Административное дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
7 июня 2018 года <адрес>
Судья Сергокалинского районного суда Республики Дагестан Магомедов Ю.А., рассмотрев административное дело по жалобе администрации сельского поселения «сельсовет Нижнемулебкинский» РД на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.8 КоАП РФ Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РД (далее - Управления Россельхознадзора по РД),
установил:
Администрация СП «сельсовет Нижнемулебкинский» 4 сентября 2017 года обратилась в суд с жалобой на постановление от 10.08.2017 года Управления Россельхознадзора РД по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, по которому администрация СП «сельсовет Нижнемулебкинский», глава администрации СП «сельсовет Нижнемулебкинский» подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>. В жалобе указано, что ФИО3 - глава администрации СП «сельсовет Нижнемулебкинский» считает данное постановление незаконным и необоснованным и подлежит отмене, поскольку по смыслу закона административной ответственности по данной норме закона может быть подвергнуто лицо, в ведении (пользовании) которого находится земельный участок. Между тем земли сельскохозяйственного назначения, которые, по мнению заинтересованного лица не используются, находятся в пользовании сельскохозяйственных производственных кооперативов в соответствии с заключенными договорами аренды и пользовании граждан, которые оплачивают земельный налог. Данное обстоятельство достаточно явствует, что к административной ответственности привлечено ненадлежащее лицо. Более того, по смыслу ч.2 ст.8.8 КоАП РФ для привлечения по данной норме закона необходимо установить факт неиспользования земельного участка в течение срока более трех лет. В данном случае нет никаких оснований утверждать, что земля площадью 45 га не использовалась в течение 3 и более лет.
Представитель Управления Россельхознадзора РД по доверенности ФИО4 представила отзыв на жалобу главы администрации СП «сельсовет Нижнемулебкинский», в котором указала, что согласно акту проверки органа государственного земельного надзора № от 10.05.2017г. пахотные земли длительное время находятся в заброшенном состоянии, заросли сорной растительностью, на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, не проводятся обязательные агротехнические и агрохимические мероприятия, земельные участки находятся в запущенном состоянии. В материалах дела об административном правонарушении имеется фототаблица, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 05:16:000054:11, где допущено нарушение земельного законодательства. Глава администрации СП сельсовет Нижнемулебкинский» ФИО3, при проведении в отношении него проверки, от дачи объяснений отказался, однако в жалобе обосновывает свою позицию тем, что нарушение в отношении него квалифицировано неверно. Согласно свидетельству о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан субъектом права земельного участка с кадастровым номером 05:16:000054:11 и площадью 5З7З000 кв.м., выступает Администрация сельского поселения «сельсовет Нижнемулебкинский» Сергокалинского района РД. Дата выдачи 21.08.2014г. Согласно акту проверки от 10.05.2017 г. на земельном участке с кадастровым номером 05:16:000054:11, категории земель сельскохозяйственного назначения - для сенокошения и выпаса скота (назначение земли следует из свидетельства о государственной регистрации права 05-АА891077)- находятся в заброшенном состоянии, заросли сорной растительностью. Из вышеуказанного перечня признаков неиспользования земельных участков следует, что содержание сорных трав в структуре травостоя выше 30 процентов от площади земельного участка свидетельствует о неиспользовании такого участка. В конкретном земельном участке имеются признаки неиспользования земли поцелевому назначению. На основании вышеизложенного просит оставить жалобу СП «сельсовет Нижнемулебкинский» без удовлетворения.
Решением Сергокалинского районного суда РД от 27 декабря 2017 года жалоба администрации сельского поселения «сельсовет Нижнемулебкинский» РД была удовлетворена, постановление Управления Россельхознадзора РД по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.8 КоАП РФ, по которому администрация СП «сельсовет Нижнемулебкинский» РД, глава администрации СП «сельсовет Нижнемулебкинский» РД ФИО3 подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, отменено. Производство в отношении администрации СП «сельсовет Нижнемулебкинский» РД, главы администрации СП «сельсовет Нижнемулебкинский» РД ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.8 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ и недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, прекращено.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 6 апреля 2018 года решение судьи Сергокалинского районного суда РД от 27.12.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.8 КоАП РФ, в отношении главы администрации СП «сельсовет Нижнемулебкинский» ФИО3 отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Сергокалинский районный суд.
