Судья Таушунаев Б.М.(дело №12-8-2020) Дело № 7-22-2020
Р Е Ш Е Н И Е
17 апреля 2020 года г. Черкесск
Судья Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Дзыба З.И., рассмотрев жалобу государственного инспектора Карачаево-Черкесской Республики по использованию и охране земель ФИО1 на решение Карачаевского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 14.02.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2,
установил:
Согласно протокола об административном правонарушении от 28.11.2019 г., составленного государственным инспектором Карачаево-Черкесской Республики по использованию и охране земель ФИО1, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> площадью 9 720 кв.м., предоставленного гр-ну ФИО3 А-А.Д. для производственной деятельности на основании договора аренды земельного участка №... от 20.03.2017 г., ведется добыча нерудных материалов (песчанно-гравийная смесь), что является нарушением земельного законодательства - п.2 ст.40 Земельного кодекса РФ; данные действия подпадают под ч.1 ст. 8.8. КоАП РФ, указанное нарушение допущено ФИО3 А-А.Д.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 4 декабря 2019 года, вынесенным заместителем главного государственного инспектора Карачаево-Черкесской Республики по использованию и охране земель ФИО4, ФИО2 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на него наложено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО3 А-А.Д. обжаловал его в суд.
В судебном заседании защитник ФИО3 А-А.Д. ФИО5 доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Государственный инспектор Карачаево-Черкесской Республики по использованию и охране земель ФИО1 просил в удовлетворении жалобы отказать.
Решением Карачаевского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 14.02.2020 г. постановление по делу об административном правонарушении от 4 декабря 2019 года отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которого вынесено обжалуемое постановление.
В жалобе должностного лица - государственного инспектора Карачаево-Черкесской Республики по использованию и охране земель ФИО1, поданной в порядке ч.1.1. ст. 30.1 КоАП РФ, ставится вопрос об отмене решения Карачаевского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 14.02.2020 г., так как установленным обстоятельствам судом дана неправильная правовая оценка.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю следующее.
Согласно ч.1 ст. 8.8. КоАП РФ, использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Земельное законодательство основано на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно Приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 709, действовавшей на момент заключения договора аренды от 20.03 2017 г.) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (Зарегистрирован в Минюсте России 08.09.2014 N 33995), - вид разрешенного использования земельного участка «производственная деятельность» – это размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом (описание вида разрешенного использования земельного участка);
- вид разрешенного использования земельного участка «недропользование» - это осуществление геологических изысканий; добыча недр открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины) способами; размещение объектов капитального строительства, в том числе подземных, в целях добычи недр; размещение объектов капитального строительства, необходимых для подготовки сырья к транспортировке и (или) промышленной переработке; размещение объектов капитального строительства, предназначенных для проживания в них сотрудников, осуществляющих обслуживание зданий и сооружений, необходимых для целей недропользования, если добыча недр происходит на межселенной территории.
Установлено, что земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: <адрес> площадью 9 720 кв.м., предоставлен администрацией Карачаевского муниципального района ФИО3 А-А.Дж. по договору аренды земельного участка №... от 20.03.2017, из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земли иного специального назначения на срок 49 лет. Согласно п. 4.4.2 договора, арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (л.д.8).
Вид разрешенного использования в договоре аренды указан – производственная деятельность.
В кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером №... указано: категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – производственная деятельность (л.д.44).
Из Акта проверки органа государственного контроля (надзора) №... от 23.10.2019 года следует, что в результате внеплановой проверки в отношении ФИО3 А-А.Дж., проведенной 23.10.2019 года в период с 14-40 час. до 15-15 час. работниками администрации Карачаевского муниципального района, выявлены нарушения обязательных требований: на основании договора аренды ФИО3 А-А.Дж. использует земельный участок с кадастровым номером №... из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земли иного специального назначения не по целевому назначению - ведется добыча нерудных материалов (песчанно-гравийная смесь). К Акту приложен фотоматериал (л.д. 14-19).
Из Акта проверки следует, что он составлен в отсутствии ФИО3 А-А.Дж. Доказательств направления данного Акта ФИО3 А-А.Дж. материалы дела не содержат.
Согласно протокола об административном правонарушении от 28.11.2019 г., составленного государственным инспектором Карачаево-Черкесской Республики по использованию и охране земель ФИО1, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> площадью 9 720 кв.м., предоставленного гр-ну ФИО3 А-А.Д. для производственной деятельности на основании договора аренды земельного участка №... от 20.03.2017 г., ведется добыча нерудных материалов (песчанно-гравийная смесь), что является нарушением земельного законодательства - п.2 ст.40 Земельного кодекса РФ; данные действия подпадают под ч.1 ст. 8.8. КоАП РФ, указанное нарушение допущено ФИО3 А-А.Д.( л.д.20).
Из протокола следует, что он составлен на основании Акта проверки администрации Карачаевского муниципального района от 06.11.2019 года, тогда как материалы дела данного Акта не содержат.
Суду представлен Акт проверки органа государственного контроля (надзора) №3 от 23.10.2019 года.
Как показал суду второй инстанции государственный инспектор Карачаево-Черкесской Республики по использованию и охране земель ФИО1, Акта проверки администрации Карачаевского муниципального района от 06.11.2019 года не существует, в протоколе им допущена описка в дате Акта, протокол им составлен на основании Акта проверки органа государственного контроля (надзора) №2 от 23.10.2019 года. Описка в дате Акта им не исправлена.
Установлено, что протокол об административном правонарушении от 28.11.2019 г. составлен должностным лицом в присутствии представителя ФИО3 А-А.Д. по доверенности ФИО6
Доказательств извещения ФИО3 А-А.Д. о времени и месте рассмотрения материалов должностным лицом, о направлении в его адрес копии протокола об административном правонарушении от 28.11.2029 г. материалы дела не содержат.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 4 декабря 2019 года, вынесенным заместителем главного государственного инспектора Карачаево-Черкесской Республики по использованию и охране земель ФИО4, ФИО2 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на него наложено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Суду не представлено определение о назначении дела к слушанию, а также доказательства получения ФИО3 А-А.Д. данного определения.
В качестве доказательства направления ФИО3 А-А.Д. копии постановления по делу об административном правонарушении от 4 декабря 2019 года суду представлен отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №36900041201723. Данный документ допустимым доказательством по делу признан быть не может, т.к. в качестве получателя указана ФИО7, а не лицо, в отношении которого вынесено оспариваемое постановление должностного лица - ФИО3 А-А.Д. (л.д.6).
Таким образом, должностным лицом не представлено доказательств извещения ФИО3 А-А.Д. о времени и месте рассмотрения дела, о направлении в его адрес постановления по делу об административном правонарушении от 4 декабря 2019 года.
Установив указанные обстоятельства, полагаю правильными выводы судьи Карачаевского районного суда Карачаево-Черкесской Республики, изложенные в решении от 14.02.2020 г., о том, что должностными лицами как при вынесении протокола об административном правонарушении, так и при вынесении постановления о назначении административного наказания были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
При этом в силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч.1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2). Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч.3).
Исходя из указанных норм Кодекса, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может рассматриваться в качестве доказательства по делу об административном правонарушении и служить основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Установлено, что протокол об административном правонарушении от 28.11.2019 г., составленный государственным инспектором Карачаево-Черкесской Республики по использованию и охране земель ФИО1, был вынесен в результате рассмотрения им Акта проверки Администрации Карачаевского Муниципального района от 06 ноября 2019 года и приложенных к нему материалов. Однако Акт от 06 ноября 2019 года в материалах дела отсутствует, суду представлен другой акт - Акт проверки органа государственного контроля (надзора) №1 от 23.10.2019 года.
Пунктом 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Существенное нарушение при составлении протокола об административном правонарушении требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для возвращения протокола составившему его должностному лицу.
В силу ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При подготовке к рассмотрению дела заместитель главного государственного инспектора Карачаево-Черкесской Республики по использованию и охране земель ФИО4 в нарушение требований ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не исследовал обстоятельства дела в их совокупности, в результате чего не установил, что протокол об административном правонарушении от 28.11.2019 г., основанный на Акте проверки Администрации Карачаевского Муниципального района от 06 ноября 2019 года, является недопустимым доказательством по делу, в результате чего согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как протокол оформлен неправильно, материалы представлены неполно, должен был вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, составившему протокол.
Требования статьи 26.11, пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заместителем главного государственного инспектора Карачаево-Черкесской Республики по использованию и охране земель ФИО4 исполнены не были, обжалуемое постановление от 4 декабря 2019 года вынесено им на основании протокола, являющегося недопустимым доказательством по делу.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в нарушение требований ст. 28.2 КоАП РФ ФИО3 А-А.Д. не был извещен о времени и месте рассмотрения дела государственным инспектором Карачаево-Черкесской Республики по использованию и охране земель ФИО1
В настоящем судебном заседании исследованием материалов дела установлено, что ФИО3 А-А.Д. не был извещен о времени и месте рассмотрения дела заместителем главного государственного инспектора Карачаево-Черкесской Республики по использованию и охране земель ФИО4 В нарушение требований части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица не направили в адрес ФИО3 А-А.Д. ни копии протокола об административном правонарушении, ни копии постановления по делу.
В настоящее время возможность возвращения протокола составившему его должностному лицу утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 08.11.19 №18-АД19-64).
Несоблюдение требований названного Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность постановления должностного лица.
Установив, что протокол об административном правонарушении составлен с существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущим признание данного протокола недопустимым доказательством по делу, суд первой инстанции принял правильное решение об отмене постановления о привлечении к административной ответственности и прекращении производства по делу, что соответствует требованиям пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса, согласно которым по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, жалоба государственного инспектора Карачаево-Черкесской Республики по использованию и охране земель ФИО1 не может повлечь отмену оспариваемого решения.
Руководствуясь ст. ст. 30.6., 30.7., 30.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение Карачаевского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 14.02.2020 г. оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Карачаево-Черкесской Республики по использованию и охране земель ФИО1 - без удовлетворения.
Судья З.И. Дзыба
Судья Таушунаев Б.М.(дело №12-8-2020) Дело № 7-22-2020