ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-7/2022 от 18.05.2022 Большеулуйского районного суда (Красноярский край)

Дело №12-7/2022

24RS0009-01-2022-000121-16

РЕШЕНИЕ

Революции улица, д.11

с. Большой Улуй, Красноярский край 18 мая 2022 года

Судья Большеулуйского районного суда Красноярского края Бардышева Елена Ивановна,

с участием защитников должностного лица, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении Антропов Н.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Колмаков Е.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев жалобу генерального директора Акционерного общества «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании» Белов О.А. на постановление от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Колобякин Н.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ в отношении генерального директора Акционерного общества «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании» Белов О.А., зарегистрированного проживающим по адресу: <адрес>, фактически проживающего по адресу: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

постановлениемстаршего государственного инспектора отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Енисейское управление Ростехнадзора) Колобякин Н.О. от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор Акционерного общества «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании» Белов О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не соглашаясь с указанным постановлением должностное лицо Белов О.А. просит его отменить, утверждая, что состав административного правонарушения отсутствует, фактические обстоятельства дела административным органом не установлены, применены не подлежащие применению нормы; организация производственного контроля в АО «АНПЗ ВНК» не противоречит нормам действующего законодательства, отклонений от норм технологического режима в части превышения плотности поступающей нефти на постоянной основе не допущено, экспертизы промышленной безопасности выполнены в отношении опасных производственных объектов в установленном порядке, содержат в себе обоснованные и мотивированные «положительные» выводы о возможности эксплуатации опасных производственных объектов, в том числе при наличии обозначенных в них дефектах, для устранения которых установлен соответствующий срок, основная часть которых к моменту подачи жалобы устранена. Акты проверки в нарушение ст.87 Федерального закона от 31.07.2021 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» оформлены не на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

В судебном заседании защитники должностного лица Антропов Н.Н. и Колмаков Е.А. доводы жалобы поддержали по изложенным в нём основаниям.

Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Белов О.А., старший государственный инспектор отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Енисейского управления Ростехнадзора Колобякин Н.О. о месте, дате и времени судебного разбирательства были уведомлены, не явились, просили о рассмотрении жалобы в их отсутствие. В соответствии с положениями ст. 30.6 КоАП РФ суд счел возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Выслушав защитника лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении в соответствии с положениями ст. 30.6 КоАП РФ в полном объёме, прихожу к следующему.

Согласно ч.1 ст.9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из обжалуемого постановления генеральный директор АО «АНПЗ ВНК» Белов О.А. привлечён к административной ответственности за нарушения требований промышленной безопасности, допущенные при эксплуатации АО «АНПЗ ВНК» опасных производственных объектов в виде «Площадка битумного производства (с эстакадами налива)» (рег.№А66-00098-0006), «Площадка установки ЛК-6Ус» (рег.№ А66-00098-0001), «Площадка парка сжиженных газов с наливной эстакадой» (ре. № А66-00098-0008), «Площадка установки изомеризации» (рег. №А66-00098-0029), «Площадка установки станции смешения бензинов» (рег. № А66-00098-0039), все расположенные по адресу: промышленная зона НПЗ, Большеулуйский район, Красноярский край. Нарушения выявлены в ходе осуществления постоянного государственного надзора 30.12.2021 года, в процессе которого установлено, что

- в нарушение подпунктов 1,2 ст.9, пункта 1 ст.11 Федерального закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 7,9 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 года №2168 решением руководителя АО «АНПЗ ВНК» не назначено в установленном порядке лицо, ответственное за осуществление производственного контроля (руководителя службы производственного контроля). Не создана служба по производственному контролю.

