ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-7/2017(5-18/2017) от 27.04.2017 Краснощековского районного суда (Алтайский край)

Дело № 12-7/2017 (5-18/2017)

РЕШЕНИЕ

с. Краснощёково 27 апреля 2017 года

Судья Краснощёковского районного суда Алтайского края Сиверина Н.А.,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка Краснощёковского района Алтайского края от 16 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.06. КоАП РФ, о назначении наказания в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 16 января 2017 года, составленному консультантом отдела регионального государственного надзора в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций Государственной инспекции Алтайского края, 02.01.2017 в 03 час. 35 мин. начальник отдела ГО и ЧС администрации Краснощековского района Алтайского края ФИО1 в нарушение требований Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства РФ от 24.03.1997 № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления администрации Алтайского края от 21.05.2012 № 262 «О порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и объединенной системе оперативно-диспетчерского управления Алтайского края» не организовал передачу единой дежурно-диспетчерской службой муниципального образования Краснощековский район Алтайского края первичной информации о происшествии, связанном с угрозой жизни и здоровью населения, в ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Алтайскому краю», а именно, о скоплении пяти автомобилей на трассе у п.Ермачиха Краснощековского района Алтайского края, которые попали в снежный занос вследствие сложных метеорологических условий (большое скопление снега и низкая температура воздуха).

Действия ФИО1 квалифицированы по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка Краснощёковского района Алтайского края от 16 февраля 2017 года ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, за которое ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, ФИО1 обжаловал его в Краснощёковский районный суд, просил отменить постановление. В жалобе указал на то, что он с выводами мирового судьи судебного участка Краснощёковского района не согласен, в связи с тем, что в его должностные обязанности не входит предоставление в ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Алтайскому краю» информации о происшествии, которое не было признано чрезвычайной ситуацией. Кроме того, считает, что ответственность по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ наступает только за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий именно в условиях чрезвычайных ситуаций, а также субъектом данного правонарушения являются только должностные лица федеральных органов исполнительной власти.

В судебное заседание ФИО1 не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил. Жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций помимо прочего являются сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу ст. 6 названного Закона информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Порядок обеспечения населения, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Закона Алтайского края от 17.03.1998 № 15-ЗС «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ к полномочиям Правительства РФ относится, в том числе определение порядка сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядка обмена указанной информацией между исполнительными органами государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства РФ от 24.03.1997 N 334 утвержден Порядок сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Порядок).

В соответствии с п.1 данного Порядка, информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуется - информация) должна содержать сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) и их последствиях, мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, силах и средствах, задействованных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также сведения о деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, составе и структуре сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе сил постоянной готовности, создании, наличии, об использовании и о восполнении финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно п.2 Порядка сбор и обмен информацией осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оценки их последствий, информирования и своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях. Сбор и обмен информацией осуществляются через органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а при их отсутствии - через подразделения или должностных лиц, уполномоченных решением соответствующего руководителя федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или организации.

Органы местного самоуправления осуществляют сбор, обработку и обмен информацией на соответствующих территориях и представляют информацию в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Органами повседневного управления единой системы являются на муниципальном уровне - создаваемые в установленном порядке единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые органами местного самоуправления (п.11 Постановления № 794).

Согласно п.10 Положения об Алтайской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 10.07.2012 № 369, органами повседневного управления территориальной подсистемы являются: федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Алтайскому краю"; единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований; дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Во исполнение вышеназванных нормативных положений в составе отдела ГО ЧС администрации Краснощековского района Алтайского края создана единая дежурно-диспетчерская служба (далее - ЕДДС).

В соответствии с Положением о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования Краснощековский район Алтайского края, утвержденным постановлением «СЗ» администрации Краснощековского района от 03.11.2011 № 671-14, ЕДДС района является органом повседневного управления районного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС).

ЕДДС района в пределах своих полномочий взаимодействует со всеми дежурно-диспетчерскими службами (далее – ДДС) экстренных оперативных служб и организаций района независимо от форм собственности по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях (происшествиях) и совместных действий при угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий) (п.1.1.3 Положения о ЕДДС).

ЕДДС предназначена для приема и передачи сигналов оповещения ГО от вышестоящих органов управления, сигналов на изменение режимов функционирования районного звена территориальной подсистемы РСЧС, приема сообщений о ЧС (происшествиях) от населения и организаций, оперативного доведения данной информации до соответствующих ДДС, координации совместных действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций, оперативного управления силами и средствами районного звена территориальной подсистемы РСЧС, оповещения руководящего состава районного звена и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий) (п.1.1.5 Положения).

Общее руководство ЕДДС района осуществляет глава района, непосредственное – начальник (ЕДДС) отдела ГОЧС администрации района (п.1.1.6 Положения).

