ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-7/2022 от 17.02.2022 Вилюйского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 12-7/2022

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Вилюйск

17 февраля 2022 года

Судья Вилюйского районного суда Республики Саха (Якутия) Тихонов Е.Д., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Алексеева Г.А., рассмотрев жалобу Алексеева Г.А. на постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) Самсонова А.И. от 23 декабря 2021 года №***** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношениидолжностного лица - ведущего специалиста по охране окружающей среды публичного акционерного общества «Якутская топливно-энергетическая компания» Алексеева Г.А., <*****>

установил:

Постановлением государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) Самсонова А.И. от 23 декабря 2021 года №***** ведущий специалист по охране окружающей среды ПАО «ЯТЭК» Алексеев Г.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, Алексеев Г.А. обратился в суд с жалобой, просит отменить его как незаконное. Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия приостановлен на 5 рабочих дней в связи с проведением лабораторных исследований. Согласно акту выездная проверка проведена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В период с 30 октября по ДД.ММ.ГГГГ была приостановлена деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением организаций жизнеобеспечения, непрерывно действующих организаций. ПАО «ЯТЭК» относится к непрерывно действующим организациям, а также к организациям жизнеобеспечения. Деятельность ПАО «ЯТЭК» не приостанавливалась, нерабочие дни не были установлены. Таким образом, срок проведения проверки (не включая 5 рабочих дней приостановления) фактически составил 13 рабочих дней. Превышение установленного законодательством 10-дневного срока проведения выездной проверки является самостоятельным основанием для отмены результатов проверки. Выездная проверка со сроками с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не была согласована в установленном порядке. В качестве подтверждения обстоятельств правонарушения контрольный орган ссылается на акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№*****. На указанный акт подана жалоба, заявлено ходатайство о приостановлении действия акта выездной проверки. Привлечение ПАО «ЯТЭК» до рассмотрения жалобы является преждевременным. Контрольным органом не принят во внимание факт устранения выявленных нарушений до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия. Устранение нарушений подтверждается свидетельством об актуализации №***** от ДД.ММ.ГГГГ на объект НВОС «Цех добычи, переработки природного газа и газового конденсата на Средневилюйском ГКМ ПАО «ЯТЭК», справкой главного энергетика Отавина Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии принудительной вентиляции в гараже спецтехники на балансе предприятия ввиду его списания как непригодного для дальнейшей эксплуатации, служебной запиской от ДД.ММ.ГГГГ№*****, договором №***** от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с ООО «Тудор+», фотографией с реконструируемой ЛХА. Программы производственного экологического контроля ПАО «ЯТЭК» за 2020 и 2021 года откорректированы ДД.ММ.ГГГГ с учетом двух неучтенных источников загрязнения атмосферного воздуха и утверждены техническим директором ПАО «ЯТЭК» Черепановым А.А. Произведен расчет суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду от двух неучтенных источников, который составил согласно уточненной декларации 21 руб. 89 коп. в год. Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год откорректирована и представлена в Управление Росприроднадзора с учетом двух неучтенных источников. ДД.ММ.ГГГГ ПАО «ЯТЭК» представлена в личном кабинете Росприроднадзора уточненная декларация о плате за НВОС №*****. Датой совершения административного правонарушения указано ДД.ММ.ГГГГ. В связи с устранением выявленных нарушений на момент составления акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ№***** событие административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует.

В судебном заседании Алексеев Г.А. поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил удовлетворить.

Представители Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия), извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились, причины неявки не сообщили, направили возражение на жалобу, где просят отказать в ее удовлетворении. Так, решением от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении жалобы на акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№***** отказано. Акт проверки №***** от ДД.ММ.ГГГГ является действующим. Решение суда об его отмене не имеется. Доводы жалобы об актуализации источников является несостоятельным, поскольку нарушение касается отчета за 2020 год. При проведении проверки и на момент ее окончания документы о возможном устранении нарушения не были представлены.

Выслушав Алексеева Г.А., изучив доводы, изложенные в жалобе, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.5.2, ч.ч.3 и 4 ст.8.50, ст.8.51 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 руб. до 1 000 руб.; на должностных лиц - от 3 000 руб. до 6 000 руб.; на юридических лиц - от 20 000 руб. до 80 000 руб.

Согласно ч.ч.2 и 3 ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Программа производственного экологического контроля содержит сведения, в т.ч. об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.22 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством РФ. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74.

В силу п.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно п.4 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля раздел «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» должен содержать:

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), ее последней корректировке;

показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в т.ч. с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее - маркерные вещества);

сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных.

В соответствии с п.1 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Согласно ч.1 ст.16.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы утвержден Приказом Минприроды России от 10 декабря 2020 года № 1043.

В соответствии с п.2 указанного Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.

В силу ч.1 ст.16.3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.

Судом установлено, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ№*****Алексеев Г.А. принят на работу ведущим специалистом отдела экологического надзора ПАО «ЯТЭК» с местом работы в <*****>.

Из должностной инструкции следует, что в обязанности ведущего специалиста отдела экологического надзора ПАО «ЯТЭК» входит подготовка необходимых материалов по проведению производственного экологического контроля (п.3.2), формирование документов, содержащих сведения о фактических объемах выбросов, загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и об уровня воздействия (п.3.12), проведение работ по инвентаризации выбросов, загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников (п.3.18).

