Судья: Глебова Е.А. Дело №21-96АК-2021 г.
№12-7/2021 г.
46RS0031-01-2020-004153-43
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курск 6 апреля 2021 года
Судья Курского областного суда Шуваева Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО ГК «Промресурс» ФИО1 на решение судьи Промышленного районного суда г. Курска от 19 января 2021 г., вынесенное по жалобе генерального директора ООО ГК «Промресурс» ФИО1 на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области ФИО2 от 23.10.2020 г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в отношенииООО ГК «Промресурс» (ТЦ «Европа-9»), расположенного по адресу: 305001, <...>, ИНН/КПП №
У С Т А Н О В И Л А:
Постановлением № государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области ФИО2 от 23.10.2020 г. ООО ГК «Промресурс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, генеральный директор ООО ГК «Промресурс» ФИО1 обжаловал его в судебном порядке.
Решением судьи Промышленного районного суда г. Курска от 19 января 2021 г. постановление от 23.10.2020 г. изменено в части назначенного наказания, размер административного штрафа снижен до 30000 (тридцати тысяч) руб., жалоба ООО ГК «Промресурс», удовлетворена частично.
В жалобе, поданной в Курский областной суд, генеральный директор ООО ГК «Промресурс» ФИО1 просит отменить решение судьи районного суда и прекратить производство по административному делу, указав на отсутствие в действиях ООО ГК «Промресурс» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО ГК «Промресурс» по доверенности ФИО3, поддержавшую доводы жалобы, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области комитета природных ресурсов Курской области ФИО2, представителя комитета природных ресурсов Курской области по доверенности ФИО4, возражавших против удовлетворения жалобы, нахожу решение судьи Промышленного районного суда г. Курска области от 19 января 2021 г. подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст.8.1 КоАП РФ за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст.43.1 Федерального закона от 10.01.20202 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ), при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и другими Федеральными законами.
В соответствии с положениями ч.1 ст.30.1 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон №416-ФЗ) в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
Согласно части 2 статьи 30.1 приведенного выше Закона, нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленными правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. №728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», органам местного самоуправления рекомендовано установить нормативы состава сточных вод в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», со сроком начала их действия не позднее 1 июля 2020 г.
Постановлением Администрации города Курска от 07.10.2020 г. №1873 «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых абонентами МУП «Курскводоканал» в Централизованную систему водоотведения г. Курска» утверждены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых абонентами МУП «Курскводоканал» в Централизованную систему водоотведения г. Курска.
Согласно указанному постановлению по загрязняющему веществу БПК5мгО2/дм3 норматив состава сточных вод установлен равным 210; по азоту аммонийному мг/дм3 11,0; фосфату (по Р) мг/дм3 4,0; ХПК 500.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, 27.03.2017 г. между МУП «Водоканал города Курска, именуемым в дальнейшем МУП «Курскводокалан» с одной стороны и ООО ГК «Промресурс», именуемый в дальнейшем «Абонент» заключен единый договор № холодного водоснабжения и водоотведения.
Предметом договора является, в том числе, прием МУП «Курскводоканал» сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обязанность «Абонент» соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
13.10.2020 г. произведен отбор проб сточных вод ООО ГК «Промресурс» ТЦ «Европа 9» находящийся по адресу: <...> А.
Согласно протоколу результатов анализа сточных вод выполненных с 13.10.2020 г. по 18.10.2020 г., проведенного аккредитованной лабораторией (аттестат аккредитации №RA.RU.516723) произведены исследования в отношении 10 показателей состава сточных вод, из которых по 4 видам, имеется превышение предельно-допустимой концентрации.
По азоту аммонийному мг/дм3 при ПДК 11,0 - результат анализа 26,0; ХПК мг/дм3 при ПДК 500 - результат анализа 628; БПК5 мг/дм3 при ПДК 210 - результат 263; фосфаты (по Р) мг/дм3 при ПДК 4,0 результат 4,6.
Указанные обстоятельства послужили основанием к составлению в отношении ООО ГК «Промресурс» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ и последующего привлечения общества к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ ввиду несоблюдения требований положений п.11 ст.22, п.1 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ст.30.1 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Фактические обстоятельства совершения обществом административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно: единым договором холодного водоснабжения и водоотведения № от 27.03.2017г. ООО ГК «Промресурс» (ТЦ «Европа-9»), протоколом об административном правонарушении; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, сообщением МУП «Курскводоканал» от 19.10.2020 комитету экологической безопасности и природопользования Курской области, протоколом результатов анализа сточных вод от 13.10.2020 г., сообщением МУП «Курскводоканал» от 24.08.2020 директору департамента экологической безопасности и природопользования по Курской области, иными материалами дела, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Факт превышения НДС (норматива допустимых сбросов) указанный в протоколе результатов анализа проб (акт отбора № от 13.10.2020 г.) лицом, привлекаемым к административной ответственности, также не отрицается.
