Первомайский районный суд г. Омска Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Первомайский районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Региональная энергетическая комиссия Омской области
Дело № 12-8/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Первомайский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Сактагановой Г.Н.,
при секретаре Евтушенко Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 06 февраля 2012 года жалобу открытого акционерного общества «Акционерная компания «Омскагрегат» ФИО1 на постановление Региональной энергетической комиссии Омской области № от . по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу № об административном правонарушении от ., составленного главным специалистом контрольно-ревизионного отдела Региональной энергетической комиссии Омской области П. открытого акционерного общества «Акционерная компания «Омскагрегат» ФИО1 в нарушение Федерального закона РФ от 26.03.2003 № 35 -ФЗ «Об электроэнергетике», постановления Правительства РФ от . № «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от . №-п, допустила в период с октября 2010 по июнь 2011 нарушение установленного порядка ценообразования, путем самостоятельного расчета и применения в отношении ОАО «Высокие технологии» платы за содержание наружных электрических сетей.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Омской области № от . открытого акционерного общества «Акционерная компания «Омскагрегат» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ (нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
На указанное постановление РЭК Омской области ФИО1 подана жалоба.
В обоснование указано, что дело об административном правонарушении в отношении нее было возбуждено протоколом № от . об административном правонарушении, составленным главным специалистом контрольно- ревизионного отдела Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК) П.по результатам проведённой РЭК плановой выездной проверки ОАО «АК «Омскагрегат» (акт от . №) за нарушение установленного порядка ценообразования. Из Протокола следует, что нарушение порядка ценообразования, по мнению должностного лица РЭК, заключается в самостоятельном расчёте и применении ОАО Омскагрегат» в отношении ОАО «Высокие Технологии», являющемуся арендатором нежилых производственных помещений и установленного в них оборудования (договор аренды от . №), платы за содержание наружных электрических сетей. При этом ни протокол, ни акт не содержат указание на вид регулируемой деятельности, при осуществлении которого в отношении ОАО «ВТ», ОАО «АК «Омскагрегат», как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии лицам, приобретающим электрическую энергию у ОАО «Омская энергосбытовая компания, нарушило порядок ценообразования. В Постановлении этот недостаток РЭК устранён, поскольку в его резолютивной части указано, что ОАО «АК «Омскагрегат» в период с года самостоятельно рассчитывало и применяло в отношении ОАО «ВТ» плату за передачу электрической энергии, тем самым нарушив установленный порядок ценообразования. Протокол не содержит сведений о событии административного правонарушения, так как указание в нём о наличии факта предъявления ОАО АК «Омскагрегат» к оплате арендатору (ОАО «ВТ») самостоятельно рассчитанной суммы компенсации затрат на содержание наружных электрических сетей (абз.2 стр.3 Протокола), приходящейся на заявленный ОАО «АК «Омскагрегат» объём собственного потребления электрической энергии, без установления РЭК существа административного правонарушения (не указано при реализации какого товара (услуги), расчёты за который (ую) подлежат государственному регулированию, совершено правонарушение), не свидетельствует о совершении правонарушения. При таких обстоятельствах протокол в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ не может быть принято во внимание в качестве доказательства по делу. Со ссылкой на ч.1 ст. 26.1, п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП указала, что, несмотря на заявленное ОАО «АК «Омскагрегат» должностному лицу РЭК, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, ходатайство о прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, обжалуемым Постановлением генеральный директор ОАО «АК «Омскагрегат» привлечен к административной ответственности. Считает, что содержащийся в протоколе вывод о наличии такого события административного правонарушения, как нарушение порядка ценообразования, не соответствует отраженным в акте и фактически существующим обстоятельствам, характеризующим ОАО «АК «Омскагрегат», как потребителя электрической энергии, использующего электрическую энергию при предоставлении принадлежащих ему нежилых помещений в аренду ОАО «Высокие Технологии» (ОАО «ВТ»), не обоснован конкретными нормами нормативных актов, регулирующих деятельность субъектов розничных рынков электрической энергии, и не соответствует этим нормам, в том числе установленным ими правовым понятиям. Отсутствие вменяемого ей события административного правонарушения следует из следующих положений нормативных правовых актов, которые не были учтены должностными лицами РЭК при принятии постановления, составлении протокола и Акта.
Со ссылкой на положения п. 1 ст. 424 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на эаектрическую энергию в Российской Федерации», ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», ст. 2 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», и ст. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением РФ от 31.08.2006 № 530 (далее - «Основных положений»), п.п. 11, 117 «Основных положений» и пункта 2 Правил № 861, указала, что из взаимосвязи вышеуказанных правовых норм и понятий следуют следующие выводы, указывающие на незаконность постановления. ОАО «ВТ», как лицо, не приобретающие электрическую энергию на розничном рынке по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии или энергоснабжения, не является субъектом розничного рынка и потребителем электрической энергии, при этом, поскольку вследствие не заключения ОАО «ВТ» указанных договоров у него нет ни обязательств с субъектами розничного рынка, ни «точек поставки на розничном рынке, то организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в том числе ОАО АК «Омскагрегат», не осуществляют и не могут осуществлять с ОАО «ВТ» расчёты за (услуги) в рамках регулируемой деятельности - отсутствуют правоотношения соответствующие такой деятельности. Согласно вышеуказанным правовым нормам и понятиям ОАО «АК «Омскагрегат», как сетевая организация, может осуществлять регулируемую деятельность по оказанию услугпо передаче электрической энергии по соответствующему договору либо без него (фактическое оказание услуг) только в отношении того лица, которое соответствует прававому понятию потребителя электрической энергии. В силу указанных обстоятельств ОАО «АК «Омскагрегат» не оказывает и не может оказывать ОАО «ВТ» услуг по передаче электрической энергии, в том числе без соответствующего договора, до момента соответствия ОАО «ВТ» понятию потребитель электрической энергии, то есть до момента заключения ОАО «ВТ» договора купли- (поставки) электрической энергии или энергоснабжения. К регулируемой деятельности ОАО «АК «Омскагрегат» относится только его деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии лицам, приобретающим электрическую энергию у ОАО ««Омская энергосбытовая компания».Деятельность сетевой организации ОАО «АК «Омскагрегат», приобретающего электрическую энергию по высокому напряжению (10 кВ) у гарантирующего поставщика для собственных нужд в качестве потребителя электрической энергии, несущего затраты, связанные с её использованием по низкому напряжению (0,4 кВ) как для собственных дственных нужд, так и при предоставлении принадлежащих ему нежилыхпомещений в аренду ОАО «ВТ» по договору от . №, не является в силу пункта 7 Правил № 861 регулируемой деятельностью но оказанию ОАО «ВТ» услуг по передаче электрической энергии.Поскольку ценообразование, как процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), осуществляется только в отношении участников регулируемой деятености, то в связи с тем, что деятельность ОАО «АК «Омскагрегат» по использованию электрической энергии в рамках арендных отношений с ОАО «ВТ» не относится к регулируемой, вывод в постановлении и протоколе о нарушении ОАО «АК Омскскагрегат» установленного порядка ценообразования основан на неверном применении должностными лицами РЭК положений нормативных правовых актов. Согласно положениям пунктов 43 - 47 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждённых Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), в рассчетный объём НВВ сетевой организации, осуществляющей деятельность по передаче прической энергии по сетям высокого, среднего первого, среднего второго и низкого напряжения, определяется только исходя из тех расходов сетевой организации, которые связаны с осуществлением ею деятельности по передаче электрической энергии. Расходы сетевой организации, как потребителя электрической энергии, то есть приходящиеся на собственное потре6ление электрической энергии (объём которого учитывается при расчёте РЭК единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии), производимые ею за счет иных средств и связанные с содержанием, эксплуатацией и развитием её сетей, не учитываются при расчёте единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии. Содержание Приложения № к протоколу заседания правления РЭК от . № подтверждает, что из общих расходов ОАО «АК «Омскагрегат» на содержание электрических сетей в размере руб., связанных с общим полезным отпуском электроэнергии в его сеть в размере млн.кВТ.ч. (общая заявленная мощность 8,0 МВт), в качестве НВВ для осужствления регулируемой деятельности по передаче электрической энергии потребителям ГП (ОАО «Омская энергосбытовая компания») принята только часть расходов в размере рy6-, приходящаяся на полезный отпуск электроэнергии указанным потребителям ГП (сведения из заключённых потребителями с ГП договоров энергоснабжения отражены в договорах между ОАО «АК «Омскагрегат» и ОАО «МРСК Сибири», ОАО «Омская энергосбытовая компания») в размере млн.кВТ.ч. (заявленная мощность потребителями ГП - МВт). Разница между указанными значениями расходов на содержание сетей, электроэнергии в сеть ОАО «АК «Омскагрегат» и заявленной мощности приходится на собственное потребление ОАО «АК «Омскагрегат» электрической энергии, потребителем (покупателем) электрической энергии.Если вследствие заключения между ОАО «АК «Омскагрегат» (арендодателем) - потребителем электрической энергии и ОАО «ВТ» (арендатором) договора аренды производственных помещений объём собственного энергопотребления ОАО «АК «Омскагрегат» распределяется между ними, то распределение между ними в период действия договора аренды обеспечивающих процесс энергопотребления в указанном объёме и связанных с содержанием и эксплуатацией сетей ОАО «АК «Омскагрегат» (потребителя), соответствует положениям Гражданского и Налогового законодательства РФ и не является нарушением ценообразования, установленного на розничном рынке оказания услуг для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Из положений статьи 15, 1102 ГК РФ следует, что в случае, если лицо, не являющееся потребилем электрической энергии, пользуется этой энергией за счёт потребителя кой энергии, то сумма расходов, возникающая у этого потребителя в связи с занием таким лицом электрической энергии, приобретённой потребителем для бытовых и (или) производственных нужд, является для потребителя убытками, а для указанного лица - неосновательным обогащением. Лицо, неосновательно обогатившееся за счет потребителя обязано возместить (компенсировать) потребителю указанные расходы в добровольном (по соглашению) либо принудительном (по решению суда) порядке.Из вышеизложенного следует, что отношения (взанмодействие) между ОАО «АК «Омскагрегат» и ОАО «ВТ» по заключенному договору аренды (соглашению), условиями когорого стороны урегулируют порядок компенсации ОАО «ВТ» части расходов, возникающих у ОАО «АК «Омскагрегат», как у потребителя электрической энергии, в связи с использованием ОАО «ВТ» электрической энергии, приобретённой ОАО «АК «Омскагрегат» для собственных производственных нужд по договору энергоснабжения № от . с ОАО «Омская энергосбьгговая компания», включая часть расходов на содержание ОАО «АК «Омскагрегат» собственных электрических сетей, приходящихся исключительно на объём собственного потребления ОАО «АК «Омскагрегат» электрической энергии (расходы, не относящиеся к регулируемой деятельности), неправомерно признаны в постановлении регулируемой деятельностью по оказанию услуг по передаче электрической энергии, осуществляемой в соответствии с обязательными требованиями, но с нарушением установленного порядка ценообразования. Согласно части 1 статьи 28.1. КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.Из пункта 1 Административного регламента проведения проверок при осуществлении регионального государственного контроля регулирования цен, тарифов, наценок, надбавок, платы и ставок, утверждённого Приказом РЭК от 16.06.2009 N 47/27, следует, что Административный регламент является нормативным правовым актом (обязательным к исполнению), который определяет сроки и последовательность действий при осуществлении проверок обоснованности величины и правильности применения регулируемых РЭК цен, тарифов, наценок, надбавок, платы, ставок, а также правильности применения тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, регулируемых органами регулирования муниципальных образований. Согласно пунктам 8, 24 Административного регламента результатом проведения проверок составление акта проверки; при выявлении нарушений, предусмотренных ст. ст. 14.6., 19.7.1 КоАП РФ, составляется протокол об административном правонарушении, рассматривается дело об административном правонарушении, и по результатам его рассмотрения выносится постановление; при проведении плановых и внеплановых проверок определяется соответствие деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требованиям нормативных актов в области регулирования тарифов. Пунктом 37 главы 8 «Оформление результатов проверки» Административного регламента предусмотрено, что юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в Комиссию в письменной форме возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений. Согласно пункту 38 главы 9 «Рассмотрение дела об административном правонарушении» при наличии признаков совершения административного правонарушения уполномоченное должностное лицо Комиссии возбуждает дело об административном правонарушении в соответствии с требованиями КоАП РФ. Таким образом, из взаимосвязи положений части 1 статьи 28.1. КоАП РФ и установленной Административным регламентом последовательности действий при осуществлении проверок что до момента истечения предусмотренного пунктом 37 Административного 15-дневного срока для предоставления проверяемым лицом в РЭК в письменной возражения в отношении акта проверки, должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, не может считать, что располагает достаточными данными, указывающими на наличие события административного правонарушения. Согласно штампу почтового отделения акт проверки от . был отправлен РЭК в адрес ОАО «АК «Омскагрегат» ., при этом в сопроводительном письме от . № № о направлении акта содержится предложение ОАО «АК «Омскагрегат» и его генеральному директору направить в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки имеющиеся возражения к акту проверки и приглашение в РЭК .. для составления протокола об административном правонарушении в отношении ОАО «АК «Омскагрегат» и его генерального директора.По вине должностных лиц РЭК акт получен канцелярией ОАО «АК «Омскагрегат» только . (четверг), а к специалистам, которым поручено составить возражения на акт проверки - .. Таким образом, по вине должностных лиц РЭК ОАО «АК «Омскагрегат» и его генеральному директору не была предоставлена возможность предоставить возражения к акту с обоснованием отсутствия события административного правонарушения.Несмотря на предъявление представителем ОАО «АК «Омскагрегат» должностному лицу РЭК, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, доказательства (почтового конверта), свидетельствующего о вышеуказанном нарушение права ОАО «АК «Омскагрегат», указанным должностным лицом в нарушение последовательности обязательных действий, предусмотренных Административным регламентом, а, следовательно, и ч. 1 статьи 28.1. КоАП РФ был составлен протокол.При этом из содержания постановления, протокола и акта не усматривается, какие конкретные положения (требования) нормативных правовых актов в области регулирования тарифов, в том числе определяющие понятие регулируемой деятельности, её осуществления регулируемыми организациями и порядокценообразования, были нарушены ОАО «АК «Омскагрегат» при урегулировании с ОАО «ВТ» вопросов использования электрической энергии в рамках договора аренды принадлежащих ОАО «АК «Омскагрегат» на праве собственности нежилых производственных помещений. На основании изложенного просит признать незаконным и отменить полностью постановление Региональной энергетической комиссии Омской области № от ., согласно которому ОАО «АК «Омскагрегат» ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, уведомлена надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомила.
Защитник Плинто И.В., действующая на основании доверенности от ., поддержала доводы жалобы по основаниям в ней изложенным. Пояснила, что ОАО «АК «Омскагрегат» заключило договор с ОАО «Омская энергосбытовая компания» на приобретение электроэнергии для своих собственных нужд. Электроэнергия - это специфический товар, необходимы сети для обеспечения поставки гарантирующим поставщиком электроэнергии до точки поставки, что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, электроустановок и эксплуатационной ответственности сторон. Для поставки электроэнергии гарантирующий поставщик заключает договор с сетевыми организациями до точки поставки. ОАО «Высокие технологии» использует электрическую энергию, приобретенную ОАО «АК «Омскагрегат» для собственных нужд, которое выставило счет по договору аренды за потребленную ОАО «"ВТ"» электроэнергию. В тариф включена стоимость до точки поставки последнему, остальные сети - ОАО «АК «Омскагрегат». Затраты на собственные нужды не могут быть включены ни в котловые, ни в сетевые тарифы. ОАО «АК «Омскагрегат» включено в реестр сетевых организаций, является котлодержателем, и заключило договор с субабонетом, чтобы энергия дошла до конечного потребителя через сети ОАО «АК «Омскагрегат». ОАО «Высокие технологии» как арендатор нежилого помещения не является субъектом отношений по передаче электроэнергии, т.к. у него нет заключенного договора с ОАО «Омская энергосбытовая компания». В связи с этим к отношениям ОАО «"ВТ"» и ОАО «АК «Омскагрегат» подлежат применению положения п. 7 постановления Правительства РФ №, и не могут быть применены положения п. 6. В договор аренды вносились изменения, в том числе соглашением от . внесены изменения в п. 5.5, где указано, что включается в переменную часть арендной платы. Просит постановление РЭК Омской области от . отменить.
Представитель Региональной энергетической комиссии Омской области ФИО2, действующая на основании доверенности от ., поддержала письменный отзыв, в котором указала, что в соответствии с первоначальной редакцией п. 5.5. договора № от . ОАО «Высокие технологии обязуется возместить фактически понесенные расходы на водоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение объектов ОАО «АК «Омскагрегат». Кроме того, в договоре предусмотрено внесение платы за услуги по передаче электроэнергии. Таким образом, исходя из правой природы заключенного договора следует, что между сторонами возникли правоотношения по передаче электрической энергии. Редакция договора от . также предусматривает оказание услуг по передаче ресурсов и возмещение расходов за содержание наружных электрических сетей. Кроме того, при выставлении счетов в адрес ОАО «Высокие технологии» кроме платы за электроэнергию взималась плата по компенсацию затрат, связанных с исполнением договора. Расшифровка компенсации утверждена ФИО1 в расчете затрат, связанных с исполнением договора аренды и включает в себя, в частности, величину возмещения затрат на содержание наружных электрических сетей. Расходы по содержанию сетей являются составной частью расходов, учитываемых при установлении тарифа на передачу электрической энергии. В соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не в праве препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это плату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электрического хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В соответствии с п. 108 постановления Правительства РФ 3 5430 от 31.08.2006 тарифы на электрическую энергию, предъявляемые к оплате ОАО «Омскэнергосбыт», являются конечными для потребителя и включают в себя стоимость электрической энергии по сетям организаций, участвующих в энергоснабжении потребителей Омской области. В нарушение указанных норм ОАО «АК «Омскагрегат» с года допустило нарушение установленного порядка ценообразования путем самостоятельного расчета и применения в отношении ОАО «Высокие технологии» платы за содержание наружных электрических сетей. Просит постановление РЭК Омской области от . оставить без изменений, жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Выслушав защитника ФИО1, представителя РЭК Омской области, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.
Согласно положениям ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 2.1. КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2).
Положениями ст. 2.4. КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Примечанием данной статьи установлено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Частью 2 статьи 14.6. КоАП РФ, предусмотрено, что занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ являются юридические лица, руководители и иные работники организаций, а также иные граждане и должностные лица, виновные в нарушении установленного законом порядка ценообразования.
Одним из главных условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Таким образом, порядок ценообразования должен быть установлен нормативно-правовым актом.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Тарифы на тепловую энергию рассчитываются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» и Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке».
Согласно Федеральному закону РФ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ» деятельность по передаче электрической энергии сторонним потребителям подлежит государственному регулированию.
На основании указа Губернатора Омской области от 28.05.2003 № 95 осуществление названных функций в Омской области возложено на Региональную энергетическую комиссию Омской области.
К энергосбытовым организациям в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» относятся организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии, оказание услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с п. 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
В соответствии с п. 49 Методических указаний расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Расчет единых котловых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, производится на основе необходимой валовой выручки (ПВВ), рассчитанной для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения регулируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
На основании распоряжений РЭК Омской области от . № (л.д. 32-35) главными специалистами контрольно-ревизионного отдела Региональной энергетической комиссии Омской области П., Ш. главным специалистом отдела регулирования электрической отрасли П. с . по . проведена проверка деятельности ОАО «АК «Омскагрегат» по вопросу соблюдения установленного порядка ценообразования, регулирования и применения цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям в годах.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от . № (л.д. 36-50).
В ходе проверки установлено, что ОАО «АК «Омскагрегат» владеет и пользуется электрооборудованием, передаточными устройствами, участвующими в передаче электрической энергии в соответствии с договором о создании общества от . и актом приёма-передачи от ..
Электроснабжение общества осуществляется от подстанции кВ «Центральная» ЗЭС филиала ОАО «МРСК Сибири - «Омскэнерго».
ОАО «АК «Омскагрегат» заключило договор с ОАО «АК «Омсюнерго» об организации передачи электрической энергии через технические устройства сетей ТСО от . №.№ и договор с ОАО «МРСК Сибири» об оказании услуг по передаче электрической энергии от . №
Поставка электрической энергии конечным потребителям осуществляется согласно договору возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии между ОАО «АК «Омскагрегат» и ОАО «Омская энергосбытовая компания» от . №
Проверкой также установлено, что между ОАО «АК «Омскагрегат» и ОАО «"ВТ"» . заключен договор аренды №. Согласно указанному договору и соглашению от . о внесении изменений в договор аренды от . № арендная плата (статья 5 договора аренды) состоит из двух частей: постоянной и переменной.
Постоянная часть арендной платы за один месяц устанавливается в размере фиксированной суммы за арендуемые помещения и оборудование, указанные в приложениях к договору аренды от . №.
Переменная часть арендной платы - возмещение фактически понесённых ОАО «АК «Омскагрегат» расходов на обеспечение объектов (оборудования) коммунальными услугами, которые включают в себя:
- общую стоимость фактического потребления коммунальных услуг объектами (оборудованием) за месяц (водопотрсбление, водоотведение, тепло-электроснабжение, включая услуги по передаче указанных ресурсов), обеспечение их телефонной связью;
- часть фактических собственных затрат ОАО «АК «Омскагрегат» на содержание наружных сетей водопровода, канализации и электрических сетей, приходящаяся на объём фактического потребления объектами (оборудованием) коммунальных услуг. Виды коммунального обслуживания, затраты по которым ежемесячно формируют переменную часть арендной платы, указываются в соответствующей расшифровке, которая оформляется в виде приложения к акту, подтверждающему оказание услуг по аренде, предусмотренному настоящим договором от . №. Размер переменной части ежемесячно определяется ОАО «АК «Омскагрегат» на основании счетов, выставляемых организациями, оказывающими ему коммунальные услуги и расчётов возмещения фактических затрат ОАО «АК «Омскагрегат» на содержание наружных сетей водопровода, канализации и тепло-электрических сетей (компенсация затрат, связанных с исполнением договора аренды).
При проверке расчётов по договору от . № между ОАО «АК «Омскагрегат» и ОАО «"ВТ"» установлено, что общество кроме перевыставления счетов на оплату за фактически потреблённую электрическую энергию по тарифам ОАО «Омсюнергосбыт», что подтверждается счетами-фактурами, актами выполненных работ, выставленными ОАО «Омскэнергосбыт» в адрес общества, расшифровками переменой части арендной платы по договору от . №, предъявляет к оплате арендатору - ОАО «"ВТ" самостоятельно рассчитанную сумму компенсации затрат за содержание наружных электрических сетей.
Данные расчёты компенсации затрат по содержанию наружных электрических сетей рассчитывались заявителем ежемесячно в течение годов на приходящийся фактический объём потребления ОАО «Высокие технологии» электрической энергии. Расчёты утверждались общества ФИО1. В состав платы за содержание наружных электрических сетей включались следующие статьи затрат: заработная плата основных рабочих, страховые взносы, амортизация, потери по регулируемым ценам ( потери по нерегулируемым ценам текущий и капитальный ремонт, услуги сторонней организации общепроизводственные расходы.
При этом в соответствии с п. 17-19 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, пунктом 22 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на рознивдом (потребительском) рынке, утверждённых приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-Э/2 данные статьи расходов являются составляюшцми тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Омской области.
Сумма затрат на содержание наружных электрических сетей, предъявленных ОАО «АК «Омскагрегат» и оплаченных ОАО «"ВТ"» за период с года по года, составила руб. (без НДС).
Факт выставления счетов ОАО «АК «Омскагрегат» и оплаты ОАО "ВТ"» по договору аренды от . №, в том числе за содержание наружных электрических сетей ОАО «АК «Омскагрегат» за период с года по года подтверждается расчётами компенсации затрат, связанных с исполнением договора аренды № от . распределением электропотребления и услуг между организациями; расшифровками переменной части арендной платы по договору от . №, содержащими суммы затрат по исполнению настоящего договора аренды, в том числе за содержание наружных электрических сетей; счетами-фактурами за период с . по .; актами сверки взаимных расчетом за 1, 2 кварталы 2011 года между ОАО «АК «Омскэнерго» и ОАО «"ВТ"».
Протокол № об административном правонарушении от . в отношении ОАО «АК «Омскагрегат» ФИО1, составлен уполномоченным лицом - главным специалистом контрольно-ревизионного отдела РЭК П. и соответствует требованиям действующего административного законодательства (л.д. 19-21).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем председателя РЭК Омской области . вынесено постановление № о назначении административного наказания о признании ОАО «АК «Омскагрегат» ФИО1 виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ (л.д. 11-18).
Довод ФИО1 и ее защитника о том, что заявитель не может быть привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, поскольку ОАО «АК «Омскагрегат» не является поставщиком электрической энергии исходя из положений действующих нормативных актов, т.к. у ОАО «"ВТ"» не заключен договор купли-продажи электроэнергии, судом отклоняется, поскольку согласно указанному выше договору с учетом соглашений о внесении изменений, заключенным между возглавляемым заявителем предприятием и сторонним потребителем - ОАО «"ВТ"», между сторонами сложились договорные отношения по передаче электрической энергии, однако тарифы, взимаемые ОАО «АК «Агрегат» с потребителя, РЭК Омской области не утверждались.
Заявитель утверждает, что отсутствует событие правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, поскольку у ОАО «"ВТ"» отсутствует статус потребителя электроэнергии, тогда к регулируемой деятельности ОАО «АК «Омскагрегат» относится деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии лицам, приобретающим электрическую энергию у ОАО «Омская энергосбытовая компания».
В данной части суд приходит к следующему выводу.
К энергосбытовым организациям в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» относятся организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.
В рассматриваемом случае ОАО «АК «Омскагрегат», приобретая электрическую энергию у сбытовой организации на границе своих сетей, передавало ее в точки подключения потребителя, осуществляя деятельность по передаче электрической энергии. При этом ОАО «АК «Омскагрегат» в период с года по года допустило нарушение установленного порядка ценообразования, путем самостоятельного расчета и применения в отношении ОАО «"ВТ"» платы за содержание наружных электрических сетей.
Доводы стороны защиты, что полученная ОАО «"ВТ" является электроэнергией для собственного потребления ОАО «АК «Омскагрегат» суд находит не состоятельными, поскольку они опровергаются представленными и исследованными материалами, которые указывают на выставление расчетов компенсации затрат по содержанию наружных электрических сетей, статьи расходов которых являются составляющими тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Омской области. При этом выручка от выставления платы на содержание наружных электрических сетей в отношении ОАО «"ВТ"» составила с года по года руб. (без НДС).
Приказами РЭК Омской области от 10.11.2009 № 257/66 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год», от 29.12.2010 № 337/70 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2011 год» установлены на 2010-2011 годы единые (котловые) и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Омской области.
В соответствии с п. 108 постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 520 «об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» тарифы на электрическую энергию, предъявляемые ОАО «Омскэнергосбыт» к оплате, являются конечными для потребителя и включают в себя стоимость электрической энергии и единые (котловые) тарифы на передачу электрической энергии по сетям организаций, участвующих в энергоснабжении потребителей Омской области.
В данном случае сторона защиты, указывая на отсутствие заключенного договора ОАО «"ВТ"» с поставщиком электроэнергии не отрицала факт получения ОАО «"ВТ" электрической энергии. Наличие либо отсутствие заключенного договора купли-продажи (поставки) электрической энергии или энергоснабжения при фактическом получении электроэнергии при указанных обстоятельствах не влияет на квалификацию действий ФИО1 по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ
Учитывая указанное, ФИО1, как ОАО «АК «Омскагрегат», подписавшая вышеуказанные расчеты компенсации затрат, связанных с исполнением договора аренды № от ., распределение электропотребления и услуг между организациями, расшифровки переменной части арендной платы по договору от . №, счета фактуры, акты выполненных работ, платежные поручения, является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае судом установлено, что заявитель не предпринял необходимых мер по соблюдению действующего законодательства об установлении тарифов, что свидетельствует о виновности ОАО «АК «Омскагрегат» ФИО1 в совершении правонарушении, выразившегося в осуществлении деятельности по передаче электрической энергии сторонним потребителям по тарифам, не утвержденным РЭК Омской области.
Учитывая изложенное, основания для отмены постановления РЭК Омской области от . № и удовлетворения жалобы ОАО «АК «Омскагрегат» ФИО1 отсутствуют.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 2.9., ч.1 ст. 29.10., ст. 30.6., п.1 ч.1 ст. 30.7. и ст.30.8. КоАП РФ, суд
р е ш и л:
Постановление Региональной энергетической комиссии Омской области от . № о признании отрытого акционерного общества «Акционерная Компания «Омскагрегат» ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения и назначения ей наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей оставить без изменения, жалобу открытого акционерного общества «Акционерная Компания «Омскагрегат» ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение десяти суток со дня со дня вручения или получения копии решения.
Решение вступило в законную силу 06.03.2012