ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-7/2021 от 07.04.2021 Краснознаменского районного суда (Калининградская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

г.Краснознаменск 07 апреля 2021 года Судья Краснознаменского районного суда Калининградской области Бондаренко О.С., при секретаре Черемновой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента охраны окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 22 января 2021 года,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента охраны окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО2 индивидуальный предприниматель ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, а именно за не заключение с Государственным предприятием Калининградской области «Единая система обращения с отходами» (региональный оператор) договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от магазина, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 30 000 руб.

В жалобе индивидуальный предприниматель ФИО1 просит отменить постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента охраны окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО2 от 22.01.2021 года, производство по делу прекратить.

При этом ФИО1 указывает, что постановление считает незаконным и необоснованным и подлежащим отмене, поскольку у него, как у индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по торговле промышленными и продовольственными товарами в магазине «Тимофей» по адресу: <адрес> А, в результате деятельности указанного магазина образуются отходы 5 класса опасности с шифром 405 183 01 605 в виде картона и бумаги, не относящиеся к твердым коммунальным отходам, на вывоз и утилизацию которых у него были заключены договоры с МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Краснознаменского городского округа, а в последующем с АО «Утилизация мусора» (<адрес>), данный договор до настоящего времени не утратил своей актуальности и исполняется сторонами в полном объеме. Кроме того, считает, что обжалуемое постановление вынесено должностным лицом, не наделённым соответствующими полномочиями, согласно ст. 23.29 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический надзор. Полагает, что ведущий консультант отдела административно-технического надзора Департамента охраны окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, вынесший обжалуемое постановление, к указанному перечню должностных лиц, не относится.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности ФИО3 пояснил, что у его доверителя были заключены договора на вывоз отходов с другими юридическими лицами. Упаковка на основе бумаги, отходы пленки полиэтилена, скорее всего, самостоятельно транспортировались в АО «Утилизация Мусора» на основании заключенного договора. Остальные отходы возможно сжигались. Также просил на основании ст.4.1.1 КоАП РФ, учитывая, что ИП «ФИО1» является субъектом малого и среднего предпринимательства заменить ему наказание в виде штрафа на предупреждение, так как какого – либо вреда гражданам и окружающей среде не причинено. Мусор с магазина индивидуального предпринимателя частично сжигался, частично отвозился на переработку. 01.03.2021 года договор с ГП КО «ЕСОО» был заключен и датой начала оказания услуг в нем определено 01.01.2019 года.

Допрошенный в судебном заседании ведущий консультант отдела административно-технического надзора Департамента охраны окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО2 пояснил, что им проводилась проверка и выявлен ряд индивидуальных предпринимателей, которые вопреки требованиям закона с 01.01.2019 года не заключили договора с ГП КО «ЕСОО». У ИП ФИО1 такой договор отсутствовал и был заключен только после вынесения оспариваемого постановления и привлечения к административной ответственности. Заключенный договор ИП ФИО1 с АО «Утилизация мусора» является его собственной инициативой, единственным региональным оператором по обращению с ТКО на территории Калининградской области является ГП КО «ЕСОО». В соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 16.12.2013 он правомочен выносить вышеуказанное постановление. Считает, что оснований для применения ст.4.1.1 КоАП РФ не имеется, так как предприниматель с 01.01.2019 года по настоящее время соответствующий договор с оператором не заключал. Соответственно куда и каким образом, утилизировался мусор из магазина не известно.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст.2.1 и 4.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно положениям п.8 ч. 2, ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах).

В силу пункта 2 статьи 11 Закона об отходах юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 указанного Федерального закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов (далее ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Пункт 1 статьи 24.6 указанного закона предусматривает, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

На территории Калининградской области региональный оператор в лице ГП КО «ЕСОО» с 1 января 2019 года оказывает услуги по обращению с ТКО в соответствии с Соглашением об осуществлении деятельности по обращению с ТКО на территории Калининградской области от 20 июня 2018 г.

Таким образом, все собственники отходов на территории Калининградской области обязаны заключить договор с ГП КО «ЕСОО» на оказание услуг по обращению с ТКО.

Из материалов дела об административном правонарушении , усматривается, что 23.10.2020 ГП КО «ЕСОО» обратилось к министру природных ресурсов и экологии Калининградской области с просьбой о содействии в заключении с индивидуальными предпринимателями, в том числе ИП ФИО1 договоров на вывоз и утилизацию ТКО с торговых объектов на территории МО «Краснознаменский городской округ».

