ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-801/2021 от 16.08.2021 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело №12-801/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Йошкар-Ола 16 августа 2021 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Касаткина Т.Н., рассмотрев жалобу ООО «УК Первая» на постановление административной комиссии в городе Йошкар-Оле от 29 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», в отношении

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением административной комиссии в городе Йошкар-Оле ООО «УК Первая» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», выразившегося в нарушении п.2.2 Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22.11.2017 №569-IV, в том, что 15 июня 2021 года в 18 часов 00 минут ООО «УК Первая» не организовало работы по уборке прилегающей территории к дому по адресу: <адрес>, у дома (со стороны проезжей части) и за контейнерной площадкой во дворе по вышеуказанному адресу, навалы порубочных остатков (веток).

Не согласившись с данным постановлением, ООО «УК Первая» обратилось в суд с жалобой, в которой просит вышеназванное постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано, что постановление является незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Как следует из технического паспорта на многоквартирный дом по адресу: <адрес>, площадь под жилыми строениями составляет 453, 22 кв.м. В публичной кадастровой карте содержится информация о том, что площадь земельного участка под многоквартирным домом по названному адресу (кадастровый ) составляет 445, 6 кв.м. Земельный участок под домом сформирован по его отмостку.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», контейнерной площадкой, которая прикреплена к адресу: <адрес>, пользуются жители ряда многоквартирных домов, в том числе <адрес>, который ООО «УК Первая» не обслуживает.

С территории, прилегающей к какому многоквартирному дому, перенесены порубочные остатки (ветки) на территорию, прилегающую к дому и к контейнерной площадке, административная комиссия не установила.

В п.230 реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» указано, что собственником места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>, является администрация городского округа «Город Йошкар-Ола».

В открытом доступе имеется муниципальный контракт на содержание межквартальных, внутриквартальных проездов дворовых территорий в
городском округе «Город Йошкар-Ола» в 2021 году (), по условиям которого МУП «Город» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» по мере необходимости должно производить сбор и вывоз мусора для утилизации на полигонах (п.6 приложения №1 к техническому заданию). В маршрут 13 квартал 1 входит многоквартирный <адрес>. Цена Контракта на выполнение работ определена по результатам проведенного аукциона в электронной форме и составляет 13000000 руб. Срок выполнения работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, выбран способ управления непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме. Организацией, осуществляющей оказание услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме выбрано ООО «Домоуправление-1» (после переименования в сентябре 2018 года ООО «УК Первая»). С 01.01.2019 собственники помещений в многоквартирном доме перешли на прямые договоры с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом из размера обязательных платежей на содержание общего имущества исключены расходы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Департамент государственного жилищного надзора Республики Марий Эл письмом от ДД.ММ.ГГГГ напоминал руководителям управляющих организаций о проведении реформы в области обращения с отходами и необходимости исключения с ДД.ММ.ГГГГ из состава платы за содержание жилого помещения стоимости услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. Аналогичное письмо поступало в управляющую организацию от Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (исх. от ДД.ММ.ГГГГ).

ООО «УК Первая» является организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами, а также обслуживающей общее имущество собственников помещений многоквартирных домов, выбравших непосредственный способ управления.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в т.ч. земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно п.1 ст.24.6. Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В силу п.4 ст.24.7 указанного федерального закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и сходятся места их накопления.

В силу указанных положений все собственники твердых коммунальных отходов, а именно собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, заключают договор на оказание услуг по обращению с коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Данная норма существенным образом дополняется положениями п.5 ст.30 ЖК РФ, в соответствии с которой собственник жилого дома или его части обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, обязанность заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами лежит только на собственниках помещений в многоквартирных домах и собственниках частных домовладений, а также на юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих свою деятельность в помещениях многоквартирных домов и индивидуальных домовладений. Указанный вывод содержится в письмах Минприроды России от 11.12.2018 «О региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами» и от 29.11.2018 «О реализации положений Закона №89-ФЗ», а также подтверждается требованиями действующего законодательства.

Перечень отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам, определен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 №242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов».

Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг -делению» (код 7 30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие отходы, относящиеся к твердым коммунальным отходам: отходы жилищ; отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам; растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам.

Таким образом, правовых оснований для привлечения ООО «УК Первая» к административной ответственности за то, что не были организованы работы по уборке порубочных остатков (веток) с территории прилегающей к контейнерной площадке, не входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном <адрес>, не имеется.

При наличии прямых договоров собственников помещений в многоквартирных домах с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «УК Первая» не должно организовывать работы по уборке порубочных остатков - отходов, образующихся при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, в результате жизнедеятельности многоквартирного дома как единого комплекса недвижимого имущества, с территории, прилегающей к контейнерной площадке. Денежные средства получает региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, именно региональный оператор обязан выполнить эти работы. Вины ООО «УК Первая» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-3 «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», не имеется.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ директором ООО «УК Первая» является ФИО2, имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Законный представитель ООО «УК Первая» ФИО2 не явился в суд, извещен надлежащим образом, поэтому полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Защитник ООО «УК Первая» ФИО3 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) доводы и требования жалобы поддержала, просила постановление административной комиссии в городе Йошкар-Оле от 29 июня 2021 года отменить, производство по делу прекратить, поскольку ООО «УК Первая» незаконно привлечено к административной ответственности при наличии другого субъекта правонарушения, которое должно нести административную ответственность по ч.1 ст.18 Закона РМЭ №43-З, в силу заключенного с ним муниципального контракта на содержание межквартальных, внутриквартальных проездов дворовых территорий. Кроме того, административная комиссия не установила, какое юридическое лицо произвело порубку веток и с какой целью. ООО «УК Первая» данную порубку не осуществляло, ответственность за содержание контейнерной площадки не несет, плату за сбор и вывоз мусора (ТКО) не получает с ДД.ММ.ГГГГ. Данной контейнерной площадкой пользуются также жители других домов, которых обслуживают другие управляющие компании. Административная комиссия вынесла постановление на непроверенных данных.

От представителя административной комиссии в городе Йошкар-Оле, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, поступило заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие, поэтому считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие данного лица.

Проверив доводы жалобы, выслушав участника процесса, изучив материалы административного дела , прихожу к следующему.

Частью ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43 «Об административных правонарушениях в Республики Марий Эл» установлена административная ответственность за неисполнение решений, принятых на местном референдуме, на собраниях (сходах) граждан, а также решений органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий, если указанные действия не влекут ответственность по иным статьям настоящего Закона.

Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

Решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от ДД.ММ.ГГГГ-VI утверждены Правила благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола».

В соответствии с п.п.2.2 Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22.11.2017г. , физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм обязаны осуществлять содержание и уборку отведенной территории, территории земельного участка, принадлежащего им на праве собственности, ином вещном либо обязательственном праве (правообладатели земельных участков), а также содержание зданий, строений, сооружений, ограждений, фасадов, вывесок, входных групп, информационных и рекламных конструкций, а также содержание и уборку прилегающих территорий в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.

Согласно п.п.5 п.2.8 Правил благоустройства, юридическим и физическим лицам запрещается организовывать свалки мусора, отходов производства и потребления, грунта, снега в местах, не установленных для этих целей администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола».

В отношении ООО «УК Первая» ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43.

Из текста протокола об административном правонарушении и обжалуемого постановления следует, что в результате бездействия со стороны ООО «УК Первая» нарушен п.2.2 Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от ДД.ММ.ГГГГ-VI, а именно в том, что ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 00 минут ООО «УК Первая» не организовало работы по уборке прилегающей территории к дому, по адресу: РМЭ, <адрес>: у дома (со стороны проезжей части) и за контейнерной площадкой во дворе по вышеуказанному адресу навалы порубочных остатков (веток).

Как указано в постановлении вина ООО «УК Первая» в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; материалом управления городского хозяйства ГО «<адрес>», указывающим на достаточные данные о наличии события правонарушения и содержащим описание обстоятельств, произошедших событий.

Кроме этого в материалах дела, представленного административным органом, имеется письмо от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное главному специалисту отдела контроля администрации города, подписанное и.о. начальника ООО «УК Первая», в котором юридическое лицо на требование от ДД.ММ.ГГГГ об организации работ по устранению нарушения Правил благоустройства (по уборке прилегающей территории к <адрес>) сообщает о проведении мероприятий по уборке порубочных остатков (веток) около <адрес>.

Согласно протоколу о рассмотрении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, представитель по доверенности ООО «УК Первая» ФИО4 поясняла на заседании комиссии, что юридическое лицо делало обрезку деревьев, ветки лежали около дома, потом их перенесли к контейнерной площадке, на момент проверки все было убрано (представлен акт выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, представители юридического лица не отрицали обязанность ООО «УК Первая» по уборке прилегающей к <адрес> территории (в соответствии с Правилами благоустройства), а также подтвердили, что порубку веток деревьев организовало данное юридическое лицо.

При таких обстоятельствах административный орган обоснованно признал ООО «УК Первая» виновным в совершении вышеуказанного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», т.к. данное юридическое лицо имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем считаю необходимым исключить из постановления административной комиссии указание на навалы порубочных остатков (веток) за контейнерной площадкой, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства в подтверждение выводов об обязанности ООО «УК Первая» содержать данную площадку либо вывозить с ее территории ТКО, к которым также отнесены отходы, образующиеся при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками.

Выявленные в ходе проверки нарушения Правил благоустройства свидетельствуют о том, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него своевременные меры по соблюдению положений указанных Правил. Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих выполнению установленных законом обязанностей, заявителем не предоставлено.

Наказание юридическому лицу назначено в соответствии с требованиями ст.3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл».

В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны были истолкованы в пользу заявителя, материалы дела не содержат.

Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, не опровергают установленных обстоятельств и не влияют на законность принятого административным органом постановления.

Несогласие заявителя с установленными административным органом фактическими обстоятельствами совершенного административного правонарушения, не является основанием для отмены постановления, отвечающего требованиям норм материального и процессуального права.

Ссылку в мотивировочной части постановления на ч.2 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-З суд расценивает как техническую ошибку (описку), что также следует из текста обжалуемого постановления, юридическое лицо привлечено к административной ответственности по соответствующей статье закона РМЭ (ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-З), которая также была указана в протоколе об административном правонарушении.

Оценив в совокупности все представленные доказательства, прихожу к выводу, что постановление о назначении ООО «УК Первая» административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере соответствует требованиям закона и характеру совершенного правонарушения, оснований для его отмены или изменения не имеется.

На основании п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

С учетом вышеизложенного постановление административной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изменению.

Руководствуясь ст.30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление Административной комиссии в г. Йошкар-Оле от ДД.ММ.ГГГГ о признании ООО «УК Первая» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18 Закона РМЭ от 04.12.2002г. -З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», изменить: исключить из описательно-мотивировочной части постановления указание на навалы порубочных остатков (веток) за контейнерной площадкой во дворе <адрес>.

В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу ООО «УК Первая» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья - Т.Н. Касаткина