ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-7/2021 от 11.02.2021 Викуловского районного суда (Тюменская область)

№ 12-7/2021

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

с.Викулово Тюменской области 11 февраля 2021 года

Судья Викуловского районного суда Тюменской области Засорин М.А.,

с участием должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, защитника на основании заявления ФИО3, представителя Департамента по охране, контролю и регулированию объектов животного мира и среды их обитания ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица ФИО1 на постановление начальника Викуловского районного отдела Департамента по охране, контролю и регулированию объектов животного мира и среды их обитания от 12.01.2021г. по делу об административном правонарушении, которым директор ООО «Тавинское» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст.8.37 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника Викуловского районного отдела Департамента по охране, контролю и регулированию объектов животного мира и среды их обитания от 12.01.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, в отношении должностного лица ООО «Тавинское» ФИО1 назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2500 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением должностное лицо ООО «Тавинское» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление начальника Викуловского районного отдела Департамента по охране, контролю и регулированию объектов животного мира и среды их обитания от 12.01.2021г. отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Основаниями к отмене постановления считает, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении были неверно определены юридически значимые обстоятельства, что привело к неверному применению норм регулирующих правила пользования объектами животного мира и незаконному привлечению Общества к административной ответственности, в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случаях осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях выдача охотнику разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, включившими охотхозяйственные соглашения.

Начальник Викуловского районного отдела ссылается на решение Викуловского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу . Указанным решением установлено, что и ответе ДД.ММ.ГГГГ на заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, полученного Обществом ДД.ММ.ГГГГ отказ в выдаче разрешения для осуществления любительской и спортивной охоты на добычу тетерева в количестве 3 в сезон в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории охотничьих угодий .6.2 Тенисский» не выдавался, в связи в связи с тем, что на дату рассмотрения заявления в ОО «Тавинское» отсутствовали бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов, получаемые в Управлении по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области. Кроме того, согласно данных зимнего маршрутного учета, на территории охотничьего угодья .6.2 «Тенисский» тетерева нет. Кроме того, в качестве доказательства вины ООО «Тавинское», начальник <адрес> отдела ссылается на заявление ФИО2ДД.ММ.ГГГГ о выдаче ему разрешения для осуществления любительской и спортивной охоты на добычу лося (без разделения по половозрастному признаку) в количестве 1 в сезон в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории охотничьих угодий .6.2 «Тенисский» на которое ФИО2 получил немотивированный отказ в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Тавинское» выразило готовность оказать услуги в области охоты и направило в адрес ФИО2 прейскурант цен, заявку, и образец путевки-договора, а также предложило произвести оплату и согласовать дату и время прибытия. Согласно пункта 19 Порядка оформления и выдачи разрешений получение разрешения осуществляется заявителем лично на основании предъявляемого заявителем охотничьего билета либо его уполномоченным представителем по предъявлении документа, удостоверяющего личность, и доверенности. ФИО2 в нарушение Порядка оформления и выдачи разрешений за получением разрешения лично, либо через уполномоченного представителя не обращался, оплата услуг произведена не была, дата и время проведения охоты не согласована, фактически услуги не оказаны (л.д. 3-6).

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал. Дополнительно указывает, что в выдаче разрешения для охоты на лося ФИО2 не отказывалось, с направлением ответа о необходимости осуществления 100% оплаты и прибытия для заключения договора, что тем сделано не было (л.д. 85-88).

Защитник на основании заявления ФИО3 в полном объеме поддерживает доводы жалобы, просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

Должностное лицо начальник <адрес> отдела Департамента по охране, контролю и регулированию объектов животного мира и среды их обитания ФИО4 в судебном заседании возражал по доводам жалобы, просит постановление в отношении директора ООО «Тавинское» ФИО1 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Заслушав стороны, изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире) пользование животным миром - это юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира; пользователи животным миром - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.

Объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным Законом о животном мире и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов (статья 33 Закона о животном мире).

Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания (часть 4 статьи 35 Закона о животном мире).

В силу статьи 40 Закона о животном мире пользователи животным миром обязаны: соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром; проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира; обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира.

Согласно статье 34 Закона о животном мире одним из видов пользования животным миром является охота.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) охотой является деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой (пункт 5); охотничье хозяйство - это сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты (пункт 2).

Согласно части 2 статьи 27 Закона об охоте по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

Как следует из материалов дела, ООО «Тавинское» создано ДД.ММ.ГГГГ, находится по адресу: <адрес>, его директором является ФИО1, общество осуществляет деятельность по охоте, отлову и отстрелу диких животных, включая предоставление услуг в этих областях.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Тавинское» и Управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания <адрес> заключено охотхозяйственное соглашения на 49 лет для использования ООО «Тавинское» охотничьего угодья .6.2 «Тенисский», в котором определены, в том числе, охотничьи ресурсы, права и обязанности сторон.

Решением Викуловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «Тавинское» о признании незаконным бездействия выразившегося в невыдаче разрешения для осуществления любительской и спортивной охоты на добычу ФИО5 в количестве 3 в сезон, - исковые требования удовлетворены частично.

Признаны незаконными бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Тавинское», выразившееся в не рассмотрении заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении разрешения для осуществления любительской и спортивной охоты на добычу ФИО5 в количестве 3 в сезон в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части исковых требований отказано.

Решение суда вступило в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в Госохотдепартамент Тюменской области с заявлением о привлечении ООО «Тавинское» к ответственности по ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ, с принятием мер по устранению нарушения его прав на охоту, с приложением копии выше указанного решения суда и заявление ФИО2ДД.ММ.ГГГГ о выдаче ему разрешения для осуществления любительской и спортивной охоты на добычу лося (без разделения по половозрастному признаку) в количестве 1 в сезон в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории охотничьих угодий .6.2 «Тенисский» и ответа ООО «Тавинское» о необходимости 100% оплаты услуги с согласованием даты и времени охоты (л.д. 53, 54 55-56).

Согласно поручения начальника управления Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Викуловского районного отдела, на основании обращений ФИО2, в связи с нарушением требований Порядка, поручено рассмотреть вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении и привлечении к предусмотренной законом ответственности ООО «Тавинское», а также должностное лицо, ответственное за выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов (л.д. 27).

В отношении директора ООО «Тавинское» ФИО1ДД.ММ.ГГГГ составлен административный протокол по ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ, с привлечением к административной ответственности по указанной статье, согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Порядок организации и проведения внеплановой проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля регламентирован Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", согласно части 1 статьи 20 которого, применительно к настоящему делу, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения должностным лицом юридического лица обязательных требований.

По смыслу подпункта "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внеплановая проверка фактов нарушения прав потребителей в случае обращения граждан, чьи права нарушены, возможна только в случае, если потребитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 названного закона (часть 4 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ).

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Согласно пунктам 4, 5, 6 части 2 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в числе прочего, указываются цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки.

Как указано в части 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных названным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 указанного закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).

В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора) проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. При этом типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" утверждена типовая форма акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных ч. 4 ст. 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).

В соответствии с ч. 1 ст. 20 вышеуказанного закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене.

На основании выше изложенного, учитывая, что постановление начальника Викуловского районного отдела Департамента по охране, контролю и регулированию объектов животного мира и среды их обитания от 12.01.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, в отношении ФИО1 является результатом проверки проведенной по заявлению ФИО2, проведенной с грубым нарушением установленных законом требований к организации и проведению проверок, и не может являться доказательствами нарушения юридическим лицом (его должностным лицом) требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление начальника Викуловского районного отдела Департамента по охране, контролю и регулированию объектов животного мира и среды их обитания от 12.01.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения в отношении ФИО1 - отменить, жалобу ФИО1 - удовлетворить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица ФИО1 по ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Викуловский районный суд Тюменской области в срок 10 суток со дня получения копии решения.

Судья (подпись) М.А. Засорин