также положениям п.1 ст.314 и ст.327.1 ГК РФ, в связи с чем, главой администрации Красноармейского района Чувашской Республики Кузнецовым А.Н. при утверждении документации об аукционе на заключение указанного выше муниципального контракта не были допущены и нарушения требований части 13 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Необходимость включения в проект муниципального контракта этого условия была вызвана спецификой бюджетного финансирования.
В силу изложенного, обжалованное постановление нельзя признать законным. Оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении главы администрации Красноармейского района Чувашской Республики Кузнецова А.Н. прекращению в виду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.30.6,30.7 КоАП РФ, судья районного суда
р е ш и л :
Жалобу удовлетворить.
Отменить постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 13 января 2020 г. № о привлечении к административной ответственности главу администрации Красноармейского района Чувашской Республики Кузнецова Александра Николаевича по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей и производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении него прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Красноармейский районный суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья