ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-7/20 от 17.02.2021 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Попов Д.А. Дело № 21-82/2021

(Дело № 12-7/2020)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного суда Республики Коми Машкина И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 февраля 2021 года в городе Сыктывкар Республики Коми жалобу защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, администрации муниципального образования городского округа «Усинск» Шкребенок О.А. на постановление начальника отделения-старшего судебного пристава отделения судебных приставов по городу Усинску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми Колчанова В.Ю. от 29 октября 2020 года <Номер обезличен> и решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 19 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования городского округа «Усинск»,

установил:

постановлением начальника отделения-старшего судебного пристава отделения судебных приставов по городу Усинску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми Колчанова В.Ю. от 29 октября 2020 года <Номер обезличен> администрация муниципального образования городского округа «Усинск» (далее по тексту администрация МО ГО «Усинск») признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица, защитник администрации МО ГО «Усинск» Шкребенок О.А. обратилась с жалобой в Усинский городской суд Республики Коми, в которой просила оспариваемое постановление признать незаконным и отменить с прекращением производства по делу.

Решением судьи Усинского городского суда Республики Коми 19 января 2021 года постановление начальника отделения-старшего судебного пристава отделения судебных приставов по городу Усинску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми Колчанова В.Ю. от 29 октября 2020 года <Номер обезличен> оставлено без изменения, жалоба защитника администрации МО ГО «Усинск» Шкребенок О.А. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной защитником администрации МО ГО «Усинск» Шкребенок О.А. в Верховный Суд Республики Коми, ставится вопрос об отмене постановления должностного лица и судебного акта, о прекращении производства по делу с указанием на то, что администрация МО ГО «Усинск» неоднократно обращалась в уполномоченные органы государственной власти с ходатайствами об увеличении размера финансирования, предоставлении денежных средств для исполнения решений суда, которые не были удовлетворены в необходимом объеме, при этом администрацией представлены достаточные доказательства того, что ею предпринимались все возможные меры для исполнения судебных решений, а нарушение установленных сроков их исполнения вызвано непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля администрации.

Защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо административного органа, вынесшее обжалуемое постановление, надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, об отложении слушания дела не ходатайствовали.

На основании статьи 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствии вызванных лиц, явка которых обязательной не признана.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, решением Усинского городского суда Республики Коми от 01 августа 2017 года по гражданскому делу № 2-913/2017 на администрацию МО ГО «Усинск» возложена обязанность предоставить ФИО благоустроенное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в виде отдельной квартиры размером не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения.

На основании исполнительного листа серии <Номер обезличен>, выданного 21 ноября 2017 года во исполнение указанного решения суда и предъявленного на принудительное исполнение 06 декабря 2017 года, постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по городу Усинску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми от 12 декабря 2017 года возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен>, в рамках которого 25 июня 2020 года судебный пристав-исполнитель названного отдела судебных приставов принял постановление о взыскании с администрации МО ГО «Усинск» исполнительского сбора ввиду неисполнения решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения.

Решением Усинского городского суда Республики Коми от 09 сентября 2020 года по административному делу № 2а-794/2020 администрация МО ГО «Усинск» освобождена от взыскания исполнительского сбора.

Требованием от 25 июня 2020 года, полученным администрацией МО ГО «Усинск» 26 июня 2020 года, судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по городу Усинску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми установил должнику новый срок исполнения решения суда, до 13 июля 2020 года с обязанностью предоставить подтверждающие документы об исполнении.

Во вновь установленный срок требования исполнительного документа не выполнены.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении и последующего вынесения должностным лицом постановления о привлечении администрации МО ГО «Усинск» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Разрешая жалобу на постановление по делу об административном правонарушении и отказывая в ее удовлетворении, судья городского суда исходил из доказанности обстоятельств, свидетельствующих о не исполнении должником по исполнительному производству требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, законности и обоснованности привлечения администрации МО ГО «Усинск» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

С такими выводами согласиться нельзя.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

Из представленных материалов усматривается, что защитником администрация МО ГО «Усинск» виновные действия совершения административного правонарушения последовательно отрицались с указанием на то, что специализированный жилищный фонд формируется путем приобретения жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Республики Коми, которых недостаточно. В свою очередь, администрацией МО ГО «Усинск» предпринимались все возможные меры для своевременного исполнения решения суда путем направления в уполномоченные органы государственной власти ходатайств об увеличении бюджетных ассигнований, которые не были удовлетворены в полном объеме. Какие-либо иные возможности для обеспечения граждан определенной категории жилыми помещениями у администрации МО ГО «Усинск» отсутствуют. Ограниченность бюджетного финансирования предопределяет наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный срок.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 27 сентября 2018 года № 2478-О, положения части 4 статьи 24.5 Кодекса, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно части 2 статьи 63 указанного закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

По смыслу положений статей 140, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации являются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях. Распределение субвенций утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.

Пунктом 2 статьи 1 Закона Республики Коми от 21 декабря 2015 года № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республики Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» предусмотрено, что государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 2006 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми.

Согласно статье 7 указанного закона финансирование расходов по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий производится за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусматриваемых в форме субвенций на осуществление государственных полномочий. Распределение субвенций соответствующим местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий реализуется в части государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Методикой расчета размера субвенции, выделяемой из республиканского бюджета Республики Коми бюджету муниципального района (городского округа) на осуществление государственного полномочия Республики Коми, предусмотренного пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми», согласно приложению 11 к названному Закону.

В соответствии с Методикой (введена Законом Республики Коми от 28 декабря 2015 года № 140-РЗ) объем субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района (городского округа) на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - граждане), жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке в сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.

Размер субвенции определяется по формуле исходя из численности граждан, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, у которых право на получение жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда возникло и не реализовано по состоянию на 1 апреля года, предшествующего планируемому, а также граждан, включенных в список, у которых право на получение жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда возникнет в текущем финансовом году в соответствующем муниципальном районе, деленных на численность таких граждан по всей Республике Коми и умноженных на общий объем субвенций, предусмотренных в республиканском бюджете.

Согласно Закону Республики Коми от 07 декабря 2017 года № 85-РЗ «О республиканском бюджете Республики Коми на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» главным распорядителем расходов республиканского бюджета в части предоставления субвенций из республиканского бюджета Республики Коми бюджетам муниципальных районов (городских округов) на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного муниципального жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений являлось Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, а в соответствии с законами Республики Коми от 29 ноября 2018 года № 110-РЗ «О республиканском бюджете Республики Коми на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» и от 16 декабря 2019 года № 99-РЗ «О республиканском бюджете Республики Коми на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» - Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.

Следовательно, формирование размера субвенций бюджету соответствующего муниципального образования на 2018 год возложено на главного распорядителя бюджетных средств по данной статье расходов - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, а на 2019, 2020 годы - Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.

В связи с вступлением решения Усинского городского суда Республики Коми от 01 августа 2017 года в законную силу - 21 ноября 2017 года, и исходя из Методики расчета размера субвенции, финансирование государственных полномочий в рамках исполнения названного решения суда могло осуществляться лишь в 2019 году. В соглашении на 2018 год размер субвенций определялся без учета права ФИО на благоустроенное жилое помещение.

В 2019 года размер субвенций составил 13 026 700 рублей (приобретено 8 жилых помещений, которые были представлены лицам, в отношении которых ранее были вынесены судебные решения, в порядке очередности, исходя из даты вынесения решения, чем в отношении взыскателя по настоящему исполнительном производству). При этом на 19 сентября 2019 года в муниципальном образовании городского округа «Усинск» состояло на учете в ожидании очереди по предоставлению благоустроенного жилья 69 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2020 году размер субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) составил 16 829 600 рублей (приобретено 11 жилых помещений, которые также были представлены лицам, в отношении которых ранее были вынесены судебные решения, в порядке очередности, исходя из даты вынесения решения, чем в отношении взыскателя по настоящему исполнительном производству). При этом на 01 июня 2020 года не исполненными оставались 33 судебных решения в части не обеспечения жилыми помещениями, на 01 октября 2020 года в списке детей – сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями исключительно по судебным решениям состоят 27 граждан.

Администрацией МО ГО «Усинск» при рассмотрении дела об административном правонарушении представлены доказательства, подтверждающие ее неоднократные, носящие систематический характер ходатайства в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Министерство финансов Республики Коми, начиная с февраля 2018 года о выделении дополнительных средств субвенций на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилы помещений (26 февраля 2018 года, 04 мая 2018 года, 02 августа 2019 года, 14 августа 2019 года, 20 сентября 2019 года, 29 сентября 2019 года, 10 июля 2020 года, 13 июля 2020 года, 20 июля 2020 года, 10 августа 2020 года).

Из ответов на данные ходатайства следует, что министерствами предпринимаются все необходимые меры по решению вопроса об увеличении финансирования на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, в том числе городского округа «Усинск», однако, несмотря на принимаемые меры в республике сохраняется большое количество граждан, относящихся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилье.

Из анализа представленных в материалы дела доказательств следует, что администрацией города предпринимались меры по исполнению судебного решения, обязывающего предоставить жилье по договорам найма специализированных жилых помещений, направлялись ходатайства об увеличении бюджетных ассигнований, но при этом выделенных бюджетных средств на указанные цели оказалось недостаточно.

Меры, которые предпринимает администрация МО ГО «Усинск» после получения требования судебного пристава-исполнителя, вплоть по настоящее время, свидетельствуют о ее намерении исполнить судебное решение.

Каких-либо иных возможностей для обеспечения администрацией МО ГО «Усинск» Андреева М.А. жилым помещением в ходе рассмотрения дела не установлено.

При указанных обстоятельствах, неисполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, вызвано непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля администрации МО ГО «Усинск», а не умышленным бездействием должника, что исключает состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в действиях администрации МО ГО «Усинск».

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного, постановление начальника отделения-старшего судебного пристава отделения судебных приставов по городу Усинску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми Колчанова В.Ю. от 29 октября 2020 года <Номер обезличен> и решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 19 января 2021 года, вынесенные в отношении администрации МО ГО «Усинск» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, подлежат отмене, производство по данному делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях администрации состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Коми

решил:

жалобу защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, администрации муниципального образования городского округа «Усинск» Шкребенок О.А. - удовлетворить.

Постановление начальника отделения-старшего судебного пристава отделения судебных приставов по городу Усинску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми Колчанова В.Ю. от 29 октября 2020 года <Номер обезличен> и решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 19 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации МО ГО «Усинск» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья И.М. Машкина