Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Майский, КБР 18 апреля 2018 года
Судья Майского районного суда КБР Скрипник А.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя министра природных ресурсов и экологии КБР от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л :
Постановлением заместителя министра природных ресурсов и экологии КБР от ДД.ММ.ГГГГ за № ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Как следует из указанного постановления, ФИО1 на <адрес> КБР было установлено ограждение из сетки рабица на береговой полосе реки Белая Речка, так, что расстояние от уреза воды до сетки составляет 3-5 м., при том, что ширина береговой полосы водного объекта составляет 20 м., что ограничивает право граждан беспрепятственно пользоваться водным объектом и его береговой полосой, что является нарушением требований ст. 6 Водного кодекса РФ.
ФИО1 на указанное постановление подана жалоба, в которой он просит постановление отменить, поскольку о времени и месте рассмотрения дела он уведомлен не был; он проживает по <адрес> и принадлежащий ему земельный участок огражден сеткой более 17 лет назад; земельный участок граничит не с р. Белая Речка, а с ручьем без названия – притоком р. Белая и отсутствует в реестре географических названий, в связи с чем ширина береговой полосы в данном случае может составлять только 5 м., и это расстояние не нарушено, при том, что береговая линия не определена, равно как нет и экспертного заключения по определению границ его участка; акт соблюдения природоохранных требований не составлялся, топографическая съемка не произведена; постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев.
В судебном заседании ФИО1 жалобу поддержал, заявив, что на по продольным границам его участка от фасада до водного объекта – болота им установлено ограждение из шифера и сетки; на самом болоте, на его противоположном берегу сетку он не устанавливал, а между его участком и болотом сетки нет; вода из заболоченности втекает в реку на 50 м. ниже его участка; об установлении защитной береговой полосы и о наличии в связи с этим каких – либо обременений в отношении земельного участка уведомлен не был.
Представитель ФИО1 - ФИО2 в судебном заседании жалобу поддержала, указав, что водоохранной зоны в соответствии со ст. 65 ВК РФ на указанном в обжалуемом постановлении водном объекте не установлено; замеры протяженности водного объекта не производились; сетка по границам участка ФИО3 стоит более 17 лет, а право собственности на участок он приобрел только в 2012 г. и сетку не устанавливал; земельный участок ФИО3 граничит с родниковой заболоченностью, а не с р. Белая Речка, которая протекает далее в 50 м. и это видно из топографической карты, следует из письма ФГБУ «Запкаспрыбвод» и из акта осмотра домовладения от ДД.ММ.ГГГГ.
Представителем министерства природных ресурсов и экологии КБР ФИО4 в судебном заседании заявлено о несогласии с жалобой; представлен отзыв на жалобу, с указанием на то, что в письме ФГБУ «Запкаспрыбвод» и в акте осмотра домовладения указана р. Белая, которой действительно нет в реестре географических названий, а в материалах дела речь идет о р. Белая Речка, которая зарегистрирована в государственном каталоге; актом комиссионного обследования ДД.ММ.ГГГГ также установлено нарушение К.В.В. положений ст. 6 ВК РФ именно на р. Белая Речка.
Проверив доводы жалобы, выслушав стороны, допросив свидетеля, опросив специалиста и изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Статьей 8.12.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Частями 1, 2 ст. 6 Водного кодекса РФ определено, что поверхностные водные объекты, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ст. 8 ВК РФ в собственности физического лица могут находиться только пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности.
В силу ч. 6 ст. 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров; ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Согласно п. 4 ст. 1 ВК РФ водный объект определен как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Статьей 5 ВК РФ установлено, что к поверхностным водным объектам отнесены водотоки (реки, ручьи, каналы), болота и родники; поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии; береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды.
Как установлено по делу, и при рассмотрении жалобы, принадлежащий ФИО1 земельный участок, расположенный по адресу: КБР, <адрес>, тыльной стороной выходит к поверхностному водному объекту; участок (его боковые стороны) огорожен металлической сеткой, которая примыкает непосредственно к водному объекту, частично его перекрывает, продолжается и замыкается на противоположном берегу, то есть не сохраняется свободногопространства даже на расстоянии 5 м. (что явствует из фотоматериалов прилагающихся к протоколу и представленных самим ФИО1 – л.д. 32, 33, 56,76,79, 80).
В судебном заседании 05.07.17 г. при рассмотрении данной жалобы ФИО1 не отрицалось, что он установил сетчатое ограждение указанным образом (л.д. 84-85).