ЕДДС района осуществляет свою деятельность во взаимодействии с центром управления в кризисных ситуациях (далее – ЦУКС) ГУ МЧС России по Алтайскому краю (п.1.1.8 Положения).

Режимы функционирования для ЕДДС устанавливает глава района. В режиме повседневной деятельности ЕДДС обеспечивает прием от населения и ДДС сообщений о любых ЧС (происшествиях), их регистрацию; передачу информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия) по подчиненности и подведомственности, в первоочередном порядке в ЦУКС ГУ МЧС России по Алтайскому краю (п.2.1.3 Положения).

Сообщения, которые ДДС экстренных служб и организаций идентифицируют как сообщения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия), в первоочередном порядке передаются в ЕДДС района, а ЕДДС района незамедлительно передает информацию в ЦУКС ГУ МЧС России по Алтайскому краю (п.2.1.5 Положения).

В режимах повышенной готовности информационное взаимодействие между ДДС экстренных служб и организаций, силами РСЧС осуществляется непосредственно через ЕДДС района. Поступающая информация о сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных силах доводится ЕДДС района всем взаимодействующим ДДС, органам управления РСЧС района, ЦУКС ГУ МЧС России по Алтайскому краю (п.2.1.9 Положения о ЕДДС).

Распоряжением и.о. главы администрации Краснощековского района от ДД.ММ.ГГГГ-л ФИО1 назначен на должность начальника отдела ГО и ЧС администрации Краснощековского района с 01.06.2016.

Распоряжением главы администрации Краснощековского района от 01.01.2017 № 1 на территории Краснощековского района введен режим повышенной готовности в связи с прогнозируемыми неблагоприятными метеорологическими явлениями. Указанным распоряжением начальнику отдела по ГО ЧС ФИО1 предписано к 09.00 01.01.2017 подготовить к работе пункт управления и установить круглосуточное дежурство руководящего состава КЧС и ПБ, провести инструктаж оперативных дежурных ЕДДС по действиям в случае угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.

Судом апелляционной инстанции, как и мировым судьей установлено, что 01.01.2017 на трассе у п.Ермачиха Краснощековского района имело место происшествие, связанное с угрозой жизни и здоровью людей, а именно, пять автомобилей попали в снежный занос вследствие сложных метеорологических условий.

Согласно диспетчерскому журналу ЕДДС Краснощековского района, сообщение об указанном происшествии, создающем угрозу жизни и здоровью людей, поступило в ЕДДС в 22.30 час. 01.01.2017 от водителя ПЧ №69 Ш. В 22.40 час. 01.01.2017 информация передана в ДРСУ, на место скопления автомобилей выехало 2 единицы техники на оказание помощи. В 03.00 час. 02.01.2017 вновь поступило сообщение о том, что в нескольких километрах от с.Камышенка образовался затор из автомобилей, которые не могут проехать из-за снежных заносов, о чем в 03.25 час. 02.01.2017 оперативным дежурным ЕДДС Т. сообщено начальнику отдела ГО и ЧС администрации района ФИО1, главе администрации Краснощековского района, начальнику 69 ПСЧ ФПС ГПС ФГКУ «16 отряд ФПС по АК», и.о. заместителя главы администрации района, начальнику ГУП ДХ АК «Южное ДСУ».

В связи с данным происшествием начальником отдела ГО и ЧС администрации района ФИО1 были организованы необходимые мероприятия для предотвращения возможных неблагоприятных последствий, связанных с угрозой жизни и здоровью людей, использованы все силы и средства, направленные на ликвидацию происшествия. В 10.20 час. 02.01.2017 затор был ликвидирован.

Между тем, согласно рапорту заместителя начальника ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Алтайскому краю» информация о данном происшествии в период с 08.00 час. 01.01.2017 до 08.45 час. 02.01.2017 в ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Алтайскому краю» не поступала.

В ходе рассмотрения дела, как в суде первой, так и апелляционной инстанции ФИО1 указанные обстоятельств не оспаривал, вместе с тем пояснил, что в его обязанности и не входило предоставление в ЦУКС информации о происшествии, которое не было признано чрезвычайной ситуацией; однако указал, что в данном случае имела место угроза возникновения ЧС.