- в нарушение подпунктов 1,2 ст.9, пункта 1 ст.11 Федерального закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 4 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 года №2168 положение «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах» утверждённого Приказом АО «АНПЗ ВНК» ДД.ММ.ГГГГ не содержит информацию о назначении на должность руководителя службы производственного контроля;

- в нарушение подпунктов 1,2 ст.9 Федерального закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года №533, ведение технологического процесса осуществляется в нарушение ТР секции 100 установки ЛК-6Ус: допущено отклонение от норм технологического режима в части: превышена плотность поступающей нефти на постоянной основе, поз. DR-100 (фактическая величина составила 960, согласно регламентированным нормам- 820-865);

- в нарушение п.п.1, 2 ст.9 Федерального закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 118 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года №533, допущена эксплуатация постамента №3 секции 200 с Е-201, Е-202, тит. 10 инв. №120476, в отсутствие занесенного в реестр заключения экспертизы промышленной безопасности, подтверждающего соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном порядке а именно: - заключение экспертизы промышленной безопасности per. № 66-ЗС-09644-2019 выполненное ООО «НПК «СИНКО» на постамент № 3 секции 200 с Е-201, Е-202, тит. 10 инв. № 120476, содержит в себе два противоречивых вывода о соответствии требованиям промышленной безопасности и необходимости выполнения ремонтных и организационных мероприятий, указанных в ведомости дефектов, категории которых в описательной части заключения, в нарушение указанных норм, не определены и по своему содержанию свидетельствуют о необходимости их устранения для обеспечения безопасной эксплуатации здания; - не проведено обследование сооружения, включающее в себя следующие мероприятия: определение степени влияния гидрологических, аэрологических и атмосферных воздействий (при наличии); определение фактической прочности материалов и строительных конструкций зданий и сооружений в сравнении с проектными параметрами; оценку соответствия площади и весовых характеристик легкосбрасываемых конструкций зданий и сооружений требуемой величине, обеспечивающей взрывоустойчивость объекта (при наличии); изучение химической агрессивности производственной среды в отношении материалов строительных конструкций зданий и сооружений; определение степени коррозии арматуры и металлических элементов строительных конструкций (при наличии);

- в нарушение п.п.1, 2 ст.9 Федерального закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 161 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года №533,допущена эксплуатация реактора трубчатого, поз. № Р-2/2, зав. № 3789, per. № 290а в отсутствие внесенного в реестр заключения экспертизы промышленной безопасности, подтверждающего соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном порядке, а именно: при проведении работ по неразрушающему контролю в рамках экспертизы промышленной безопасности, per. № 66-ТУ-18908-2019, допущены средства измерения, не соответствующие требованиям Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а именно: - Толщиномер ультразвуковой А1210 зав. № 3140645(поверка до 17.05.2019, протокол №015/347-3 от 18.05.2019); - Твердомер портативный ультразвуковой ТКМ-459С, зав. 15025 (поверка до 17.05.2019, протокол № 015/347-4 от 18.05.2019); - Ультразвуковой дефектоскоп А1211 mini зав. №2140385(поверка до 17.05.2019, протокол №015/347-5 от 18.05.2019);

- в нарушение п.п.1, 2 ст.9 Федерального закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 161 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года №533, - допущена эксплуатация технологического трубопровода - линия 110/6 в отсутствие внесенного в реестр заключения экспертизы промышленной безопасности, подтверждающего соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном порядке, а именно: при проведении экспертизы промышленной безопасности, per. № 68-3C-26588-2021, не выполнен анализ заключения экспертизы ранее проводимой экспертизы сооружения, per. № 66-ТУ-1165-2013;

- в нарушение п.п.1, 2 ст.9 Федерального закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 118 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года №533, допущена эксплуатация эстакады налива сжиженных газов в железнодорожные цистерны в отсутствие внесенного в реестр заключения экспертизы промышленной безопасности, подтверждающего соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном порядке, а именно: - заключение экспертизы промышленной безопасности peг. № 66-ЗС-04084-2020, выполненное ООО НПО «СибЭра» на эстакаду налива сжиженных газов в железнодорожные цистерны, содержащее в себе противоречивый вывод о соответствии требованиям промышленной безопасности при дефектах, учтенных при расчете остаточного ресурса строительных конструкций: имеется разрушение защитного слоя бетона плит покрытия глубиной до 10мм в осях: А-Б/1-2, А-Б/5-6, А-Б/7-8, А-Б/8-9, А-Б/12-13, А-Б/13-14, А-Б/14-15, А-Б/15-6, А-Б/21-22; имеется разрушение стыка между плитами покрытия; - заключение экспертизы промышленной безопасности per. № 66-ЗС-04084-2020, выполненное ООО НПО «СибЭра» на эстакаду налива сжиженных газов в железнодорожные цистерны не содержит корректирующих мероприятий по устранению дефектов учтенных при расчете остаточного ресурса строительных конструкций.

