ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-7/2017 от 02.02.2017 Козульского районного суда (Красноярский край)

Дело 12-7/2017

РЕШЕНИЕ

02 февраля 2017 года пгт. Козулька

Судья Козульского районного суда Красноярского края Чижикова Ольга Викторовна,

с участием законного представителя юридического лица директора ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва ФИО3,

при секретаре Знак Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Чулым» Управления Федерального агентства по Сибирскому федеральному округу (далее - ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва) на постановление старшего государственного инспектора отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 ноября 2016 года , которым ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.11 ст.19.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 от 22 ноября 2016 года юридическое лицо ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

Согласно постановлению, старшим государственным инспектором отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в результате проведения внеплановой выездной проверки ранее выданных предписаний ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва по адресу <адрес> в период с 14 по 18 ноября 2016 года установлено невыполнение предписания от 11.04.2016г. №07/085 выданного старшим государственным инспектором отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности ФИО1 в срок до 01.10.2016г., а именно:

п.1 предписания от 11.04.2016г. № 07/085 (срок устранения до 01.10.2016г.) - не выполнены компенсирующие мероприятия по установлению обслуживающих площадок, указанные в заключениях экспертизы промышленной безопасности РВС №№ 41,75, 84 в согласованные сроки, при этом нарушены:

- ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изменениями на 13.07.2015г.);

- ч.2 п.27 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. приказом Ростехнадзора от 14.11.2013г. №538;

п.2 предписания от 11.04.2016г. № 07/085 (срок устранения до 01.10.2016г.) - не установлены в полном объеме, согласно проекту, сигнализаторы довзрывных концентраций в резервуарном парке, при этом нарушены:

- ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изменениями на 13.07.2015г.);

- п.6.4.1; 6.4.2 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утв. Приказом Ростехнадзора от 11.03.2013г. №96;

п.4 предписания от 11.04.2016г. № 07/085 (срок устранения до 01.10.2016г.) - не выполнено заземление трубопроводов в резервуарном парке для защиты от статического электричества, при этом нарушены:

- ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изменениями на 13.07.2015г.);

- п.II-1-1(а) «Правила защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности»;

п.5 предписания от 11.04.2016г. № 07/085 (срок устранения до 01.10.2016г.) - нет присоединения трубопроводов к заземлителям на вводе их в резервуары для защиты от заноса высокого потенциала, при этом нарушены:

- ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изменениями на 13.07.2015г.);

- п.II-2-4 «Правила защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности»;

п.8 предписания от 11.04.2016г. № 07/085 (срок устранения до 01.10.2016г.) - на посту налива нефтепродукта в ж/д цистерны отсутствуют ограничители уровня налива, при этом нарушены:

- ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изменениями на 13.07.2015г.);

- п.п.6.1.1; 4.1.12,4.7.17 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утв. Приказом Ростехнадзора от 11.03.2013г. №96;

п.9 предписания от 11.04.2016г. № 07/085 (срок устранения до 01.10.2016г.) - не оснащены резервуары приборами контроля уровня, при этом нарушены:

- ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изменениями на 13.07.2015г.);

- п.п.6.1.1; 4.7.2, 4.7.3 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утв. Приказом Ростехнадзора от 11.03.2013г. №96.

Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель юридического лица - директор ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва ФИО3 обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить постановление от 22 ноября 2016 года в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку предъявляемые требования подлежат применению к объектам, созданным или реконструированным после вступления в силу Технического регламента. Поскольку комбинат был введён в эксплуатацию в 1966 году. Обустройство площадки нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов автоматической системы контроля до взрывных концентраций не было предусмотрено проектом. Капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение площадки нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов в ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва с момента введения её в эксплуатацию не проводились. Федеральное государственное казенное учреждение Главный информационно-вычислительный центр Федерального агентства по государственным резервам заключило государственный контракт от 30.05.2016г. с ООО «Фактор-ТС» по выполнению работ по внедрению автоматизированного учета нефтепродуктов на комбинатах Федерального агентства по государственным резервам (в том числе ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва), включая поставку специальной техники и оборудования, проектные, монтажные и прочие работы. Разработка проектной документации согласно дополнительного соглашения №2 к государственному контракту от 30.05.2016г. не позднее 23.12.2016 г. По поручению Президента РФ от 18.12.2015г. №КМ-1154 «О мероприятиях по реконструкции и капитальному ремонту резервуарного парка для хранения нефтепродуктов, входящих в состав неснижаемого запаса государственного материального резерва» составлено задание на разработку проектной документации на реконструкцию нефтерезервуарного парка ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва. На данный момент задание на проектирование находится на утверждении в Федеральном агентстве по государственным резервам. Выделение финансирования на проектно-изыскательные работы запланировано на 2017 год. Комбинат «Чулым» является государственным казенным учреждением и обеспечивает исполнение своих обязательств в рамках лимитов бюджетных обязательств, определенных и доведенных до него Минэкономразвития России через Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) и Управление Росрезерва по Сибирскому федеральному округу. Других источников финансирования, кроме федерального бюджета у комбината нет. К тому же комбинат не правомочен пользоваться иными источниками поступления денежных средств. Финансовых средств на выполнение указанного предписания комбинату в 2016 году не выделялось. На основании ранее выявленных нарушений (Предписание №07/085 от 11.04.2016г. ФГКУ комбинатом «Чулым» Росрезерва неоднократно направлялись письма в Красноярский территориальный отдел о выделении финансирования для устранения данных нарушений (исх. 73 от 05.02.2016г., 354 от 22.04.2016г., от26.08.2016г.). За период существования ФГКУ комбината «Чулым» Росрезерва с 1966 г., не допущено ни одной аварии в области промышленной безопасности. Директор ФИО3 полагает, что комбинат принимал и принимает все зависящие от него меры к выполнению предписания, выданного органами Ростехнадзора и устранению нарушений требований промышленной безопасности и в действиях (бездействии) ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.

В судебном заседании законный представитель юридического лица ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва ФИО3 доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, дополнительно пояснив, что юридическим лицом принимались меры к выполнению предписание, однако такое не было исполнено в полном объеме в связи с отсутствием выделения финансирования, заключения государственных контрактов на устранении нарушений указанных в предписании на 2017 год, а так же в связи с заполненными резервуарами топливом.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО1, в судебное заседание не явилась. Представитель Енисейского управления Ростехнадзора ФИО2, действующая по доверенности от 09 января 2017 года, направила в суд ходатайство с просьбой рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Управления.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав законного представителя юридического лица, прихожу к следующим выводам.

Частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.Так, в соответствии с ч.11 ст.19.5 КоАПРФ административно наказуемым является невыполнение или ненадлежащее выполнение, то есть бездействие, в установленный срок законного предписания органа осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности.

Согласно Уставу ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва от 2006 года (с изменениями от 2011 года), комбинат является юридическим лицом, обладает правом оперативного управления в отношении закреплённого за ним имущества, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства, печать с изображением Герба Российской Федерации, а также другие необходимые для его деятельности печати, штампы и бланки (п.1.3). Предметом деятельности комбината является обеспечение приемки материальных ценностей на хранение в государственный материальный резерв, количественной и качественной сохранности материальных ценностей и, по указанию Территориального управления или Росрезерва, выпуска материальных ценностей из государственного материального резерва (п.2.1).

Из представленных материалов следует, что ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва осуществляет деятельность по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов по адресу: <адрес>.

Таким образом, должностным лицом, возбудившим дело об административном правонарушении, верно установлен субъект административного правонарушения - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области промышленной безопасности по эксплуатации опасного производственного объекта - площадки нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов, расположенной по адресу: <адрес>.

Однако, должностным лицом, вынесшим постановление, не приняты во внимание доказательства, представленные законным представителем юридического лица, о том, что юридическим лицом принимались меры к исполнению предписания от 11.04.2016г. № 07/085 и оно не было исполнено в силу объективных причин.

Согласно Уставу ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва от 2006 года (с изменениями от 2011 года), учредителем комбината является правительство Российской Федерации. Полномочия учредителя осуществляет Федеральное агентство по государственным резервам. Комбинат находится в ведении Федерального агентства по государственным резервам и входит в единую федеральную системы государственного резерва (п.1.1). Источниками формирования имущества комбината являются: средства федерального бюджета; средства, получаемые комбинатом от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; иные источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п.3.3). Комбинат является бюджетным учреждением (п.3.4). Финансовое обеспечение комбината осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п.3.5).

В судебном заседании установлено, что в целях исполнения предписания ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва в адрес территориального отдела управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу 05 февраля 2016 года исх. № 73 направлена информация, что в связи с недостаточным финансированием не выполняются следующие мероприятия:

1. Нет системы автоматического пожаротушения в резервуарном парке стоимостью 392 млн.руб. (проект разработан);

2. Не обеспечено электроснабжение по первой категории стоимостью 1071,7 тыс.руб. (проект разработан);

3. Не в полном объёме установлены датчики до взрывных концентраций в резервуарном парке стоимостью 18,2 млн.руб. (проект разработан);

4. Не выполнено заземление трубопроводов в резервуарном парке для защиты от статического электричества стоимостью 1,5 млн.руб. (проект разработан).