Как следует из представленного ФИО1 письма начальника КБРО ФГБУ «Запкаспрыбвод» (регионального отдела Федерального агентства по рыболовству) Я.А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, по хут. Колдрасинский протекает приток р. Белая, который не имеет какой – либо категории и не указан в реестре географических названий (л.д. 6).
Как следует из акта осмотра, произведенного ДД.ММ.ГГГГЯ.А.В. и специалистом Майского филиала ФГБУ «Каббалкмелиоводхоз», сетка «рабица» установлена вдоль родниковой заболоченности, граничащей с домовладением ФИО1, воды которой впадают в р. Белая в 50 м. от домовладения ФИО1 (л.д. 71)
Допрошенный в судебном заседании по ходатайству представителя ФИО1 Я.А.В. показал, что участок ФИО5 граничит не с рекой, а с заболоченной низменностью, не имеющей названия, из которой вода впадает в реку в 50 м. от домовладения ФИО3.
Однако, в обжалуемом постановлении речь идет о р. Белая Речка (как приток р. Урвань), которая, как водный объект внесена в реестр географических названий КБР (л.д. 30, 63, 64), в связи с чем указанное письмо от ДД.ММ.ГГГГ и акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ в основу решения по жалобе положены быть не могут.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.04 № 282 ведение государственного реестра, содержащего сведения о водных объектах и их использовании, ведется Федеральным агентством водных ресурсов.
Согласно данным Отдела водных ресурсов по КБР Западно – Каспийского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, р. Белая Речка включена в реестр рек КБР, является водным объектом и его протяженность 15 км.; в районе хут. Колдрасинский разделяется на два рукава, правый из которых является искусственным, а левый протекает с тыльной стороны домовладения № по <адрес>, частично заилен; рукава далее в 50 м. соединяются (л.д. 143).
Начальник указанного Отдела ЗКБВУ Т.М.А. опрошенный в качестве специалиста в судебном заседании сообщил, что с выездом на место было установлено: изгиб реки в хут. Колдрасинский, уходящий к ул. Лесная, был спрямлен искусственным каналом, получилось два рукава, в прежнем русле водоток уменьшился и местами произошло заболачивание, но оба рукава есть р. Белая Речка.
Из представленных Министерством картографических данных ресурсов «Yandex» следует, что через хут. Колдрасинский протекает р. Белая Речка с характерным изгибом в строну ул. Лесная и вдоль ул. Центральная (л.д. 60, 61).
Это обстоятельство не опровергается представленными ФИО3 картографическими данными ресурса «Google» и выпиской из публичной кадастровой карты, в которых содержатся не соответствующие действительности сведения о протекающей вдоль хут. Колдрасинский р. Черек (л.д. 58, 59), что противоречит данным топографической карты КБР, представленной Я.А.В. в судебном заседании, из которой следует, что у хут. Колдрасинский протекает р. Белая Речка, но в силу масштаба карты невозможно определить расположение домовладения ФИО3 относительно русла реки.
Документальных данных, свидетельствующих о том, что граница участка ФИО1 проходит по берегу или линии уреза воды р. Белая Речка, или о том, что данный водный объект расположен в границах этого участка, суду не представлено.
В данном случае не усматривается необходимости, как указано в жалобе, определения границ его участка экспертным путем, проверки соблюдения природоохранных требований и производства топографической съемки, при том, что в соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ ФИО1 не лишен был права заявлять соответствующие ходатайства.
Доводы жалобы относительно водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, по смыслу ст. 65 ВК РФ отношения к рассматриваемому делу не имеют, поскольку ФИО1 и не вменяется нарушение специальных требований к указанным зонам и полосам.
Вопреки доводам жалобы, ФИО1 был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку по указанному в протоколе об административном правонарушении, подписанном ФИО1, ему заблаговременно направлялось соответствующее уведомление посредством почтовой связи, также заблаговременно им полученное, о чем свидетельствует карточка почтового отправления (л.д. 29-24).
Согласно ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Каких – либо ходатайств от ФИО1 к моменту рассмотрения дела не поступало.
Протокол об административном правонарушении составлен, а постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченными на то должностными лицами.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ст. 8.12.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел – один год.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Постановление заместителя министра природных ресурсов и экологии КБР от ДД.ММ.ГГГГ за № в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КБР в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.9 – 30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья Майского районного суда КБР А.В. Скрипник