По результатам обследования выявлены нарушения части 1 статьи 51 Федерального Закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 24.6 и п.4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно индивидуальный предприниматель ФИО1, осуществляя розничную торговлю продуктами питания, непродовольственными товарами, с 01 января 2019 года не заключил с Государственным предприятием Калининградской области «Единая система обращения с отходами» (региональный оператор) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от магазина, расположенного по адресу: <адрес> А.

По факту выявленных нарушений ведущим консультантом административно-технического надзора департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении №944 от 22.01.2021 г., который согласуется с актом обследования №344-3 от 05 октября 2020 г. и фототаблицей, иными материалами дела. Данным доказательствам дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

Выводы ведущего консультанта административно - технического надзора департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО2 о виновности ИП ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 РФ – несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировки, обработке, утилизации или обезвреживания отходов производства и потребления, являются обоснованными.

Доводы ФИО1 основаны на неверном толковании закона и являются несостоятельными, поскольку в силу п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Региональным оператором является ГП КО «ЕСОО».

Согласно п.п. 15, 16 Приложению №2 к Постановлению Правительства Калининградской области от 16.12.2013 №932 ведущий консультант отдела административно-технического надзора департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства - государственный инспектор в области охраны окружающей среды Калининградской области, консультант отдела административно-технического надзора департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства - государственный инспектор в области охраны окружающей среды Калининградской области относятся к должностным лицам Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, осуществляющих региональный государственный экологический надзор в Калининградской области (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Калининградской области).

В связи с чем, суд отклоняет доводы ФИО1 о том, что оспоренное постановление вынесено должностным лицом, не наделённым соответствующими полномочиями.

Доводы жалобы о наличии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением удовлетворению не подлежат.

Согласно ч.2 ст.3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Частью 1 ст.4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

ИП ФИО1 включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

12.10.2018 года между ИП ФИО1 и МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» Краснознаменского городского округа был заключен договор сроком на один год. Предметом данного договора является транспортирование твердых коммунальных отходов на полигон ТБО.

14.01.2021 года ИП ФИО1 и АО «Утилизация мусора» заключили договор предметом, которого является размещение и захоронение отходов 5 класса опасности (отходы упаковки из комбинированного материала на основе бумаги, или картона, полимеров и алюминиевой фольги, отходы пленки полиэтилена и изделий из нее не загрязненные.

Как указано выше и предусмотрено законодательством, на территории Калининградской области услуги по обращению с ТКО в соответствии с Соглашением об осуществлении деятельности по обращению с ТКО на территории Калининградской области от 20 июня 2018 г. может осуществлять только ГП КО «ЕСОО».

Из материалов дела усматривается, что 08.07.2020 ГП КО «ЕСОО» ИП ФИО1 вручено уведомление о том, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг с ГП КО «ЕСОО.

09.09.2020 ГП КО «ЕСОО» направило в адрес ИП ФИО1 письмо, в котором указано о необходимости заключения с ГП КО «ЕСОО» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, индивидуальный предприниматель ФИО1, имея возможность для соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не принял все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечен к административной ответственности по статье 8.2 названного Кодекса.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае из материалов дела указанную совокупность обстоятельств суд не усматривает, поскольку с момента образования ГП КО «ЕСОО» до заключения индивидуальным предпринимателем ФИО1 договора от 01.03.2021 прошел длительный период времени, в течение которого собственник твердых коммунальных отходов не заключал договор региональным оператором, самостоятельно утилизировал отходы, то есть имелась угроза возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде.

Кроме того, из приложенных к жалобе материалов указанная совокупность обстоятельств также, не усматривается.

Доводы о том, что дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в указанном выше договоре определена 1.01.2019, правового значения в данном случае не имеют и основаниями для отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, не являются.

Порядок и срок давности привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности соблюдены.

Наказание в виде штрафа назначено в минимальном размере, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента охраны окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 22.01.2021 года в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 подлежит оставлению без изменения.

Каких - либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления, судом не установлено.

Руководствуясь ст. ст.30.7-30.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента охраны окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 22 января 2021 года ФИО2 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Краснознаменский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья О.С. Бондаренко