ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-7/2017 от 11.01.2017 Жирновского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 12-7/2017

Р Е Ш Е Н И Е

г. Жирновск 11 января 2017 года

Жирновский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Суппес Г.В., единолично,

с участием: представителя заявителя ООО «Спецтеплосервис» Шамова А.А.,

представитель комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области Дроботова Н.Н.,

помощника прокурора Жирновского района Волгоградской области Прокофьевой Ю.Ю.,

рассмотрев жалобу ООО «Спецтеплосервис» на постановление от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора в области окружающей среды Волгоградской области о привлечении к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель ООО «Спецтеплосервис» обратился в суд с вышеназванной жалобой, указав, что постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное государственным инспектором в области окружающей среды Волгоградской области Дроботовым Н.Н., ООО «Спецтеплосервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 110 000 рублей.

Указанное постановление считает незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Спецтеплосервис» прокурором Жирновского района Волгоградской области вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Основанием для возбуждения административного производства послужил факт проведения прокуратурой в 13 ч 50 минут ДД.ММ.ГГГГ проверки на территории Жирновского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области на земельных участках, прилегающих к четырехэтажному многоквартирному дому, расположенному по <адрес> которым установлено несанкционированное размещение на почве отходов. Общая площадь захламленных отходами земельных участков -13,38 кв.м., общий объем отходов 2,1395 куб.м. Отходами являлись бумажные мешки от строительных смесей и цемента, лом шифера, полиэтиленовая пленка, отходы древесины, отходы затвердевшего раствора, куски чугунных сантехнических труб.

Отходы мусор образовались в результате проведения работ по ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В связи с тем, что подрядной организацией по ремонту многоквартирного дома являлась ООО «Спецтеплосервис» в отношении общества возбуждено административное производство.

Между тем осмотр земельного участка был произведен без представителя ООО «Спецтепллосервис» (о том, что будет проводиться осмотр нас никто не уведомлял).

Между ООО «СК Артель» и ООО «Спецтеплосервис» заключен договор подряда по которому подрядчик (ООО «Спецтеплосервис») обязуется выполнить капитальный ремонт кровли, капитальный ремонт фасада, капитальный ремонт систем отопления, холодного водоснабжения, подвальных помещений (отмостка) (далее - Работы) по адресу : <адрес> и сдать выполненные работы Заказчику.

Выполнение данных работ приводят к постоянному образованию отходов перечисленных в постановлении об административном наказании. Выполнение работ по договору подряда связано с постоянным удалением старого покрытия фасада, кровли, систем отопления и водоснабжения. Так как работы могут нести риск для окружающих, территория проводимых работ огораживается. Работы были окончены в ноябре 2016 года.

Обществом принимались все меры для вывоза мусора, что и было пояснено генеральным директором при вынесении постановления об административном правонарушении. Заключен договор с МБУ Благоустройство на оказание услуг по сбору, транспортировке и складированию твердых отходов 5 класса опасности (строительный мусор) который осуществлялся специализированным мусоровозным транспортом исключающий возможность потери отходов, мусор вывозился регулярно.

Считает, что характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, размера вреда и тяжесть наступивших последствий не представляют существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений.

