Оренбургский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Оренбургский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
судья Суханова Л.А. дело № 12-80/2011
РЕШЕНИЕ
23 июня 2011 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Беляковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании протест Орского межрайонного природоохранного прокурора Б.В.А. на постановление судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 19 мая 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «Новотроицкий завод хромовых соединений»,
установил:
Орской межрайонной природоохранной прокуратурой в период с 11 апреля 2011 года по 10 мая 2011 года проведена внеплановая проверка по обращению руководителя Росприроднадзора по Оренбургской области по факту несоблюдения открытым акционерным обществом «Новотроицкий завод хромовых соединений» (далее по тексту – ОАО «НЗХС»), расположенным по адресу: Оренбургская область, г. Новотроицк, ул. , требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что ОАО «НЗХС» основными видами деятельности является производство хромовых соединений, пигментов, сульфата натрия, лакокрасочной продукции и товаров народного потребления, а также выпуск металлического хрома и внешнеэкономическая деятельность. ОАО «НЗХС» получена лицензия от 10 января 2008 года № на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Согласно данным статистической отчетности 2-ТП (отходы) за 2010 год на ОАО «НЗХС» обезврежено 9 видов отходов 3-4 класса опасности: автомобильные масляные фильтры отработанные неразобранные; опилки древесные; загрязненные минеральными маслами (содержание масел не менее 15%); отходы бумаги и картона с пропиткой и покрытиями (воздушные фильтры); обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%); текстиль загрязненный (спецодежда); текстиль загрязненный (контейнеры тканевые); текстиль загрязненный (ткани фильтровальные); отходы бумаги и картона (тара бумажная загрязненная); отходы затвердевшего полипропилена (полипропиленовые мешки).
Обезвреживание данных отходов осуществлено путем сжигания в прокалочной печи. Лицензия на указанный вид деятельности – обезвреживание (сжигание) отходов производства у ОАО «НЗХС» отсутствует.
По результатам поверки 11 мая 2011 года Орским межрайонным природоохранным прокурором возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ОАО «НЗХС» по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. Материалы дела об административном правонарушении направлены на рассмотрение по подведомственности в Новотроицкий городской суд Оренбургской области.
Постановлением судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 19 мая 2011 года производство по делу в отношении ОАО «НЗХС» прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
В протесте, принесенном в Оренбургский областной суд, Орский межрайонный природоохранный прокурор просит об отмене постановления судьи и направлении дела на новое рассмотрение в тот же суд.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы протеста, заслушав Ж.А.Н., Б.А.В., действующих в интересах ОАО «НЗХС», возражавших против удовлетворения протеста, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Статьей 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии.
В соответствии с подп. 74 п. 1 указанной статьи деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1 - 4 класса опасности подлежит лицензированию.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 309 – ФЗ) с 01 июля 2009 года под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов, т.е. из понятия «обращение с отходами» исключена деятельность, в процессе которой образуются отходы.
Таким образом, с 01 июля 2009 года законодатель фактически вывел лиц, не занимающихся специальной деятельностью по обращению с отходами, из состава субъектов ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
Из анализа выше указанных правовых норм следует, что необходимость получения указанной лицензии ставится в зависимость от осуществления специализированной организацией деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Само по себе осуществление хозяйствующим субъектом деятельности, в результате которой образуются опасные отходы, не влечет необходимости получения им такой лицензии.
Судьей районного суда установлено и подтверждается материалами дела, что деятельность ОАО «НЗХС» не связана ни с одним из видов деятельности по обращению с отходами, подлежащих лицензированию в соответствии с п. 74 ст. 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Накопление и временное размещение, частичное обезвреживание опасных отходов не является целенаправленной самостоятельной деятельностью ОАО «НЗХС»; опасные отходы, обращение с которыми имеет место, образованы в результате производственной деятельности самого ОАО «НЗХС».
Доказательств осуществления ОАО «НЗХС» такого вида предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, как выполнение работ по обезвреживанию опасных отходов, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах вывод судьи районного суда об отсутствии у ОАО «НЗХС» обязанности иметь лицензию на осуществлении деятельности по обезвреживанию (сжиганию) отходов 1 - 4 класса опасности является правильным.
Оснований к отмене постановления судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 19 мая 2011 года по протесту Орского межрайонного природоохранного прокурора не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
В удовлетворении протеста Орского межрайонного природоохранного прокурора Б.В.А. отказать.
Постановление судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 19 мая 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «Новотроицкий завод хромовых соединений» оставить без изменения.
Судья Оренбургского
областного суда Каширская Е.Н.