22 апреля 2016 года исх. в адрес территориального отдела управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу юридическим лицом направлено уведомление о том, что для выполнения предписания № 07/085 от 11 апреля 2016 года необходимо дополнительное финансирование. При невыполнении предписания возможно наложение штрафа на предприятие.

27 июня 2016 года исх. в адрес территориального отдела управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу направлена информация о потребности в денежных средствах на приведение комбината в соответствие со всеми руководящими документами. Итого на выполнение мероприятий требовалось 496874,8 тыс.руб.

26 августа 2016 года в адрес управления по Сибирскому федеральному округу Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерва) направлялась информация о потребности оборудования нефтерезервуарного парка сигнализаторами (датчиками) до взрывных концентраций (ДКВ). Для монтажа ДКВ в ценах 2016 года требовалось 23,9 млн.руб.

Из ответа Красноярского территориального отдела управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу от 19 января 2017 года следует, что выполнение указанных мероприятий:

- заземление трубопроводов в резервуарном парке для защиты от статического электричества;

- система автоматического пожаротушения в резервуарном парке;

- установка ограничителей уровня налива в ж/д цистерны;

- оснащение резервуаров приборами контроля уровня;

- дооборудование резервуарного парка датчиками довзрывных концентраций возможно только за счет выделения государственных капитальных вложений в рамках реализации непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИЛ).

Также в письме указано, что принято решение о включении с 2020 года в программу реконструкции нефтерезервуарного парка ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва. В 2017- 2018гг. будут выполняться проектно-изыскательские работы, разработка проектной документации и проведение Главгосэкспретизы проекта на реконструкцию нефтерезервуарного парка ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва.

Выполнить остальные работы по восстановлению фундаментных лестниц, установке обслуживающих площадок, устранение просадок на РВС в 2016 году не представилось возможным и будут планироваться на выполнение в период с 2017 по 2019гг.

В связи с исполнением предписания 30.05.2016г. Федеральное государственное казенное учреждение Главный информационно-вычислительный центр Федерального агентства по государственным резервам заключило государственный контракт с ООО «Фактор-ТС» по выполнению работ по внедрению автоматизированного учета нефтепродуктов на комбинатах Федерального агентства по государственным резервам (в том числе ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва), включая поставку специальной техники и оборудования, проектные, монтажные и прочие работы. Разработка проектной документации согласно дополнительного соглашения №2 к государственному контракту от 30.05.2016г. не позднее 23.12.2016 г. По поручению Президента РФ от 18.12.2015г. №КМ-1154 «О мероприятиях по реконструкции и капитальному ремонту резервуарного парка для хранения нефтепродуктов, входящих в состав неснижаемого запаса государственного материального резерва» составлено задание на разработку проектной документации на реконструкцию нефтерезервуарного парка ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва. На данный момент задание на проектирование находится на утверждении в Федеральном агентстве по государственным резервам. Выделение финансирования на проектно-изыскательные работы запланировано на 2017 год.

Таким образом, привлекаемое к административной ответственности юридическое лицо ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва предпринимало всевозможные меры к выполнению выданного ему предписания от 11 апреля 2016 года №07/085, однако, является бюджетным учреждением и его финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ, следовательно, в действиях (бездействии) юридического лица отсутствует умысел на неисполнение законного предписания.

Таким образом, в действиях (бездействии) юридического лица ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст.19.5 КоАП РФ.

В соответствии с п.1 п.п.2 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, постановление старшего государственного инспектора отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 от 22 ноября 2016 года в отношении юридического лица ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва о назначении административного наказания, подлежит отмене, а административное дело прекращению за отсутствием состава административного правонарушения, по п. 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу законного представителя юридического лица ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва ФИО3 на постановление старшего государственного инспектора отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 от 22 ноября 2016 года о привлечении юридического лица ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва к административной ответственности по ч.11 ст.19.5 КоАП РФ удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 от 22 ноября 2016 года о привлечении юридического лица ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва к административной ответственности по ч.11 ст.19.5 КоАП РФ отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, по п. 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня получения копи решения через Козульский районный суд Красноярского края.

Судья О.В. Чижикова