ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-7/2016 от 03.06.2016 Верхнеколымского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 12-7/2016

Р Е Ш Е Н И Е

пос. Зырянка 03 июня 2016 года

Судья Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия) Друзьянов И.П., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО1, при секретаре Инкаровой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по РС(Я) ФИО2 от 21.01.2016 ФИО1, директор филиала «Аэропорт Зырянка» ФКП «Аэропорты Севера», признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, директор филиала «Аэропорт Зырянка» ФКП «Аэропорты Севера» ФИО1 обратился в суд с жалобой, которой просит признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания, указывая, что при производстве по делу и проведении проверки ему не были разъяснены процессуальные права и обязанности, с материалами дела он ознакомлен не был; филиал «Аэропорт Зырянка» ФКП «Аэропорты Севера» фактически не проверялся; обучение сотрудников, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности, в круг обязанностей директора филиала не входит; ведение «Журнала учета поступления (образования) и движения отходов производства и потребления» не является непосредственным обращением с отходами производства и потребления, назначенный работник лишь заполняет журнал на основании данных, предоставляемых ему руководителями служб аэропорта, вменяемое правонарушение хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и его роли, размера и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, поэтому возможно признать его малозначительным.

В судебном заседании ФИО1 полностью поддержал доводы жалобы, просит постановление отменить и производство по делу прекратить. Дополнительно пояснил, что фактически в отношении ФКП «Аэропорты Севера» и филиала «Аэропорт Зырянка» проверка не проводилась, с материалами проверки он ознакомлен не был, приказ и акт проверки он получил сам лично в ФКП «Аэропорты Севера», назначенный им ответственный работник за ведение журнала учета поступления (образования) и движения отходов производства и потребления непосредственно с отходами не работает, он лишь получает от структурных подразделений аэропорта сведения о количестве и наименовании образовавшихся отходов, вносит данные в журнал, а потом сводные данные направляются в головное предприятие ФКП «Аэропорты Севера» для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Административный орган Управление Росприроднадзора по РС(Я) извещены о времени и месте рассмотрения жалобы. От руководителя Управления Росприроднадзора по РС(Я) ФИО3 поступило письменное ходатайство о проведении судебного заседания без участия представителя административного органа.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ рассмотрение жалобы проводится без участия представителя Управления Росприроднадзора по РС(Я).

Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу, изучив доводы жалобы и материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 8.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Из содержания статьи 8.2 КоАП РФ следует, что объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами, а распространяется на всех граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате деятельности которых образуются отходы.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологические (природоохранные) требования это предъявляемые к хозяйственной или иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. При этом под «Обращением с отходами» понимается в том числе деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, а паспорт отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ, действовавшей на момент совершения административного правонарушения).

Как следует из материалов дела, Управлением Росприроднадзора по РС(Я) на основании приказа № 313 от 27.04.2015 года Управления Федеральной службы по надзору сфере природопользования (Росприроднадзора) по РС(Я) в период с 12 мая 2015 года по 08 июня 2015 года проведена плановая выездная проверка в отношении ФКП «Аэропорты Севера», в состав которого входят 23 филиала, в том числе филиал «Аэропорт Зырянка», по соблюдению и выполнению законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов), в области водных и земельных отношений.

По результатам проведенной проверки установлено, что филиал «Аэропорт Зырянка» ФКП «Аэропорты Севера» осуществляет деятельность по обращению с отходами в виде накопления, разработаны паспорта на 23 вида опасных отходов (I класса опасности – 1 паспорт; II класса опасности – 2 паспорта, III класса опасности – 7 паспортов; IV класса опасности – 13 паспортов). По данным статистического отчета 2-ТП (отходы) у филиала за 2014 год образовалось 6 наименований отходов IV-V класса, такие как: IV класса опасности – песок, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%); шлак сварочный; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%); мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); V класса опасности – остатки и огарки стальных сварочных электродов; отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки.

При этом выявлено неисполнение филиалом «Аэропорт Зырянка» требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», поскольку лицо, допущенное к обращению с отходами I-IV класса опасности – инженер по горюче-смазочным материалам ФИО4 профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами I-IV класса опасности, не имеет.

Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

Согласно Положению о филиале «Аэропорт Зырянка», директор филиала осуществляет оперативное руководство деятельностью филиала (п. 7.6.2), в пределах имеющихся полномочий издает приказы, распоряжения, указания, обязательные для всех работников филиала (п. 7.6.6), несет персональную ответственность за соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований законодательства (п. 7.7.8).

Согласно приказу директора филиала «Аэропорт Зырянка» от 13.05.2015 № 67 «О назначении ответственных лиц за охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности» ответственным за ведение «журнала учета поступления (образования) отходов производства и потребления», то есть ответственного непосредственно обращающегося с отходами, образующимися на предприятии, назначен ФИО4, который свидетельства или сертификата на право работы с опасными отходами I - IV класса опасности не имеет.

Указанные обстоятельства подтверждаются:

- приказом руководителя Управления Роспотребнадзора по РС(Я) № 313 от 27.04.2015 о проведении плановой, выездной проверки ФКП «Аэропорты Севера»;

- актом проверки № 04-БЮ от 08.06.2015;

- приказом ФКП «Аэропорты Севера» от 30.03.2015 № 168/1 «О назначении ответственных лиц за охрану окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в филиалах ФКП «Аэропорты Севера»;

- приказом филиала «Аэропорт Зырянка» ФКП «Аэропорты Севера» от 13.05.2015 № 67 «О назначении ответственных лиц за охрану окружающей среды и обеспечения экологической безопасности»;

- приказом ФКП «Аэропорты Севера» от 06.05.2015 № 251 «О назначении ответственных лиц за соблюдение требований природоохранного законодательства, положения об экологическом контроле в ФКП «Аэропорты Севера»;

- Положением о филиале «Аэропорт Зырянка» ФКП «Аэропорты Севера»;

- протоколом об административном правонарушении № 05-083/2015 от 28.07.2015.

Таким образом, должностным лицом Росприроднадзора обоснованно сделан вывод, что филиал «Аэропорт Зырянка» осуществлял свою производственную деятельность, нарушая экологические и санитарно-эпидемиологические требования действующего природоохранного законодательства, поскольку филиал «Аэропорт Зырянка» в результате осуществления деятельности в области обращения с отходами обязан соблюдать требования закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством. Между тем, директор филиала ФИО1 назначил ответственным лицом по обращению с отходами производства и потребления инженера по горюче-смазочным материалам ФИО4, не имеющего профессиональной подготовки на право работы с этими отходами, что должно быть подтверждено свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами I-IV класса опасности.

При таких обстоятельствах действия директора филиала «Аэропорт Зырянка» ФКП «Аэропорты Севера» ФИО1 правильно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.

При вынесении постановления фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, они подтверждаются представленными доказательствами, которые были оценены должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Доводы ФИО1 о том, что при производстве по делу и проведении проверки ему не были разъяснены процессуальные права и обязанности, с материалами дела он ознакомлен не был, несостоятельны, поскольку согласно почтовым извещениям и отметкам, уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от 01.07.2015 было направлено ФИО1 02.07.2015 и получено им 20.07.2015 (л.д. 111-115), материалы о возбуждении административного дела, включая протокол об административном правонарушении, разъяснение прав и обязанностей, определение о времени и месте рассмотрения дела были направлены адресату 30.07.2015, но не получены адресатом, несмотря на то, что он намеревался отправление забрать сам (л.д. 116-121). Из указанного следует, что обязанность по уведомлению лица, привлекаемого к административной ответственности, административным органом исполнена надлежащим образом в установленном законом порядке.

Позицию заявителя о том, что назначение ответственного за ведение «Журнала учета поступления (образования) и движения отходов производства и потребления» не является непосредственным обращением с отходами производства и потребления, суд не принимает, поскольку в силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под «обращением с отходами» понимается в том числе деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Поскольку филиал «Аэропорт Зырянка» осуществляет деятельность по обращению с отходами в виде накопления, лица, допущенные к учету образовавшихся отходов I - IV класса опасности, обязаны в силу ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

Доводы о том, что проверка в отношении филиала «Аэропорт Зырянка» фактически не проводилась, суд не принимает, поскольку как следует из приказа Управления Росприроднадзора по РС(Я) от 27.04.2015 № 313 и акта проверки от 08.06.2015 плановая выездная проверка проведена в отношении юридического лица ФКП «Аэропорты Севера» в целях исполнения п. 9 Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) на 2015 год, утвержденного приказом Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) от 31.10.2014 № 1147, задачами проверки являются: надзор за соблюдением и выполнением законодательства РФ в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов); надзор за соблюдением и выполнением требований законодательства РФ в области водных отношений; надзор за соблюдением и выполнением требований законодательства РФ в области земельных отношений. Вместе с тем, согласно п. 2.1 Положения о филиале «Аэропорт Зырянка» ФКП «Аэропорты Севера», филиал «Аэропорт Зырянка» является обособленным подразделением юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Поэтому административный орган вправе был проводить проверку в том числе и в отношении филиала «Аэропорт Зырянка» путем истребования документов, относящихся к предмету проверки.

Доводы о том, что филиал не уполномочен решать вопросы по организации процесса обучения и повышения квалификации сотрудников, суд считает также несостоятельными, поскольку согласно разделу 7 Положения о филиале «Аэропорт Зырянка» директор филиала осуществляет оперативное руководство деятельностью филиала в соответствии с утвержденными Предприятием планами, в пределах имеющихся полномочий издает приказы, распоряжения и указания, обязательные для всех работников филиала и несет персональную ответственность за соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований законодательства.

Поскольку данное правонарушение представляет опасность охраняемым государством интересам в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и факт его совершения не ставится в зависимость от наличия (отсутствия) наступивших вредных последствий, оснований для прекращения данного дела в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ в силу малозначительности суд не усматривает.

Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Назначенное административное наказание ФИО1 в виде административного штрафа соответствует санкции ст. 8.2 КоАП РФ и является при этом минимальным.

По смыслу п. 4. ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ основаниями для отмены постановления по делу об административном правонарушении могут являются не любые, а только существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Таких нарушений из материалов дела и доводов жалобы не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) ФИО2 от 21 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении директора филиала «Аэропорт Зырянка» ФКП «Аэропорты Севера» ФИО1 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Верховный суд Республики Саха (Якутия).

Судья И.П. Друзьянов