Свои выводы о наличии в действиях Белов О.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, должностное лицо сделало на основании

- протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного старшим государственным инспектором отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Енисейского управления Ростехнадзора Колобякин Н.О. (т.2 л.д.238-245),

- и аналогичными по содержанию протокола актов проверки АО АНПЗ ВНК от ДД.ММ.ГГГГ в отношении площадки установки ЛК-6Ус (л.д.187-198), в отношении площадки битумного производства (с эстакадами налива) (л.д.204-209), в отношении площадки парка сжиженных газов с наливной эстакадой (л.д.212-217), № в отношении площадки установки изомеризации (л.д.220-224), № в отношении площадки установки станции смешения бензинов (л.д.227-231), согласно которым Акционерное общество «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании» (далее АО «АНПЗ ВНК»), осуществляя свою деятельность по эксплуатации 24 опасных производственных объектов, зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов на основании свидетельства о регистрации № А66-00098 от 18.11.2013 года, выданного Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, по адресу: Красноярский край, Большеулуйский район, промзона НПЗ. Эксплуатация ОПО АО «АНПЗ ВНК» осуществляется на основании лицензии № ВХ-00-016827 (НХ, ГС, К) от 03.10.2017 года на осуществление вида деятельности «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности», выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, по состоянию на 30.12.2021 года, допустило нарушения, указанные в оспариваемом постановлении, подробным образом описанные выше.

Исследовав представленные суду протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы дела, обжалуемое постановление, заслушав защитников лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Из обжалуемого постановления следует, что на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ срок полномочий Белов О.А. в качестве генерального директора АО «АНПЗ ВНК» установлен с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Уставу АО «АНПЗ ВНК», утверждённому решением единственного акционера Общества ООО «Нефть-Актив» от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор Общества назначается Общим собранием акционеров Общества на 3 года либо иной срок, определённый Общим собранием акционеров Общества (п.9.3.4). Генеральный директор Общества исполняет свои обязанности в течение срока, на который он был назначен, и до того момента, пока не будет назначен новый Генеральный директор Общества или не будет назначен исполняющий обязанности генерального директора в порядке, установленном подпунктом 8.2.51 пункта 8.2 статьи 8 настоящего Устава (л.д.14-20 т.3).

Согласно решению единственного акционера АО «АНПЗ ВНК» от ДД.ММ.ГГГГ, прекращены полномочия Белов О.А. с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГБелов О.А. назначен на должность генерального директора АО «АНПЗ ВНК» (л.д.13 т.3).

В силу п.9.1 Устава АО «АНПЗ ВНК» руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом – генеральным директором Общества.

Отношения, связанные с обеспечением безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направленные на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий регулируются Федеральным законом № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Помимо Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (пункт 1 статьи 4).

Положения Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что эксплуатация опасного производственного объекта относится к видам деятельности в области промышленной безопасности.

В свою очередь, опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении № 1 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (статья 2 данного Закона).

Согласно данному приложению к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе, воспламеняющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные.

Согласно пункту 2 ст.7 Федерального от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности: до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет; после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Согласно пунктам 1, 2 ст.9 Федерального от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.

Согласно ч.1 ст.11 Федерального от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 данного закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта (пункт 1).

Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники (пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").

Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (пункт 4 указанной статьи).

