ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-7/2021УИД580020-01-2021-000301-64 от 01.06.2021 Лунинского районного суда (Пензенская область)

Дело № 12-7/2021 УИД 58 RS0020-01-2021-000301-64

РЕШЕНИЕ

р.п. Лунино Лунинского района 01 июня 2021 года

Судья Лунинского районного суда Пензенской области Макарычева Н.В.,

с участием заявителя – ФИО1,

начальника ГКУ «Центр особо охраняемых и иных природных территорий и акваторий Пензенской области» ФИО2,

рассмотрел в порядке главы 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалобу ФИО1 на постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области ФИО2 от 24 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО1.

Исследовав представленные материалы дела, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, судья

установил:

вышеуказанным постановлением главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области ФИО2, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

В жалобе, поданной в Лунинский районный суд Пензенской области, ФИО1 просит постановление отменить как незаконное и необоснованное.

Ознакомившись с доводами жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагаю, что постановление подлежит отмене по следующим основаниям.

Статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Из материалов дела усматривается, что основанием для вынесения главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области ФИО2 постановления от 24 апреля 2021 года и привлечения ФИО3 к административной ответственности по указанной выше норме послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства о том, что ФИО1 были нарушены положения п.2.1 Постановления Правительства Пензенской обл. от 07.05.2018 N 252-пП «Об утверждении Положения о памятниках природы регионального значения Пензенской области», п.п. 5,11 п.7.2 Положения о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения «Ломовский», утвержденном Постановление Правительства Пензенской области «Об образовании государственных природных зоологических заказников регионального значения» от 13.12.2017 № 604-пП, а именно: 10.12.2020 года в 12 часов 05 минут в ходе патрулирования особо охраняемых природных территорий регионального значения государственного природного зоологического заказника регионального значения «Ломовский» и памятника природы регионального значения «Озерный экокомплекс Луговой» был выявлен факт нарушения целостности почвенного покрова - места произрастания (местообитания) травянистых растений общей площадью 1,5613 га. Согласно объяснениям от 17.12.2020, данным МО МВД России «Лунинский» гр. ФИО1, на земельном участке, находящемся в границах государственного природного зоологического заказника регионального значения «Ломовский» и памятника природы регионального значения «Озерный экокомплекс Луговой» проводились работы по подготовке участка местности для проведения электричества с согласия собственника земельного участка ФИО5.

В соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.

Постановлением ЗС Пензенской обл. от 26.05.1999 N 357-16/2 ЗС «Об отнесении природных объектов к памятникам природы областного значения» (вместе с «Перечнем природных объектов, лишенных статуса памятника природы областного значения»), утвержден перечень памятников природы областного значения.

Постановлением ЗС Пензенской обл. от 26.12.2000 N 676-30/2 ЗС «О внесении дополнений в Постановление Законодательного Собрания Пензенской области от 26.05.99 N 357-16/2 ЗС «Об отнесении природных объектов к памятникам природы областного значения» внесены изменения, согласно которым озерный экокомплекс «Луговой» площадью 61 га объявлен государственным памятником природы областного значения.

Постановлением Правительства Пензенской обл. от 07.05.2018 N 252-пП «Об утверждении Положения о памятниках природы регионального значения Пензенской области» утверждено Положение о памятниках природы регионального значения Пензенской области.

Согласно п.2.1. указанного Положения на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы, в том числе:

проведение геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых и выполнение иных связанных с пользованием недрами работ;

производство взрывных работ;

формирование и предоставление новых земельных участков под разработку карьеров, строительство промышленных объектов;

строительство объектов капитального строительства, прокладка дорог и иных коммуникаций, линейных сооружений без учета требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

проведение всех видов рубок, кроме противопожарных и санитарных, в целях предупреждения распространения вредных организмов в соответствии с лесным законодательством, а также в случае возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан;

пуск палов;

выпас скота;

сенокошение;

распашка и коренное улучшение лугов;

проведение мелиоративных работ;

любительское рыболовство;

(в ред. Постановления Правительства Пензенской обл. от 06.05.2019 N 253-пП)

капитальный ремонт объектов капитального строительства без согласования с Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области;

проезд и стоянка автомототранспорта и тяжелой техники вне дорог с твердым покрытием;

устройство вне специально отведенных мест бивуаков, разведение костров;

устройство свалок, загрязнение территории отходами производства и потребления;применение ядохимикатов, гербицидов, химических средств защиты растений и стимуляторов роста, инсектицидов, минеральных удобрений;

пользование объектами растительного и животного мира, отнесенными к редким и находящимся под угрозой исчезновения;

уничтожение или повреждение шлагбаумов, аншлагов, стендов и других информационных знаков и указателей;

сбор ботанических, зоологических и минералогических коллекций, кроме сбора для научных исследований;

иные виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической ценности данной территории или причиняющие вред охраняемым объектам животного и растительного мира и среде их обитания.