Действия ООО ГК «Промресурс» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, положениями КоАП РФ и законодательством об охране окружающей среды.
В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Выводы судьи первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ и их доказанности соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В тоже время из постановления № государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области ФИО2 от 23.10.2020 г. усматривается, что вмененное обществу превышение НДС по БПК 5 ПДК и азоту аммонийному исчисляемому в мг/дм3 не соответствует нормативам, указанным в постановлении Администрации города Курска от 07.10.2020 г. №1873 «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых абонентами МУП «Курскводоканал» в Централизованную систему водоотведения г. Курска», а потому указанные загрязняющие вещества подлежат исключению из объективной стороны вмененного обществу правонарушения.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ООО ГК «Промресурс» состава административного правонарушения, ввиду того, что сбрасываемые ими стоки в централизованную систему водоотведения (канализации) не оказывают влияния на окружающую среду, так как не попадают в водные объекты, являются несостоятельными.
Согласно статье 40 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация зданий строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Из содержания статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ следует, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы допустимых сбросов (пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 21 указанного закона, юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 22 указанного закона).
В силу п.11 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений и городских округов при сбросах в водные объекты, определенные на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в воде водного объекта.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляется в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими соответственно: порядок установления органами местного самоуправления норматива состава сточных вод (пп.8.1 ч.11 ст.7 Федерального закона №416-ФЗ.
Согласно п.13.1 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ, нормативами состава сточных вод – являются устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).
Таким образом, приведенные положения закона свидетельствуют о том, что превышение абонентом норматива допустимы сбросов, является несоблюдением экологических требований при эксплуатации объекта капитального строительства, что также подтверждается единым договор № холодного водоснабжения и водоотведения от 27.03.2017 г. по которому абонент обязался соблюдать нормативы допустимых сбросов, которые являются экологическим показателем, устанавливаемым в целях охраны водных объектов от загрязнения сточными водами абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения.
Приведенные в жалобе доводы о том, что абоненты МУП «Курскводоканал» обязаны соблюдать только максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения установленных Приложением №5 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения не могут быть приняты во внимание, так как, приведенные в перечне показатели не являются показателями НДС состава сточных вод, что также следует и из предмета единого договора, в котором каждый из указанных нормативов приводится самостоятельно, а также и тем, что Перечень приведенный в приложении №5 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения утвержден постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации», а нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии со ст.6.1 Федерального закона №416-ФЗ.
Таким образом, оснований не согласиться с выводами судьи районного суда о законности и обоснованности постановления должностного лица о привлечении ООО ГК «Промресурс» к административной ответственности и назначении административного наказания, в том числе по аналогичным доводам, которые проверены судьей первой инстанции не имеется.
Поскольку в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства невозможности выполнения юридическим лицом требований законодательства, равно как и доказательств, принятия исчерпывающих мер, направленных на соблюдение действующих норм и правил, судья районного суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены постановления о привлечении ООО ГК «Промресурс» к административной ответственности.
Вопрос о наличии вины ООО ГК «Промресурс» в совершении вменяемого административного правонарушения исследовался административном органом и судьей районного суда в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в постановлении о привлечении к административной ответственности.
Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену постановления и решения, не установлено.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей первой инстанции норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств, получивших оценку судьей первой инстанции в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, являлись предметом проверки судьей первой инстанции, и не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в связи с чем обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном решении, и не ставят под сомнение выводы о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, из материалов дела не усматривается.
Постановление о привлечении ООО ГК «Промресурс»» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание ООО ГК «Промресурс» за правонарушение предусмотренное статьей 8.1 КоАП РФ, назначено в соответствии с требованиями части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Курского областного суда
Р Е Ш И Л А:
Решение судьи Промышленного районного суда г. Курска от 19 января 2021 г., вынесенное по жалобе генерального директора ООО ГК «Промресурс» ФИО1 на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области ФИО2 от 23.10.2020 г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношениеООО ГК «Промресурс» (ТЦ «Европа-9») оставить без изменения, исключив из объективной стороны вмененного обществу правонарушения, связанное с превышением нормативов загрязняющих веществ: БПК5 и азота аммонийного в сточных водах.
Жалобу генерального директора ООО ГК «Промресурс» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Курского областного суда Е.И.Шуваева