Согласно пункту 9 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 года № 533 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», ведение технологических процессов осуществляется в соответствии с технологическими регламентами на производство продукции, утвержденными организацией, эксплуатирующей ОПО, указанные в пункте 2 настоящих Правил. Технологический регламент на производство продукции химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств является основным техническим документом, определяющим оптимальный технологический режим процесса, содержащий описание технологического процесса и технологической схемы производства, физико-химические и взрывопожароопасные свойства сырья, полупродуктов и готовой продукции, контроль и управление технологическим процессом, безопасные условия эксплуатации производства, перечень обязательных производственных инструкций и чертеж технологической схемы производства (графическая часть). Технологический регламент на производство продукции разрабатывается на основании проектной документации на ОПО. Внесение изменений в технологическую схему, аппаратурное оформление, в системы контроля, связи, оповещения и ПАЗ осуществляется после внесения изменений в проектную документацию или документацию на техническое перевооружение, согласованную с разработчиком проектной документации или с организацией, специализирующейся на проектировании аналогичных объектов, или при наличии положительного заключения экспертиз по проектной документации (документации). Внесенные изменения не должны допускать нарушения работоспособности и безопасности всей технологической системы.

Согласно пункту 118 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 года № 533 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», устройство и размещение складов, а также сливоналивных эстакад, резервуаров (сосудов) для хранения и перекачки СГГ, ЛВЖ и ГЖ должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, проектной документации (документации на техническое перевооружение) и настоящих Правил.

Согласно пункту 161 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 года № 533 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», для технологического оборудования и трубопроводной арматуры устанавливается назначенный срок службы с учетом конкретных условий эксплуатации. Данные о сроке службы должны указываться производителем в паспортах оборудования и трубопроводной арматуры в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (далее - ТР ТС 010/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 21 октября 2011 г.), являющегося обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. № 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310). Для технологических трубопроводов проектной организацией устанавливается расчетный срок эксплуатации, что должно быть отражено в проектной документации (документации на техническое перевооружение) и внесено в паспорт трубопроводов. По истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки технологического оборудования, трубопроводной арматуры и технологических трубопроводов, установленных производителем, такие технологическое оборудование, трубопроводная арматура и технологические трубопроводы подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с требованиями статей 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Согласно пункту 4 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 года № 2168, положение о производственном контроле содержит: должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля, или описание организационной структуры службы производственного контроля; права и обязанности работника или должностных лиц службы производственного контроля, ответственных за осуществление производственного контроля; порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности, подготовки и регистрации отчетов об их результатах, а также порядок осуществления контроля устранения выявленных при этом нарушений требований промышленной безопасности; порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями в эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на опасных производственных объектах; порядок организации обеспечения промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля; порядок проведения диагностики, испытания, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах; порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах; порядок организации расследования аварий и учета инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах; порядок учета результатов производственного контроля при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников; порядок организации проведения экспертизы промышленной безопасности; порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; порядок подготовки и представления сведений об организации производственного контроля. В случае если указанные сведения содержатся в иных локальных нормативных актах эксплуатирующей организации, в положении о производственном контроле указываются реквизиты таких документов. Сведения, содержащиеся в указанных документах, в состав положения о производственном контроле не включаются.

Согласно пункту 7 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 года № 2168, функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, возлагаются: на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации (руководителя обособленного подразделения юридического лица), индивидуального предпринимателя, - если численность работников, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники эксплуатирующей организации), составляет менее 150 человек; на специально назначенного работника, - если численность работников организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, составляет от 150 до 500 человек; на руководителя службы производственного контроля, - если численность работников организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, составляет более 500 человек.

Согласно пункту 9 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 года № 2168, производственный контроль осуществляют назначенный (определенный) решением руководителя эксплуатирующей организации, индивидуального предпринимателя работник или служба производственного контроля.

Административное правонарушение выявлено в рамках постоянного государственного контроля за опасным производственным объектом в строгом соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на основании приказов Енисейского управления Росхтенадзора «Об утверждении графика осуществления постоянного государственного надзора» от 20.12.2021 года №№ ПР-361-899-о в отношении площадки установки ЛК-6Ус (л.д.172-174 т.2), ПР-361-900-о в отношении площадки битумного производства (с эстакадами налива) (л.д.175-177 т.2), ПР-361-901-о в отношении площадки парка сжиженных газов с наливной эстакадой (л.д.178180 т.2), ПР-361-902-о в отношении площадки установки изомеризации (л.д.181-183 т.2), ПР-361-903-о в отношении площадки установки станции смешения бензинов (л.д.184-186 т.2).

