Дело №
РЕШЕНИЕ
г. Калининград 10 февраля 2021 года
Судья Ленинградского районного суда г.Калининграда (г.Калининград, ул.А.Невского, 29) Подушкин О.В., при секретаре Антошиной В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного бухгалтера ООО «Восток – Инвест» Калининой Н. П. на постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №9 по г.Калининграду от 08.09.2020 №39062019912681700005,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №9 по г.Калининграду от 08.09.2020 №39062019912681700005 <данные изъяты> ООО «Восток – Инвест» Калинина Н.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Не соглашаясь с оспариваемым постановлением Калинина Н.П. указала, что в отношении ООО «Восток-Инвест» МИФНС №9 по г.Калининграду была проведена проверка по соблюдению валютного законодательства, в рамках которой установлено, что 26.02.2019 между ООО «Восток-Инвест» (ИНН 3906965130) и гражданином республики <данные изъяты>Маргарян С. Г. (ИНН 910822348497) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества. По приходному кассовому ордеру № 60 от 26.02.2019 в кассу общества приняты от Маргаряна С.Г. денежные средства в размере 3 100 800,00 рублей на основании оплаты по договору купли- продажи недвижимого имущества 26.02.2019. Калинина Н.П. полагает, что при проведении проверки контролирующим органом допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. Так, в адрес заявителя (<адрес>) заинтересованным лицом при проведении указанной проверки направлялась корреспонденция на имя неустановленного лица (Калининой Натальи Петровны), в связи с чем, получить направленную заказную корреспонденцию не имелось возможности. Полагает, что в данном конкретном случае назначение наказания должностному лицу - главному бухгалтеру ООО «Восток-Инвест» Калининой Н.П. в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. является чрезмерно суровым и несоразмерным, не отвечающим упомянутым выше принципам применения публично-правовой ответственности, в связи с чем, учитывая характер допущенных нарушений, нестабильную экономическую обстановку в стране в связи с пандемией Covid-19, назначение наказания в виде предупреждения в полной мере обеспечивает достижение целей наказания, предусмотренных статьей 3.1 КоАП РФ. Кроме этого, за указанное правонарушение заместителем начальника Межрайонной ИФНС России №9 по городу Калининграду Чечун И.Ю. 24.08.2020 вынесено также постановление № 39062019915713000005 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 75 % суммы незаконной валютной операции в отношении ООО «Восток- Инвест» по 4.1 ст. 15.25 КоАП РФ. Просит отменить постановление №39062019912681700005 о назначении административного наказания от 08.09.2020 в отношении Должностного лица ООО «Восток-Инвест» Калининой Натальи Павловны по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, а в случае, если суд не усмотрит оснований для отмены указанного выше постановления, просит заменить меру наказания в виде штрафа по постановлению № 39062019912681700005 о назначении административного наказания от 08.09.2020 на предупреждение на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ.
В судебное заседание Калинина Н.П. не явилась, о месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, с ходатайствами о рассмотрении дела в ее отсутствие либо об отложении дела не обращалась.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, постановлением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №9 по г.Калининграду от 08.09.2020 №39062019912681700005 главный бухгалтер ООО «Восток – Инвест» Калинина Н.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Основанием для привлечения к указанной ответственности послужило то обстоятельство, что ООО «Восток-Инвест» и гражданин республики <данные изъяты>Маргарян С. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт№ выдачи: 03.09.2014. место выдачи: Посольство Армении в Берлине, адрес проживания: <адрес> (далее - Нерезидент) заключили 26.02.2019 договор купли-продажи недвижимого имущества.
Согласно п. 1.1 Договора, предметом Договора является приобретение Нерезидентом у Общества в собственность недвижимого имущества - квартиры, общей площадью 62.2 кв. м. этаж 8 кадастровый номер №. расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>далее - Объект недвижимости).
Согласно п. 2.1.Договора Обществом Нерезиденту объект недвижимости продан за 3 100 800.00 (три миллиона сто тысяч восемьсот) рублей, которые оплачиваются в день заключения Договора, путем внесения денежных средств в кассу или перечисления на расчетный счет Общества.
Согласно разделу 5 "Заключительные положения" Договора, Договор считается заключенным с даты подписания его сторонами.
Из представленных по запросам Инспекции документам установлено что, Обществом 26.02.2019 в рамках Договора в кассу получены по приходному кассовому ордеру № 60 от 26.02.2019 денежные средства в размере 3 100 800, 00 руб. от Маргаряна С.Г.
Согласно полученной информации от УВМ УМВД России по Калининградской области № 47/9846 от 22.07.2020 на запрос Инспекции, на момент внесения 26.02.2019 денежных средств в сумме 3 100 800.00 руб. в кассу Общества, Маргарян С.Г. являлся иностранным гражданином, вид на жительство в Российской Федерации не имел, с заявлениями о выдаче вида на жительство в Российской Федерации в УВМ УМВД России по Калининградской области не обращался.
Исходя из сведений выписки из единого государственного реестра ООО «Восток - Инвест» № ЮЭ9965-20-143682338 от 03.08.2020 основной вид деятельности Общества - покупка и продажа собственного недвижимого имущества (п.51).