В судебном заседании глава администрации СП «сельсовет Нижнемулебкинский» ФИО3 жалобу поддержал и просил удовлетворить её по изложенным в ней основаниям.
ФИО2 службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РД (далее – ФИО1 по РД) по доверенности ФИО5, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явилась, направив ходатайство о рассмотрении дела без участия ФИО1 по РД в связи с невозможностью явки на судебное заседание.
Выслушав главу администрации СП «сельсовет Нижнемулебкинский» ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 24.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, и при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из нормы ст. 26.1 КоАП РФ следует, что по делу об административном правонарушении выяснению, в том числе, подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно материалам дела Управлением Россельхознадзора по РД 10.05.2017 г. проведена проверка в отношении администрации СП «сельсовет Нижнемулебкинский», по итогам которой составлен Акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что у администрации СП сельсовет Нижнемулебкинский» в распоряжении находится земельный участок площадью 1993 га сельскохозяйственных угодий, в том числе пашня 99 га, сенокосы 26 га, пастбища 1494 га, пруды водоемы 2 га, дороги 3 га, болота 7 га, прочие земли 227 га. В данном акте также указывается, что при осмотре территории земельных участков выявлен факт неиспользования земель сельскохозяйственного назначения площадью 45 га. Пахотные земли длительное время находятся в заброшенном состоянии, заросли сорной растительностью, на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, не проводятся обязательные агротехнические и агрохимические мероприятия, земельный участок находится в запущенном состоянии. Кадастровый номер неиспользуемого заброшенного земельного участка № 05:16:000054:11. Администрация сельского поселения «сельсовет Нижнемулебкинский» Сергокалинского района не уделяет должного внимания обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Пашни длительное время не удобрялись органическими и минеральными удобрениями. Фактически произошла трансформация более ценного вида земель сельскохозяйственного назначения (пашни) в менее ценное залежь, что свидетельствует о непроведении обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 10.08.2017г. администрация СП «сельсовет Нижнемулебкинский», глава администрации СП «сельсовет Нижнемулебкинский» ФИО3 привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере №) рублей.
В соответствии с диспозицией ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ административным правонарушением является неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 8.8 КоАП РФ.
В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона № 101 от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в срок неиспользования земельного участка не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Согласно п. 3 ст. 6 ФЗ № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно исследованному в судебном заседании свидетельству о государственной регистрации права земельный участок площадью 5373000 кв.м. с кадастровым номером 05:16:000054:11 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования земель «Для выпаса скота и сенокошения гражданами».
Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации» установлен перечень соответствующих признаков, наличия одного из которых достаточно для установления неиспользования земельного участка.
Согласно данному постановлению неиспользование земельного участка категории «сенокос» определяется на основании следующего признака - не производится сенокошение; категории «культурный сенокос» - содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; категории «пастбище» - не производится выпас скота.
Следовательно, в соответствии с Перечнем признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, использование (неиспользование) участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением (непроведением) на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ: для пашни это работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, для сенокоса – работы по сенокошению, для пастбищ – непосредственный выпас скота.
В акте проверки №194 Управления Россельхознадзора по РД от 10.05.2017г., в протоколе об административном правонарушении от 2.06.2017 года, а также в постановлении №110 от 10.08.2017г. Управления Россельхознадзора по РД по делу об административном правонарушении, исследованным в судебном заседании в отношении администрации СП «сельсовет Нижнемулебкинский» указано, что земельный участок сельскохозяйственного назначения категория использования «пашня» площадью 45 га с кадастровым номером 05:16:000054:11 находится в заброшенном состоянии, зарос сорной растительностью, на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы.