Данный довод ФИО1 суд находит несостоятельным по следующим основаниям:

В соответствии с п.2 Порядка сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и объединенной системе оперативно-диспетчерского управления Алтайского края, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 21.05.2012 N 262, принятого во исполнение Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 N 334, подлежащая передаче информация должна содержать сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - ЧС) и их последствиях, мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, силах и средствах, задействованных для ликвидации ЧС, радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих объектах и территориях, а также сведения о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов и организаций, подведомственных Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органов исполнительной власти Алтайского края, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от ЧС, составе и структуре сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС, в том числе сил постоянной готовности, создании, наличии, об использовании и о восполнении финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

В зависимости от назначения информация подразделяется на оперативную и текущую. К оперативной относится информация, предназначенная для оповещения всех заинтересованных органов управления территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Алтайского края, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, оценке вероятных масштабов аварий, происшествий и ЧС, а также принятии необходимых мер по ликвидации их последствий. Оперативную информацию составляют, в том числе сведения о факте (угрозе) и основных параметрах происшествий и ЧС, о первоочередных мерах по защите населения и территорий, задействованных силах и средствах, о ходе и завершении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В соответствии с п.4 данного Порядка (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 21.05.2012 N 262) организация сбора и обмена информацией на территории Алтайского края осуществляется в следующем порядке:

4.1. Непосредственно сбор информации в области защиты населения и территорий от ЧС межмуниципального и регионального характера осуществляется через органы повседневного управления Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - "Алтайская территориальная подсистема РСЧС"). Информация в полном объеме представляется в федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Алтайскому краю".

4.2. Органы местного самоуправления муниципальных образований Алтайского края определяют правила обмена информацией на подведомственной территории.

4.3. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти Алтайского края и организации, ответственные за своевременное предоставление информации в федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Алтайскому краю", предоставляют информацию в соответствии с заключенными соглашениями и утвержденными регламентами информационного обмена.

В силу п.5 Порядка (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 21.05.2012 N 262) обмен оперативной информацией на территории Алтайского края осуществляется путем предоставления сведений срочного характера от источников информации в органы повседневного управления и органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, определенные Положением об Алтайской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Администрации края от 22.06.2004 N 289, в следующем порядке:

п. 5.1. При передаче первичной информации:

при возникновении ЧС, происшествия, связанных с гибелью людей, нарушением условий жизнедеятельности, угрозой жизни и здоровью населения руководители и должностные лица организации, где произошли происшествие, ЧС, обязаны не позднее 10 минут с момента возникновения (установления факта возникновения) сообщить в соответствующие органы повседневного управления муниципального звена Алтайской территориальной подсистемы РСЧС;

органы повседневного управления муниципальных звеньев Алтайской территориальной подсистемы РСЧС немедленно после их уведомления по телефону, факсимильной или телеграфной связи доводят первичную оперативную информацию в федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Алтайскому краю".

Первичная оперативная информация оформляется в произвольной форме и должна содержать максимально полные сведения о времени возникновения и времени получения информации об аварии, происшествии и ЧС, их характере, прогнозируемых масштабах (последствиях), о достаточности сил и средств для ликвидации. При передаче информации по телефону в обязательном порядке в течение 1 часа с момента уведомления представляется письменное подтверждение.

Согласно п. п. 5 и 6 Положения об объединенной системе оперативно-диспетчерского управления Алтайского края, утв. Постановлением Администрации Алтайского края от 21.05.2012 N 262, основными задачами ЕДДС муниципальных образований Алтайского края помимо прочего являются сбор от ДДС, служб наблюдения и контроля за окружающей средой и распространение между ДДС Алтайского края полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС; участие в обмене информацией между взаимодействующими органами управления; представление вышестоящим органам управления докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, принятых решениях и действиях по ликвидации ЧС.

В соответствии с разделом 3 (абз. 3) Положения об объединенной системе оперативно-диспетчерского управления Алтайского края, утв. Постановлением Администрации Алтайского края от 21.05.2012 N 262, при получении сообщений о происшествиях, которые ЕДДС или ДДС оценивают как сообщения об угрозе или возникновении ЧС, они незамедлительно передаются в федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Алтайскому краю".

Таким образом, вышеприведенные положения как федерального, так и регионального (Алтайского края) законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливают обязательный обмен информацией между органами повседневного управления не только о возникших чрезвычайных ситуациях, но и обо всех происшествиях, создающих угрозу жизни и здоровью людей, а также создающих угрозу возникновения чрезвычайных ситуации. Кроме того, данные обязанности в части передачи информации о происшествии (не признанном чрезвычайной ситуацией) в ЦУКС предусмотрены и самим вышеприведенным Положением о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования Краснощековский район Алтайского края, утв. Постановлением «СЗ» администрации Краснощековского района от 03.11.2011 № 671-14.

В ходе рассмотрения дела ФИО1 не оспаривал, что данное происшествие с учетом обстоятельств его возникновения создавало угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.

В связи с изложенным, оснований полагать, что информация о скоплении пяти автомобилей с людьми с учетом неблагоприятных метеорологических условий (большое скопление снега и низкая температура воздуха), не являлась обязательной к передаче, у ФИО1, а также у оперативного дежурного ЕДДС, который осуществляет непосредственную передачу информации, не имелось.

Доводы ФИО1 о том, что ответственность по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ наступает только в случае невыполнения предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий именно в условиях чрезвычайных ситуаций, а также о том, что субъектом данного правонарушения являются только должностные лица федеральных органов исполнительной власти, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" данный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации). Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 1 названного Закона предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является: сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

При этом мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (ст.7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ).