Постановлением Правительства Пензенской обл. от 13.12.2017 N 604-пП «Об образовании государственных природных зоологических заказников регионального значения» утверждено Положение о государственных природных зоологических заказниках регионального значения: "Белинский", "Земетчинский", "Ломовский", "Нижнеломовский", "Сосновоборский".

Согласно п.п. 5 п.7.2 Положения о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения «Ломовский», на территории заказника постоянно запрещается деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова (за исключением земель, уже используемых собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами для производства сельскохозяйственной продукции);

п.п. 11 п.7.2 Положения запрещается распашка земель (за исключением земель, уже используемых землевладельцами, землепользователями, собственниками и арендаторами земельных участков для производства сельскохозяйственной продукции).

Земельный участок с кадастровым номером 58:16:0850201:352, принадлежит на праве собственности ФИО5.

Следует отметить, что государственный природный зоологический заказник регионального значения «Ломовский» и озерный экокомплекс «Луговой» находятся в границах указанного земельного участка, при этом озерный экокомплекс «Луговой» находится в границах государственного природного зоологического заказника регионального значения «Ломовский».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 58:16:0850201:352 установлены ограничения, предусмотренные ст.56,56.1 Земельного кодекса Российской Федерации; документ-основание Постановление Правительства Пензенской области от 13.12.2017 № 872-пП «Об образовании государственных природных зоологических заказников регионального значения» от 13.12.2017 № 604-пП, постановление Правительства РФ от 08.09.2017 № 1083.

ФИО1 вменяется нарушение целостности почвенного покрова - места произрастания (местообитания) травянистых растений на территориях государственного природного зоологического заказника регионального значения «Ломовский» и озерного экокомплекса «Луговой» общей площадью 1,5613 га.

В судебном заседании ФИО1 показал, что никакой деятельности по подготовке участка местности для проведения электричества им не производилось. На земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем на праве собственности ФИО5, с согласия последнего производились работы по удалению кротников, дискация производились для последующего посева.

Как следует из материалов дела, и не оспаривается должностным лицом, вынесшим постановление о назначении административного наказания, доказательств того, что до 10 декабря 2020 года земельный участок, принадлежащий ФИО5, не использовался собственником для производства сельскохозяйственной продукции, не имеется.

Напротив, из сведений, предоставленных Главой администрации Ломовского сельсовета, а также выписки из ЕГРН, а также Постановления Законодательного Собрания Пензенской области от 26.05.99 N 357-16/2 ЗС «Об отнесении природных объектов к памятникам природы областного значения», которым озерный экокомплекс «Луговой» площадью 61 га, признан памятником природы, следует, что земли в границах земельного участка с кадастровым номером 58:16:0850201:352, использовались для сельскохозяйственного производства, в том числе, для засева овса.

Из докладной записки охотоведа ФИО4 от 11 декабря 2020 года следует, что им обнаружены повреждения почвенного покрова и растительности на территориях государственного природного зоологического заказника регионального значения «Ломовский» и озерного экокомплекса «Луговой», которые как он полагает, вызваны прохождением тяжелой техники. Предполагает, что данные работы являлись подготовительным этапом для установки ЛЭП.

Таким образом, повреждения почвенного покрова и растительности вызваны прохождением тяжелой техники.

Между тем, доказательств того, что на территориях государственного природного зоологического заказника регионального значения «Ломовский» и озерного экокомплекса «Луговой» производилась распашка и коренное улучшение лугов, а так же строительство объектов капитального строительства, прокладка дорог и иных коммуникаций, линейных сооружений, помимо предположений ФИО4, суду не предоставлено.

В связи с тем, что правовое регулирование памятника природы областного значения - озерный экокомплекс «Луговой» и государственного природного зоологического заказника регионального значения «Ломовский» различаются, действия ФИО1 по нарушению почвенного покрова на территории памятника природы областного значения - озерный экокомплекс «Луговой» подлежат оценке на предмет их соответствия Положению о памятниках природы регионального значения Пензенской области, а на территории государственного природного зоологического заказника регионального значения «Ломовский» - Положению о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения «Ломовский».

Согласно п.7.7. Положения о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения «Ломовский» режим особой охраны заказника не распространяется на территории населенных пунктов в утвержденных границах согласно генеральным планам, автомобильные дороги общего пользования и иные существующие на законных основаниях промышленные, линейные, рекреационные, сельскохозяйственные объекты и их охранные зоны.

С учетом того, что земельный участок ФИО5 приобрел в собственность до создания на нем государственного природного зоологического заказника регионального значения «Ломовский» и использовал его для сельскохозяйственного производства, в силу п.7.7 Положения о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения «Ломовский» на него режим особой охраны заказника не распространяется, что само по себе исключает в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.

Отсутствие доказательств того, что ФИО1 на территории озерного экокомплекса «Луговой» производилась распашка и коренное улучшение лугов, а так же строительство объектов капитального строительства, прокладка дорог и иных коммуникаций, линейных сооружений, исключает нарушение им требований п.2.1 Положения о памятниках природы регионального значения Пензенской области.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области ФИО2 от 24 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, отменить.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Лунинский районный суд Пензенской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Н. В. Макарычева