ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-7/2013 от 19.12.2013 Краснохолмского районного суда (Тверская область)

Дело 12-7/2013

Р Е Ш Е Н И Е     г.Красный Холм 19 декабря 2013 года

Краснохолмский районный суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Павловой С.О.,с участием представителя МБОУ «Краснохолмская СОШ №1» Романовой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя МБОУ «Краснохолмская СОШ №1» Романовой С.В. на постановление мирового судьи судебного участка Краснохолмского района от 29 октября 2013 года по делу об административном правонарушении по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ, права, предусмотренные ст.ст.24.2, 24.4, 25.1 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, разъяснены,

У С Т А Н О В И Л:

МБОУ «Краснохолмская СОШ №1» обратилось в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.12.15 ч.4 КоАП РФ. Свою жалобу мотивировали тем, что 29 октября 2013 года мировым судьей судебного участка Краснохолмского района Тверской области было вынесено постановление по делу №5-818/2013 о привлечении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа № 1» к административной ответственности в виде штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей на основании ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение предписания начальника ОГИБДД МО МВД России по Тверской области «Краснохолмский» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства в обеспечении безопасности дорожного движения, вынесенное в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», и предписывающее в срок до ДД.ММ.ГГГГ определение в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность (п.4 Закона); проведение анализа и устранения причин дорожно-транспортных происшествий и нарушения правил дорожного движения с участием, принадлежащих данному учреждению транспортных средств, путем проведения учета ДТП и учета нарушений ПДД и сверкой их с ГИБДД (п.1 Закона). Считают наложенное на МБОУ «Краснохолмская СОШ № 1» взыскание неправомерным и подлежащим отмене по следующим основаниям: в соответствии со ст.40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций».

В соответствии с п.1.6 Устава МБОУ «Краснохолмская сош № 1» учредитель и собственник имущества школы - муниципальное образование Тверской области «Краснохолмский район»; функции и полномочия Учредителя осуществляет районный отдел образования администрации Краснохолмского района, являющийся органом местного самоуправления муниципального образования Тверской области «Краснохолмский район» в соответствии с его Уставом; функции и полномочия Собственника имущества выполняет комитет по управлению имуществом Краснохолмского района (копия соответствующих страниц Устава МБОУ «Краснохолмская сош № 1» прилагается).

Приказом РОО администрации Краснохолмского района от ДД.ММ.ГГГГ № ответственным за безопасность дорожного движения назначен ФИО2 (копия выписки из приказа прилагается), в должностные обязанности которого входит обеспечение безопасности дорожного движения; своевременное прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность, проведение анализа и устранения причин дорожно – транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием транспортных средств общеобразовательных учреждений района путем проведения учета ДТП, учета нарушений водителями ПДД и сверкой их с ГИБДД.

В штатном расписании центра по управлению материально-техническим обеспечением при РОО на 2013 год должность инженера по безопасности дорожного движения занимает ФИО2

На основании изложенного просят отменить постановления об административном правонарушении от 29 октября 2013 года, вынесенное мировым судьей судебного участка Краснохолмского района Овчинниковым В. А. о наложении на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа №1 административного взыскания в виде штрафа в размере 10000 рублей.

В судебном заседании представитель МБОУ «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа №1» Романова С.В. поддержала жалобу в полном объеме и просила её удовлетворить. Пояснила, что Краснохолмский районный отдел образования выполняет функции учредителя в отношении школы, где-то с ДД.ММ.ГГГГ в штате РОО была введена должность инженера по безопасности дорожного движения для осуществления полномочий по школам района, это и отражено в его должностной инструкции. Эта должность была введена в РОО для экономии бюджетных средств, фактически ФИО2, как инженер по безопасности дорожного движения и должен исполнять все обязанности, которые вменены школе, как нарушение. ФИО2 не работник школы, его школа сама аттестовать не может. Это вопрос был поставлен на собрании в РОО, впоследствии РОО проведена его аттестация. Статья 20 Закона «О безопасности дорожного движения» обязывает школу обеспечить наличие лица, ответственного за безопасность дорожного движения, школой это требование выполнено, указанное лицо, в частности ФИО2, выполняет в школе обязанности инженера по безопасности дорожного движения. Автобусы переданы учредителем в безвозмездное пользование, фактически школа их собственником не является.

  Представитель ОГИБДД в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, возражений не представили.

Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему: постановлением мирового судьи судебного участка Краснохолмского района Тверской области от 29 октября 2013 года № 5-818/13 года Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа №1» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Из постановления мирового судьи следует, что юридическое лицо Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа №1» не выполнило в срок законное предписание органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) об устранении нарушения законодательства, а именно не выполнило предписание начальника ОГИБДД МО МВД России по Тверской области «Краснохолмский» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства в обеспечении безопасности дорожного движения, вынесенное в соответствии с требованием Федерального закона РФ от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», и предписывающее в срок ДД.ММ.ГГГГ: определение в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность (п.4 Закона); проведение анализа и устранения причин дорожно-транспортных происшествий и нарушения правил дорожного движения с участием, принадлежащих данному учреждению транспортных средств, путем проведения учета ДТП и учета нарушений ПДД и сверкой их с ГИБДД (п.1 Закона). Таким образом, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа №1» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена чч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что юридическое лицо Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа №1» не выполнило в срок законное предписание от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Главным государственным инспектором БДД МО МВД России «Краснохолмский» майором полиции ФИО1, осуществляющим государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения об устранении нарушений ст.20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а именно: нарушение п.4 не обеспечено наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; в нарушение п.1 не проводится анализ и устранение причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием, принадлежащих им транспортных средств, путем проведения учета ДТП и учета нарушений ПДД и сверкой их с ГИБДД.

Из копии свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, следует, что МБОУ «Краснохолмская СОШ №1» поставлена на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, МБОУ «Краснохолмская сош №1» внесена запись о внесении изменений в государственный реестр изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ДД.ММ.ГГГГ

Из представленной копии предписания Отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения МО МВД России «Краснохолмский» в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа №1» в целях устранения нарушений ст.20 ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ, выявленных ДД.ММ.ГГГГ плановой проверкой, предложено выполнение мероприятий, в том числе: п.1 – в соответствии с пунктом 4 абз.2 обеспечить наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; п.3- в соответствии с пунктом 1 абз.4 анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств путем проведения учета ДТП и учета ПДД и сверкой с ГИБДД.

Согласно копии акта проверки юридического лица, имеющего в эксплуатации автотранспортные средства, проведенного ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа №1» следует, что выявлены недостатки: лицо, ответственное за БДД (ФИО2) не аттестован; учет ДТП и сверка с ГИБДД не проводятся; учет нарушений ПДД и сверка с ГИБДД не проводятся; графика медицинского переосвидетельствования водителей в наличии нет; должностное лицо, ответственное за эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств ФИО5 не аттестовано; контрольный механик ФИО5 не аттестован; отсутствует журнал соблюдения сроков проверок экологических требований при эксплуатации транспортных средств.

Из представленной копии предписания Отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения МО МВД России «Краснохолмский» в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа №1» в целях устранения нарушений ст.20 ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ, выявленных ДД.ММ.ГГГГ контрольной проверкой, предложено выполнение мероприятий, в том числе: п.1 – в соответствии с пунктом 4 абз.2 обеспечить наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; п.2 - в соответствии с пунктом 1 абз.4 анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств путем проведения учета ДТП и учета ПДД и сверкой с ГИБДД до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно копии акта контрольной проверки юридического лица, имеющего в эксплуатации автотранспортные средства, проведенного ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа №1» следует, что выявлены недостатки: лицо, ответственное за БДД (ФИО2) не аттестован; учет ДТП и сверка с ГИБДД не проводятся; учет нарушений ПДД и сверка с ГИБДД не проводятся; срок устранения до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Уставу МБОУ «Краснохолмская сош№1» следует, что школа является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средняя общеобразовательная школа, учредитель и собственник имущества школы: муниципальное образование Тверской области «Краснохолмский район». Функции и полномочия учредителя осуществляет районный отдел образования администрации Краснохолмского района (РОО), являющийся органом местного самоуправления муниципального образования Тверской области «Краснохолмский район» в соответствии с его Уставом.

Из представленной МБОУ «Краснохолмская сош №1», в обоснование доводов жалобы, копии штатного расписания на работников ЦУМТО на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного заведующей РОО, следует, что в Краснохолмском РОО имеется должность инженера по безопасности дорожного движения, которую занимает ФИО2

Из копии выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме на работу» следует, что ФИО2 принят на работу по совместительству в центр по управлению материально-техническим обеспечением при РОО, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения в системе образования района.

Из должностной инструкции инженера по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденной заведующей РОО ДД.ММ.ГГГГ следует, что инженеру по безопасности дорожного движения, непосредственно подчиняются водители школьных автобусов (п.1.3), основными функциями инженера по безопасности дорожного движения являются: разработка мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контроль их выполнения; ведение учетной документации, связанной с работой школьных автобусов: журнал сверки нарушений правил дорожного движения; журнал сверки нарушений дорожно-транспортных происшествий; взаимодействие с ГИБДД, разработка мероприятий по предупреждению ДТП, контроль их выполнения, ведение учета ДТП и нарушений правил дорожного движения, совершенных с участием школьных автобусов, анализ причины их возникновения, подготовка учета о ДТП, систематическое осуществление сверки данных о ДТП с участием школьных автобусов с данными ГИБДД, информирование директора школы о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах ДТП и т.п.

Согласно постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об организации специальных (школьных) перевозок учащихся общеобразовательных учреждений» было утверждено Положение об организации специальных (школьных) перевозок учащихся общеобразовательных учреждений в Краснохолмском районе Тверской области.