По смыслу действующего законодательства, мероприятия по защите населения от чрезвычайной ситуации, в том числе связанные с информационным обменом между органами повседневного управления, проводятся не только в режиме чрезвычайной ситуации, но и в условиях повседневной деятельности, а также при введении режима повышенной готовности и направлены на предупреждение возникновения и развития чрезвычайной ситуации и наступления неблагоприятных последствий.

Невыполнение обязанностей по передаче информации о происшествии, создающем угрозу жизни и здоровью людей, а также угрозу возникновения чрезвычайной ситуации с учетом введения режима повышенной готовности также свидетельствует о невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения от чрезвычайных ситуаций и образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.

Доводы ФИО1 о том, что он не является субъектом данного правонарушения, основаны на неверном толковании закона, поскольку как из диспозиции, так и из санкции данной статьи не следует, что указанное деяние может быть совершено только федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами. В свою очередь, субъектом правоотношений в области защиты населения от чрезвычайной ситуации либо угрозы ее наступления в силу прямого указания закона и подзаконных актов (их вышеприведенных положений) являются как органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органы местного самоуправления, а также предприятия, учреждения и организаций независимо от их организационно-правовой формы.

В соответствии с п.1.4 должностной инструкции начальника отдела ГО и ЧС администрации Краснощековского района, утвержденной и.о. главы администрации Краснощековского района от 01.06.2016, начальник отдела руководит деятельностью единой дежурно-диспетчерской службы.

Согласно п.п.3.2.2, 3.2.3 Положения о ЕДДС муниципального образования «Краснощековский район Алтайского края» начальник ЕДДС района должен знать федеральные законы, постановления. Распоряжения, приказы вышестоящих органов и другие руководящие нормативно-технические и методические документы, определяющие функционирование ЕДДС; уметь организовать выполнение и обеспечивать контроль поставленных перед ЕДДС задач.

В соответствии с должностной инструкцией оперативного дежурного единой дежурно-диспетчерской службы Краснощековского района Алтайского края, утвержденной и.о. главы администрации Краснощековского района от 22.07.2016, при возникновении либо угрозе возникновения ЧС оперативный дежурный обязан доложить полученную информацию в ОДС ЦУКС Главного управления (п.2.4.9 инструкции). Перед началом дежурства дежурный ЕДДС должен получить инструктаж у руководителя, отвечающего за работу ЕДДС (п.2.4.2 инструкции).

В судебном заседании в суде первой инстанции при допросе в качестве в качестве свидетеля оперативный дежурный ЕДДС администрации Краснощековского района Т. пояснила, что в период с 01 по 02 января 2017 года она находилась на дежурстве, когда поступило сообщение о том, что в нескольких километрах от с.Камышенка и п.Ермачиха образовался затор из автомобилей, которые не могут проехать из-за снежных заносов; о данном происшествии она оповестила руководящий состав района, в том числе начальника отдела ГО и ЧС администрации района ФИО1, однако указанное сообщение не было передано в ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Алтайскому краю» по указанию начальника 69 ПСЧ ФПС ГПС ФГКУ «16 отряд ФПС по Алтайскому краю» М.; при этом каких-либо уважительных причин неисполнения возложенных на нее должностных обязанностей не имелось.

За нарушение п.2.4.9 должностной инструкции Т. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Однако оперативный дежурный Т. не является должностным лицом по смыслу ст. 2.4 КоАП РФ, в связи с чем не может быть признана субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.

Между тем, начальника отдела ГО и ЧС администрации Краснощековского района Алтайского края ФИО1, являясь должностным лицом, наделенным административно-хозяйственными и организационно-распорядительными функциями, в силу своих должностных полномочий обязан обеспечить соблюдение работниками ЕДДС района предусмотренных законодательством обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, чего в данном случае не было сделано.

Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается в выводом мирового судьи о том, что в нарушение вышеприведенных требований федерального, а также регионального (Алтайского края) законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, ФИО1, являясь руководителем ЕДДС администрации Краснощековского района, не организовал передачу первичной информации о происшествии, связанном с угрозой жизни и здоровью людей, и угрозой возникновения чрезвычайной ситуации в ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Алтайскому краю», тем самым не выполнив предусмотренную законодательством обязанность по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в части обмена информацией между органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Неустранимых сомнений по настоящему делу не установлено, поэтому оснований для применения судом положений ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имелось.

Наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, с учетом требований ст.4.1 КоАП РФ.

Поскольку каких-либо нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено, оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.

При таких обстоятельствах, в соответствии с п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, постановление мирового судьи судебного участка Краснощёковского района Алтайского края от 16.02.2016 года подлежит оставлению без изменения, а жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.30.7,30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка Краснощёковского района Алтайского края от 16 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Н.А. Сиверина