Протокол об административном правонарушении составлен и постановление по делу об административном правонарушении вынесено надлежащим должностным лицом в рамках полномочий, предоставленных ему ст.23.31 КоАП РФ. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, который непосредственно и через свои территориальные органы осуществляет функции по контролю и надзору, том числе в сфере промышленной безопасности.

Протокол составлен в отсутствие законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, но при его надлежащем уведомлении о месте, дате и времени составления протокола об административном правонарушение (л.д.235-237 т.2), дело об административном правонарушении рассмотрено в присутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем, обжалуемое постановление требованиям Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях не соответствует.

Действия генерального директора АО «АНПЗ ВНК» Белов О.А. квалифицированы государственным инспектором по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, которая устанавливает административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Положениями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ч. 2 ст.28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Оспариваемым постановлением должностное лицо Белов О.А. признан виновным в том, что решением руководителя АО «АНПЗ ВНК» не назначено в установленном порядке лицо, ответственное за осуществление производственного контроля (руководитель службы производственного контроля), не создана служба по производственному контролю, положение «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах» не содержит информацию о назначении на должность руководителя службы производственного контроля.

Вместе с тем, в АО «АНПЗ ВНК» разработано и введено в действие приказом от ДД.ММ.ГГГГ генерального директора Белов О.А. Положение АО «АНПЗ ВНК» «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах» (л.д.24-25, 26-107 т.1). В силу указанного положения организационная структура производственного контроля в Обществе приведена в Приложении № 1 настоящего положения (п.5.2.1). Ответственность за осуществление производственного контроля возлагается на заместителя Генерального директора по ПБ ОТ и ОС, главных специалистов, ОПК, а также должностных лиц, задействованных в осуществлении производственного контроля согласно Приказу по Обществу (л.д.5.2.3). Общее руководство работой по осуществлению производственного контроля возлагается на заместителя Генерального директора по ПБ, О и ОС (п.5.2.4). В приложении № 1 к указанному Положению содержится организационная структура производственного контроля в Обществе, в которую входят заместитель генерального директора по ПБ, ОТ и ОС, определены должности, ответственные за осуществление производственного контроля.

Согласно штатному расписанию АО «АНПЗ ВНК» предусмотрено наличие отдела производственного контроля в количестве 6 штатных единиц (л.д.108-110, 111-113).

Согласно утверждённому Указанием по АО «АНПЗ ВНК» от ДД.ММ.ГГГГ Положению об отделе производственного контроля управления промышленной безопасности и охраны труда отдел производственного контроля является структурным подразделением в составе управления промышленной безопасности и охраны труда АО «АНПЗ ВНК», он подчиняется заместителю генерального директора по ПБОТОС, работники отдела производственного контроля в своей деятельности, в том числе, Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», его задачей является, в том числе организация и совершенствование профилактической работы по предупреждению аварийности и производственного травматизма, организация и проведение производственного контроля за состоянием промышленной безопасности Общества. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения задач и функций отдела производственного контроля, предусмотренных настоящим Положением, несет начальник отдела производственного контроля (л.д.114-120).

Согласно должностной инструкции начальника отдела производственного контроля, утверждённой указанием по АО «АНПЗ ВНК» от ДД.ММ.ГГГГ, должность начальника отдела предназначена, в том числе, для организации, координации и осуществления производственного контроля промышленной безопасности на опасных производственных объектах АО «АНПЗ ВНК», его функции заключаются, в том числе, в организации, координации деятельности Общества в области промышленной безопасности на заводе в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года № 116-ФЗ (л.д.121-136 т.1).

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ по АО «АНПЗ ВНК» Аксенов Р.В. принят на работу с ДД.ММ.ГГГГ в качестве начальника отдела производственного контроля (л.д.21 т.3).