Согласно п.3.1 Положения базовые общеобразовательные учреждения организуют школьные перевозки самостоятельно. Согласно п.3.5.8 приложения №4 к указанному положению директор обязан: вести учет и анализировать причины ДТП с автобусами и нарушений водителями ПДД.

Из представленной копии журнала учета нарушений правил дорожного движения «Сведения, подлежащие сверке с территориальными органами внутренних дел» МБОУ «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа» по водителям: у ФИО6 установлены нарушения ПДД в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, за другие месяца ДД.ММ.ГГГГ включительно по ДД.ММ.ГГГГ нарушений ПДД нет, имеется подпись и печать инспектора ОГИБДД, у водителя ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нарушений ПДД нет, имеется подпись и печать инспектора ОГИБДД.

Из представленной копии журнала учета дорожно-транспортных происшествий МБОУ «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа» следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДТП не зарегистрировано, имеется подпись и печать инспектора ОГИБДД.

Согласно информации районного отдела образования администрации Краснохолмского района от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что организация перевозки школьников в Краснохолмском районе производится согласно Положению об организации специальных (школьных) перевозок учащихся общеобразовательных учреждений Краснохолмского района, утвержденного постановлением администрации Краснохолмского района Тверской области от 26 августа 2010 года №212. Согласно должностной инструкции инженер по безопасности дорожного движения проводит анализ и устранение причин дорожно-транспортных происшествий, ведет журнал учета дорожно-транспортных происшествий, журнал учета правил дорожного движения и сверяет их с государственной инспекцией безопасности дорожного движения. Проводит ежедневный предрейсовый инструктаж с водителями. Ведет журнал предрейсовых инструктажей. Разрабатывает мероприятия по предупреждению ДТП и контролирует их выполнение.

Согласно ст.40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

В соответствии с ч.1 ст.19.5 КоАП невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Мировым судьей не принято во внимание, что в актах проверок, на основании которых выданы предписания по устранению нарушений, имеющихся в материалах дела, указано, что лицо, ответственное за БДД (ФИО2) не аттестован, учет ДТП и сверка с ГИБДД не проводятся, учет нарушений ПДД и сверка с ГИБДД не проводятся. Однако, как следует из материалов дела, ФИО2 является инженером по безопасности дорожного движения, в полномочия которого входит выполнение, указанных в предписании требований об учете ДТП и сверки с ГИБДД, учете нарушений ПДД и сверки с ГИБДД, и согласно штатному расписанию и приказу о приеме на работу является работником ЦУМТО Краснохолмского РОО, а не МБОУ «Краснохолмская сош №1». Районный отдел образования администрации Краснохолмского района (РОО) выполняет функции и полномочия учредителя. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Наличие в РОО должности инженера по безопасности дорожного движения в школах района является правом учредителя.

Анализ и оценка доказательств, на основании которых суд пришел к выводу о виновности юридического лица, не содержит сведений об оценке приведенных выше доказательств, для определения виновности юридического лица.

Законность и критерии исполнимости предписания, выданного отделением государственной инспекции безопасности дорожного движения МО МВД России «Краснохолмский», должным образом не проверены.

Как указано, в актах проверок лицо ответственное за БДД ФИО2 не аттестован, в предписании же указано, что МБОУ «Краснохолмская сош№1» необходимо обеспечить наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность, то есть фактически в актах указывается на наличие лица ответственного за БДД, не прошедшего аттестацию.

Из материалов дела следует, что представителем МБОУ «Краснохолмская сош№1» в судебном заседании указывалось на то, что лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения в школах, ФИО2 является работником Краснохолмского РОО и в его полномочия входит проведение необходимых сверок в области безопасности дорожного движения, но названные обстоятельства не были исследованы и отражены в оспариваемом постановлении, как и представленные копии журналов учета нарушений правил дорожного движения «Сведения, подлежащие сверке с территориальными органами внутренних дел» МБОУ «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа», копии журнала учета дорожно-транспортных происшествий МБОУ «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа» которые содержат сведения по правонарушениям и отсутствии ДТП, подпись и печать инспектора ОГИБДД.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В то же время согласно пункту 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина заявителя в силу требований статьи 2.2 КоАП РФ должна быть установлена и доказана административным органом.

Из анализа приведенных норм права следует, что факт наличия вины юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, должен быть установлен при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

При вынесении оспариваемого постановления, в отношении вменяемых нарушений, вопрос о наличии вины школы в совершении вменяемых ей правонарушений не исследовался.

Сама по себе констатация в процессуальном документе фактов обнаруженных нарушений без установления вины в их совершении является недостаточной для привлечения юридического лица к административной ответственности.

Таким образом, при производстве по делу были допущены существенные процессуальные нарушения, являющиеся самостоятельным основанием для отмены решения, постановленного по делу, в соответствии со ст.24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка Краснохолмского района от 29 ноября 2013 года в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа №1», признанного виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.19.5 ч.1 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить.

Председательствующий подпись. Решение вступило в законную силу 19 декабря 2013 года.