Просит постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором в области окружающей среды Волгоградской области Дроботовым Н.Н., о признании ООО «Спецтеплосервис» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ к административному штрафу в размере 110 000 рублей отменить, на основании под п. 3. ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель заявителя ООО «Спецтеплосервис» Шамов А.А. уточнил заявленные в жалобе требования, указав, что рабочим проектом по капитальному ремонту многоквартирного <адрес> предусмотрено: На период строительства предусмотрен выброс загрязняющих веществ. Источником загрязнения атмосферы являются операции по демонтажу, с сыпучими материалами, сварочные работы, работы по нанесению лакокрасочных покрытий, работа грузовых автомобилей и строительной техники. Все работы будут проводиться без нарушения покрытий и земляного покрова прилегающей территории, поэтому мероприятия по благоустройству земельного участка не выполняются. Отходы не хранятся на стройплощадке, а по мере образования и в конце смены вывозятся на полигон ТБО. Обществом принимались все меры для вывоза мусора, что и было пояснено генеральным директором при вынесении постановления об административном правонарушении. Заключен договор с МБУ Благоустройство на оказание услуг по сбору, транспортировке и складированию твердых отходов 5 класса опасности (строительный мусор), который осуществлялся специализированным мусоровозным транспортом исключающий возможность потери отходов, мусор вывозился регулярно. Из Постановления об административном наказании инспектором обращено внимание на объяснения директора ООО «Спецтеплосервис» Денисова В.В. в которых он поясняет, что с момента начала выполнения работ- образующиеся строительные отходы по мере накопления вывозились специализированной организацией. В конце рабочего дня отходы, размещенные на почве, были вывезены. Инспектором дана оценка, что ООО «Спецтеплосервис» совершило административное правонарушение в связи с несанкционированном образованием отходов на земельном участке при выполнении капитального ремонта жилого дома. В связи с тем, что работы выполнялись Рабочим проектом по капитальному ремонту многоквартирного <адрес>, которым предусматривается выброс загрязняющих веществ, источником которых являются операции по демонтажу и работы связанной с сыпучими материалами действия ООО «Спецтеплосервис» являются санкционированными. Просит постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ о признании виновным в совершении административного правонарушения ООО «Спецтеплосервис», ответственность за которое предусмотрено ст. 8.2 КоАП РФ и назначенно наказание в виде штрафа в размере 110 000 рублей отменить, за отсутствием состава административного правонарушения; в случае, если суд посчитает это невозможным, просил снизить назначенное наказание, назначив его на основании ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ ниже низшего предела.

В судебном заседании представитель комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области Дроботов Н.Н. суду показал, что с жалобой не согласен, считает постановление законным и обоснованным.

В судебном заседании помощник прокурора Жирновского района Волгоградской области Прокофьева Ю.Ю. суду пояснила, что жалобу ООО «Спецтеплосервис» считает необоснованной, а оспариваемое постановление законным и не подлежащим отмене.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает постановление по делу об административном правонарушении подлежащим изменению по следующим основаниям.

Согласно п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

В соответствии со ст. 58 Конституции России, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены следующие понятия: отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объекты размещения отходов -специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Согласно основным понятиям, определенным статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», компоненты природной среды -земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.

Согласно требованиям частей 1, 2, 3 статьи 37 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами.

Согласно ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Части 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяют требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления: отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Часть 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Согласно части 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении, которых установлена его вина.

Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены умышленно, а также по неосторожности.

Объективная сторона данного правонарушения - действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).

При этом, субъектный состав правонарушения не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами, субъектами административной ответственности являются, в том числе любые лица, которые в своей деятельности не соблюдают экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим природоохранным законодательством.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Жирновского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности юридического лица - ООО «Спецтеплосервис», в ходе которой установлено, что на земельных участках прилегающих к четырехэтажному многоквартирному дому, расположенному по адресу: <адрес>, установлено несанкционированное размещение на почве отходов (сброс отходов на почву). Вид несанкционированно размещенных на открытой почве отходов - отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (бумажные мешки из под строительных смесей и цемента, лом асбестоцементных листов (шифера), полиэтиленовая пленка, отходы древесины, отходы затвердевшего раствора, куски чугунных сантехнических труб). Общая площадь захламленных отходами земельных участков - 13,38 кв.м., общий объем размещенных на открытой почве отходов (отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ) - 2,1395 куб.м. Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ образовались в результате проведения работ по ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Подрядной организацией, осуществляющей ремонт многоквартирного дома по указанному адресу, в соответствии с договором подряда от ДД.ММ.ГГГГ (Заказчик - ООО «СК Артель») является ООО «Спецтеплосервис». Согласно п.1.1 договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Спецтеплосервис» обязуется выполнить капитальный ремонт кровли, капитальный ремонт фасада, капитальный ремонт систем отопления, холодного водоснабжения, подвальных помещений по адресу: <адрес>. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (далее - ФККО), утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ относятся к отходам IV класса опасности (код по ФККО ).