В соответствии со ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации договоры купли-продажи недвижимого имущества относятся к отдельным видам договоров купли-продажи - договорам продажи недвижимости, которые регламентированы § 7 "Продажа недвижимости" главы 30 ГК РФ.
Купля-продажа недвижимого имущества относится в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности к предпринимательской деятельности по операциям с недвижимым имуществом.
Таким образом, деятельность по реализации объектов недвижимости, принадлежащего Обществу на праве собственности, осуществляемая в рамках договоров купли-продажи недвижимого имущества, и не относится к деятельности в сфере розничной торговли.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями. права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля регламентированы Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-Ф3, к валюте Российской Федерации относятся денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ч. I ст. 1 Закона N 173-ФЗ, под резидентами понимаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида па жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях", находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта; дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации; Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Под нерезидентами применительно к п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-Ф3 понимаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подп. "а" и "б" п. 6 настоящей части; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях; межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации; находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подп. "б" и "в" настоящего пункта: иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях", иные лица, не указанные в п. 6 настоящей части.
В соответствии с подп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ валютной операцией признается приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Согласно ч, 2 ст. 5 Закона № 173-ФЗ, Центральный банк Российской Федерации, являясь органом валютного регулирования в Российской Федерации, издает в пределах своей компетенции акты валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона № 173-Ф3, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические липа - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен п. 2 ст. 14 Закона № 173-Ф3.
Возможность осуществления такой валютной операции как расчеты с физическими лицами - нерезидентами наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации по договорам купли-продажи объектов недвижимости в перечень исключений не входит.
Установленные ч. 2 ст. 14 Закона N 173-Ф3 требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для противодействия незаконным и "сомнительным" финансовым операциям.
С учетом изложенного, расчеты между юридическим лицом-резидентом и физическими лицами-нерезидентами могут осуществляться только путем перечисления денежных средств на банковский счет юридического лица-резидента, открытый в уполномоченном банке, то расчет наличными денежными средствами в кассу юридического лица физическим лицом-нерезидентом является незаконной валютной операцией.
В своем обращении от 08.07.2020 (вх. № 37827) Общество пояснило, что при приеме наличных денежных средств от Маргаряна С.Г. в кассу, должностное лицо в устной форме получило информацию от Маргаряна С.Г., что он является резидентом Российской Федерации. Данный способ получения информации о резидентстве явился для должностного лица Общества достаточным.
Согласно сведениям из приходного кассового ордера № 60 от 26.02.2019 на сумму 3 100 800,00 руб. кассиром при получении денежных средств в кассу Общества являлась Калинина Н.П., она же, главный бухгалтер Общества.
Однако, согласно информации, полученной от УВМ УМВД России по Калининградской области. Маргарян Саргис Горисович на момент внесения 26.02.2019 денежных средств в сумме 3 100 800,00 руб. в кассу Общества не имел вида на жительство в Российской Федерации, не обращался за ним, таким образом, являлся нерезидентом.
Согласно приказам № 01 от 13.06.2017-к и №4 от 31,05.2019 в периоде 13.06.2017 но 31.05.2019 главным бухгалтером ООО «Восток - Инвест» являлась Калинина Н.П.
Согласно п. 13 раздела 3 (Должностные обязанности) должностной инструкции главного бухгалтера в обязанности должностного лица - главного бухгалтера Калининой Н.П. входит контроль за соблюдением валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
Таким образом, главный бухгалтер Общества - Калинина H.II. получив 26.02.2019 в кассу наличные денежные средства в сумме 3 100 800,00 руб. от нерезидента-физического лица Маргаряна С.Г., минуя счет в уполномоченном банке, нарушила нормы, установленные ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЭ, тем самым совершила незаконную валютную операцию, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Выводы должностного лица о виновности главного бухгалтера ООО «Восток – Инвест» в совершении указанного административного правонарушения, изложенные в постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе рассмотрения дела, не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Положения ст. ст. 25.1, 25.4, 25.5, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления, судом не установлено.
Довод жалобы о том, что почтовые отправления МИФНС России №9 по г.Калининграду направлялись в адрес Калининой Натальи Петровны не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей
раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ (часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ).
Как усматривается из выписки Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Восток - Инвест» является микропредприятием, должностное лицо – главный бухгалтер Калинина Н.П. впервые совершило административное правонарушение, выявленное в ходе государственного контроля (надзора).
Негативных последствий, перечисленных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в результате совершения данного правонарушения не наступило.
С учетом наличия совокупности предусмотренных законом обстоятельств, позволяющих снизить административное наказание, постановление начальника Межрайонной ИФНС России №9 по г.Калининграду №39062019912681700005 от 08.09.2020 подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №9 по г.Калининграду от 08.09.2020 №39062019912681700005 о привлечении должностного лица – главного бухгалтера ООО «Восток – Инвест» Калинину Н к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 15.25 КоАП РФ изменить, назначив должностному лицу административное наказание в виде предупреждения. В остальной части постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №9 по г.Калининграду оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.В. Подушкин