Согласно п.1.2 договоров на возмездное оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГАлексеев Г.А. обязался обеспечивать выполнение производственного экологического контроля на объектах ПАО «ЯТЭК», участвовать в подготовке госстатотчетов, расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду.

На основании решения и.о. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) Жолудева А.В. от ДД.ММ.ГГГГ№***** проведена выездная плановая проверка ПАО «ЯТЭК» на соблюдение обязательных требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Срок выездной проверки указан с ДД.ММ.ГГГГ 09 час. 00 мин. по ДД.ММ.ГГГГ 18 час. 00 мин.

Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия был приостановлен на 5 рабочих дней в связи с проведением лабораторных исследований на анализ отобранных проб воды и отходов, а также подготовки экспертного заключения, срок выездной проверки установлен с ДД.ММ.ГГГГ 09 час. 00 мин. по ДД.ММ.ГГГГ 18 час. 00 мин.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ№***** в решение о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ№***** внесены изменения, срок выездной проверки установлен с ДД.ММ.ГГГГ 09 час. 00 мин. по ДД.ММ.ГГГГ 18 час. 00 мин., сроком на 10 рабочих дней (80 час.).

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) проведена плановая, выездная проверка в отношении ПАО «ЯТЭК», в ходе которой установлено следующее.

В ходе осмотра территории УКПГ-1, 2 выявлены неучтенные источники загрязнения атмосферного воздуха, а именно вентиляционные вытяжки лаборатории химического анализа ПАО «ЯТЭК» (12 шт.) и приточно-вытяжная площадка гаража УГПК (1 шт.).

Таким образом, выявлено несоответствие фактического количества источников выбросов, расположенных на территории объекта НВОС цех добычи, переработки природного газа и газового конденсата на Средневилюйском ГКМ, сведениям, содержащимся в инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Программа производственного экологического контроля ПАО «ЯТЭК» за 2020-2021 годы разработана на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно отсутствуют данные о показателях суммарной массы выбросов и отдельно по каждому загрязняющему веществу каждого источника по вышеперечисленным неучтенным источникам загрязнения атмосферного воздуха.

Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объектах НВОС, цеха добычи, переработки природного газа и газового конденсата на Средневилюйском ГКМ ПАО «ЯТЭК» за 2020 год составлен на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно без учета выявленных неучтенных источников загрязнения атмосферного воздуха, в отчетах представлены недостоверные сведения.

Не произведен расчет суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду в Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, т.е. без учета неучтенных стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Представлены недостоверные сведения в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, т.е. без учета неучтенных стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) Самсоновым А.И. в отношении ведущего специалиста по охране окружающей ПАО «ЯТЭК» Алексеева Г.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности, предусмотренной ст.8.5 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом выездной проверки, протоколом осмотра, и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Действия Алексеева Г.А. правильно квалифицированы по ст.8.5 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, собранные по делу доказательства подтверждают наличие вины должностного лица в совершении вменяемого ему правонарушения.

Доводы жалобы о том, что выездная проверка проведена с нарушением сроков являются необоснованными, поскольку с учетом нерабочих дней, установленных Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№*****, проверка проведена в срок, не превышающий 10 рабочих дней.

Согласно ч.13 ст.65 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, установленный настоящим Федеральным законом, может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления экспертиз или испытаний. Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний.

Доводы жалобы о том, что выездная проверка со сроками с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не была согласована, также являются не состоятельными, т.к. срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия был приостановлен в связи с проведением лабораторных исследований на анализ отобранных проб воды и отходов, а также подготовки экспертного заключения по результатам экспертного сопровождения.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что гараж спецтехники, находящийся на УКПГ СВГКМ, на балансе ПАО «ЯТЭК» не числится, списан как непригодный для дальнейшей эксплуатации, откорректированные отчеты об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объектах НВОС, цеха добычи, переработки природного газа и газового конденсата на Средневилюйском ГКМ ПАО «ЯТЭК» за 2020-2021 годы с учетом выявленных неучтенных источников загрязнения атмосферного воздуха направлены в адрес административного органа, также как и Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год с суммой 21 руб. 89 коп. в год.

Административным органом при признании должностного лица виновным и вынесении постановления о назначении административного наказания не учтено, что Алексеева Г.А. устранены допущенные нарушения. Соответственно, нарушения, хотя и содержат признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера и общественной опасности совершенного правонарушения, размера вреда, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая изложенное, судья приходит к выводу о том, что по данным обстоятельствам дела, заключающимся в не предоставлении достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды, характер рассматриваемого правонарушения свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Доказательства того, что имеется реальная угроза наступления неблагоприятных последствий, административным органом не представлены.

Учитывая указанное, полагаю, что в данном случае имеются основания для применения положения ст.2.9 КоАП РФ.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, выносится решение об отмене указанных постановлений, решения и о прекращении производства по делу.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) Самсонова А.И. от 23 декабря 2021 года №***** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ в отношении должностного лица подлежит отмене, а производство по данному делу подлежит прекращению на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу должностного лица Алексеева Г.А. - удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) Самсонова А.И. от 23 декабря 2021 года №***** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношениидолжностного лица - ведущего специалиста по охране окружающей среды публичного акционерного общества «Якутская топливно-энергетическая компания» Алексеева Г.А. - отменить.

Производство по делу прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, освободить Алексеева Г.А. от административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Саха (Якутия) со дня получения или вручения копии решения.

Судья Е.Д. Тихонов

в