Исследованные судом локальные нормативные акты АО «АНПЗ ВНК» свидетельствуют о том, что организация производственного контроля на опасных производственных объектах Общества, в том числе опасных производственных объектов в виде «Площадка битумного производства (с эстакадами налива)» (рег.№А66-00098-0006), «Площадка установки ЛК-6Ус» (рег.№ А66-00098-0001), «Площадка парка сжиженных газов с наливной эстакадой» (ре. № А66-00098-0008), «Площадка установки изомеризации» (рег. №А66-00098-0029), «Площадка установки станции смешения бензинов» (рег. № А66-00098-0039), не противоречит положениям подпунктов 1, 2 ст.9, пункта 1 ст.11 Федерального закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 4, 7, 9 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 года №2168. Служба производственного контроля создана в форме отдела производственного контроля на основании приказов руководителя АО «АНПЗ ВНК» об утверждении штатного расписания, об утверждении и введения в действие Положения АО «АНПЗ ВНК» «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах», Указания об утверждении Положения об отделе производственного контроля управления промышленной безопасности и охраны труда. Лица, ответственные за осуществление производственного контроля обозначены в этих же нормативных актах. Руководителем службы производственного контроля является начальник отдела производственного контроля управления промышленной безопасности и охраны труда, назначенный на должность соответствующим приказом.

В действиях генерального директора АО «АНПЗ ВНК» Белов О.А. в этой части отсутствует состав административного правонарушения.

Обжалуемым постановлением генеральный директор АО «АНПЗ ВНК» Белов О.А. признан виновным в нарушении подпунктов 1, 2 ст.9 Федерального закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года №533, ведение технологического процесса осуществляется в нарушение ТР секции 100 установки ЛК-6Ус: допущено отклонение от норм технологического режима в части: превышена плотность поступающей нефти на постоянной основе, поз. DR-100 (фактическая величина составила 960, согласно регламентированным нормам- 820-865).

Вместе с тем, указанными нормами федерального закона, пунктом 9 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 года № 533 не регламентируется плотность нефти. Кроме того, в акте проверки в отношении опасного производственного объекта площадка установки ЛК-6Ус, также как и в протоколе об административном правонарушении не содержится доказательств тому, что такое отклонение от норм технологического режима в части превышения допустимого уровня плотности нефти в АО «АНПЗ ВНК» на момент проверки допущено. Из представленных суду материалов невозможно установить, каков допустимый уровень плотности, чем он регламентирован, каким способом определена плотность нефти на момент проверки. Кроме того, из текста указанного акта проверки, следует, что при проведении проверки фактических норм технологического режима в соответствии с таблицей 4.1 «Нормы технологического режима»: Технологического регламента АО «АНПЗ ВНК» комбинированной установки ЛК-6Ус секция С-100-ЭЛОУ-АТ № П1-02.02 СП-301 ТР-007»,, утверждённого главным инженером 19.03.2020 года; Технологического регламента АО «АНПЗ ВНК» комбинированной установки ЛК-6Ус секция 200 – Каталитический риформинг с предварительной гидроочисткой № П1-02.02 СП-301 СНД-ТР-002, утверждённого главным инженером ДД.ММ.ГГГГ; Технологического регламента Комбинированной установки ЛК-6Ус секция 300/1 – гидроочистка дизельного топлива, совмещённая с процессом депарафинизации № П1-02.02 СП-301 СНД-ТР-001, утверждённого главным инженером 27.11.2-20; Технологического регламента Комбинированной установки ЛК-6Ус АО «АНПЗ ВНК» секции 300/2 – гидроочистка керосина № П1-02.02 СП -301 ТР-005, утверждённого главным инженером ДД.ММ.ГГГГ, нарушений не выявлено.

При таких обстоятельствах, опровергнуть доводы лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, об отсутствии отклонений от норм технологического режима в части плотности нефти, о чем им суду представлены технические заключения, паспорта качества нефти, акты приема-сдачи нефти (л.д.149-190 т.1), не представляется возможным.

Наличие состава административного правонарушения в действиях (бездействии) генерального директора АО «АНПЗ ВНК» Белов О.А. в этой части не доказано.

Обжалуемым постановлением генеральный директор АО «АНПЗ ВНК» Белов О.А. признан виновным в нарушении п.п.1, 2 ст.9 Федерального закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 118, 116, 161 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года №533, выразившихся в том, что эксплуатацию опасных производственных объектов в отсутствие внесённого в реестр заключения экспертизы промышленной безопасности, подтверждающего соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном порядке.