Однако применение нормативных правовых норм о пашнях в отношении данного земельного участка с кадастровым номером 05:16:000054:11 недопустимо и незаконно, поскольку земельный участок площадью 5373000 кв.м. с кадастровым номером 05:16:000054:11 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования земель «Для выпаса скота и сенокошения гражданами», следовательно, к вышеназванному земельному участку применимы исключительно правила, касающиеся категорий земельных участков «сенокос», «пастбище».
Данное обстоятельство подтверждается указанным в постановлении № 110 от 10 августа 2017 года по делу об административном правонарушении ГОСТом 26640-85 (СТ СЭВ 4472-84), утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 28.10.1985 г. № 3453 (далее – ГОСТ 26640-85). Согласно нему сельскохозяйственные угодья подразделяются на следующие виды:
«Пашня» - сельскохозяйственное угодье, систематически обрабатываемое и используемое под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав, а также чистые пары;
«Сенокос» - сельскохозяйственное угодье, систематически используемое под сенокошение;
«Пастбище» - сельскохозяйственное угодье, систематически используемое для выпаса животных.
В соответствующем ГОСТе 26640-85 термин (определение) «культурный сенокос» отсутствует.
Таким образом, необходимо отличать земли под пашни от земель под сенокосы и (или) под пастбища.
Помимо всего прочего, необходимо отметить, что доподлинно не установлено, применимо ли к данному земельному участку №05:16:000054:11 правило о земельных участках категории «культурный сенокос», поскольку определение культурного сенокоса в законодательстве Российской Федерации и иных нормативных правовых актах отсутствует, в самом Постановлении Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369 определение «культурный сенокос» противопоставляется определению «сенокос» и не является равнозначным ему, между тем, как расширительное толкование закона в части ухудшения условий защиты прав и законных интересов недопустимо как недопустимо применение частного к общему, на основании чего нельзя применить нормы о культурном сенокосе к земельному участку с разрешенным видом использования
«для сенокоса и выпаса скота гражданами». Также в материалах Управления Россельхознадзора по РД по делу об административном правонарушении отсутствует расчет содержания сорных трав в структуре травостоя в виде процентов площади земельного участка № 05:16:000054:11, что дает основание полагать, что превышение содержания сорных трав в структуре травостоя 30 процентов площади земельного участка не было установлено.
Для установления события административного правонарушения в отношении СП «сельсовет Нижнемулебкинский» по поводу земельного участка № 05:16:000054:11 необходимо наличие признаков неиспользования данного земельного участка в соответствии с его целевым назначением (категории сенокошения и выпаса скота), которые не были установлены и не были указаны в актах Управления Россельхознадзора по РД, в протоколе об административном правонарушении от 02.06.2017 г., а также в постановлении № 110 от 10 августа 2017 года по делу об административном правонарушении. По этой причине вынесенное постановление №110 от 10 августа 2017 года по делу об административном правонарушении нельзя признать обоснованным
Кроме того, для установления события административного правонарушения в соответствии с диспозицией ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ необходимо установление факта неиспользования земельного участка в течение срока, установленного Федеральным законом №101-ФЗ от 24.07.2002 года.
В материалах дела отсутствуют сведения о неиспользовании вышеуказанного земельного участка №05:16:000054:11 в течение срока, установленного Федеральным законом с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению, что исключает возможность привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ.
Установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ на дату принятия настоящего решения не истек.
Согласно п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь, ст. 24.1, ст. 30.7 КоАП РФ, ФЗ №101 от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»,
решил:
отменить постановление Управления Россельхознадзора РД по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, по которому администрация СП «сельсовет Нижнемулебкинский», глава администрации СП «сельсовет Нижнемулебкинский» ФИО3 подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб.
Прекратить производство в отношении администрации СП «сельсовет Нижнемулебкинский», главы администрации СП «сельсовет Нижнемулебкинский» ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.8 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ и недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ю.А. Магомедов