Выявленные во время прокурорской проверки нарушения явились основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Спецтеплосервис», о чем прокурором Жирновского района Волгоградской области было вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, которое вместе с материалами дела было направлено для рассмотрения и принятия решения по существу в Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора в области окружающей среды Волгоградской области ООО «Спецтеплосервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ за несанкционированное размещение юридическим лицом – ООО «Спецтеплосервис» на открытой почве (сброс на почву) отходов (мусора) от строительных и ремонтных работ на земельных участках, прилегающих к многоквартирному дому, расположенному по адресу: <адрес>, что является нарушением требований ст.1, ст.4, ст.37, ч.ч. 1, 2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.ч. 1,2 ст. 10, ч.7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Представленными суду доказательствами, имеющимися в деле об административном правонарушении, подтверждено то обстоятельство, что обнаруженные несанкционированные отходы непосредственно связаны с деятельностью юридического лица, то есть это отходы, которые образовались в процессе производственной деятельности ООО «Спецтеплосервис».

Доводы представителя заявителя ООО «Спецтеплосервис» о том, что образование отходов на почве при капитальном ремонте многоквартирного <адрес> нельзя признать несанкционированным, поскольку их образование предусматривалось проектной документацией, а также обществом применялись все меры для вывоза мусора, а именно был заключен договор с МБУ Благоустройство на оказание услуг по сбору, транспортировке и складированию твердых отходов, который осуществлялся специализированным мусоровозным транспортом исключающий возможность потери отходов, мусор вывозился регулярно, на основании чего в действиях юридического лица отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ст.8.2 КоАП РФ, а потому производство по делу должно быть прекращено, суд не принимает во внимание ввиду неправильного толкования норм материального права.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии ООО «Спецтеплосервис» всех зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения материалы дела не содержат.

ООО «Спецтеплосервис» в результате осуществления своей деятельности, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством, что не оспаривалось по существу представителем ООО «Спецтеплосервис».

Однако, правонарушение, за которое ООО «Спецтеплосервис» привлечено к административной ответственности, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок охраны окружающей среды. Действия заявителя по нарушению требований законодательства в области охраны окружающей среды свидетельствуют о пренебрежительном отношении заявителя к требованиям публичного порядка. Незнание установленных законом обязанностей, небрежное к ним отношение, отсутствие должной предусмотрительности не может служить оправданием неправомерных действий (бездействия).

Совершённое юридическим лицом правонарушение посягает на установленный государством порядок в сфере охраны окружающей среды, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере, поэтому данное правонарушение не может быть признано малозначительным. В данном случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий совершенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своей публично-правовой обязанности, необходимость надлежащего исполнения которой обусловлена важностью охраняемых при этом отношений.

Факт нарушения обществом природоохранного законодательства подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.

Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления виновности ООО «Спецтеплосервис» в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения, нормы права применены правильно.

Действия ООО «Спецтеплосервис» правильно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.

Ссылка в жалобе на отсутствие в действиях ООО «Спецтеплосервис» состава административного правонарушения является голословной, поскольку доказательств того, что обществом были приняты достаточные и необходимые меры по исполнению возложенной на него законом обязанности материалы дела не содержат и к жалобе не представлено.

Принцип презумпции невиновности должностным лицом не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу ООО «Спецтеплосервис», не усматривается.

Согласно ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Тем не менее, применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В связи с этим размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации.

Впоследствии Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанная норма, определяющая общие правила назначения административного наказания, дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 названного Кодекса размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

С учетом изложенных выше правовых положений, отсутствия существенного вреда, характера совершенного административного правонарушения, несоответствия назначенного административного наказания характеру совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела и в целях исключения избыточного ограничения прав общества назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 8.2 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора в области окружающей среды Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ООО «Спецтеплосервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, подлежат изменению путем снижения назначенного обществу наказания в виде административного штрафа до 55 000 рублей.

Таким образом, жалоба ООО «Спецтеплосервис» подлежит удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 ч. 1 п. 2КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора в области окружающей среды Волгоградской области о привлечение ООО «Спецтеплосервис» к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей, – изменить.

Признать ООО «Спецтеплосервис» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и назначить ему наказание на основании ч. 3.2 ст.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в 10-тидневный срок в порядке, предусмотренном ст.ст.30.1, 30.2, 30.3, 30.9 КоАП РФ.

Судья Г.В. Суппес