При этом из содержания материалов дела, в том числе из содержания обжалуемого постановления следует, что такие заключения экспертиз промышленной безопасности в отношении подвергнутых проверке опасных производственных объектов у АО «АНПЗ ВНК» имеются, они внесены в реестр заключений промышленной безопасности

под регистрационным номером 66-ЗС-09644-2019 в отношении опасного производственного объекта постамент № 3 секции 200 с Е-201, Е-202, тит10 (площадка установки ЛК-6Ус) (л.д.191-209 т.1),

под регистрационным номером 66-ТУ-18908-2019 в отношении опасного производственного объекта реактора трубчатого (площадка битумного производства с эстакадами налива) в материалы дела не представлено),

под регистрационным номером 68-ЗС-26588-2021 в отношении опасного производственного объекта трубопровод «линия 110/6» (площадка битумного производства (с эстакадами налива) (л.д.88-112 т.2),

под регистрационным номером 66-ЗС-04084-2020 в отношении опасного производственного объекта эстакада налива сжиженных газов в железнодорожные цистерны (площадка парка сжиженных газов с наливной эстакадой) (л.д.48-67 т.2).

Часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ носит бланкетный (отсылочный) характер, поэтому при описании в протоколе совершенного лицом правонарушения должно быть в обязательном порядке указано, каким нормативным актом установлены требования промышленной безопасности, дана ссылка на конкретные пункты данного актов, нарушенных лицом, изложено существо допущенных нарушений.

Из содержания протокола об административном правонарушении, из содержания обжалуемого постановления следует, что АО «АНПЗ ВНК» осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов с нарушением требования промышленной безопасности в отсутствие внесенного в реестр заключения экспертизы промышленной безопасности. Одновременно в протоколе указано, что такие экспертизы проведены, они имеют соответствующие регистрационные номера, под которыми они внесены в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, и что указанные заключения содержат в себе противоречивые выводы о соответствии опасного производственного объекта требованиям промышленной безопасности и необходимости выполнения ремонтных и организационных мероприятий, указанных в ведомости дефектов, которые по своему содержанию свидетельствуют о необходимости их устранения для обеспечения безопасности эксплуатация объектов; при проведении работ по неразрушающему контролю в рамках экспертизы допущены средства измерения с истекшими сроками поверки; при проведении текущей экспертизы не выполнен анализ заключения экспертизы ранее проводимой экспертизы сооружения; заключение экспертизы не содержит в себе корректирующих мероприятий по устранению дефектов учтенных при расчете остаточного ресурса строительных конструкций.

Пункты 1, 2 ст.9 Федерального закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункты 118, 116, 161 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года №533, на нарушение которых имеется ссылка в протоколе, хотя и содержат в себе требования промышленной безопасности, однако общего характера, они не указывают на требования, непосредственно предъявляемые к заключению экспертизы промышленной безопасности, в связи с недостатками которых контролирующий орган пришёл к выводу об осуществлении АО «АНПЗ ВНК» эксплуатации опасных производственных объектов с нарушением требований промышленной безопасности.

Ссылка на нормативные акты, которым не соответствуют проведённые экспертизы опасных производственных объектов, в протоколе об административном правонарушении, в обжалуемом постановлении о назначении административного наказания отсутствует.

На стадии подготовки дела к рассмотрению, до начала его разрешения по существу, должностным лицом протокол об административном правонарушении не был возвращен в порядке п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ должностному лицу, его составившему, для исправления недостатков протокола об административном правонарушении, внесения в него исправлений, изменений и дополнений, а также устранения неполноты представленных материалов. Возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенных нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.

В силу п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая изложенные выше обстоятельства судья считает, что вынесенное в отношении генерального директора АО «АНПЗ ВНК» Белов О.А. постановление не отвечает требованиям законности и обоснованности, оно подлежит отмене. Жалоба генерального директора АО «АНПЗ ВНК» Белов О.А. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

постановление от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Колобякин Н.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ в отношении генерального директора Акционерного общества «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании» Белов О.А., отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Жалобу генерального директора Акционерного общества «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании» Белов О.А. удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.

Судья: