ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-801/23 от 31.12.9999 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

                                                                                    Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 12-801/23/2011год.

РЕШЕНИЕ

город Нижний Новгород [ 00.00.0000 ] 

Судья Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода Пырьев Е.М., с участием представителя Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.2 (по доверенности), рассмотрев жалобу Ф.И.О.1 на постановление [ № ] от [ 00.00.0000 ]  по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 ч.2 КоАП РФ, вынесенное руководителем МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.3 в отношении

Ф.И.О.1, [ 00.00.0000 ]  года рождения, уроженки [ адрес ], гражданки РФ, состоящей в должности директора ООО «Евродом», зарегистрированной и проживающей по адресу: [ адрес ],

УСТАНОВИЛ:

Постановлением [ № ] от [ 00.00.0000 ]  Ф.И.О.1 привлечена к административной ответственности по ст.15.27 ч.2 КоАП РФ и на нее наложено взыскание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

[ 00.00.0000 ]  в Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода поступила жалоба Ф.И.О.1 на указанное постановление, в которой заявитель просит постановление от [ 00.00.0000 ]  отменить, освободить Ф.И.О.1 от административной ответственности за истечением сроков давности.

В обосновании жалобы указав, что ООО «Евродом» зарегистрировано в качестве юридического лица в [ 00.00.0000 ]  [ адрес ], оно должно было утвердить правила внутреннего контроля не позднее [ 00.00.0000 ] . и направить их на согласование в соответствующий орган в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения. Согласно приказу Росфинмониторинга от [ 00.00.0000 ]  [ № ] «Об утверждении формы карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, при подаче в управление карты постановки на учет указываются сведения о должностном лице, ответственном за соблюдение правил внутреннего контроля. Указанный документ подписывается руководителем организации. Подпись руководителя, содержащаяся в карте учета, удостоверяется нотариально. Таким образом, обязанность по назначению должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ их осуществления, неразрывно связана с обязанностью по утверждению правил внутреннего контроля. Исходя из смысла указанных выше правовых норм в их совокупности обязанность как по утверждению правил внутреннего контроля, так и по назначению должностных лиц, ответственных за их соблюдение, Общество, и соответственно, его руководитель, должны были исполнить не позднее [ 00.00.0000 ]  [ адрес ] того, [ 00.00.0000 ]  руководителем ООО было получено уведомление, где предложено незамедлительно представить правила внутреннего контроля в Росфинмониторинг. Данные обстоятельства подтверждаются уведомлением. Директором, как специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, Общества данная обязанность не исполнена в установленный законом срок. Поэтому действия директора содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ. Однако совершение данного административного правонарушения следует считать оконченным с момента истечения срока утверждения правил и назначения должностных лиц, исчисляемого с даты государственной регистрации юридического лица. В связи с указанными обстоятельствами привлечение к административной ответственности, как и возбуждение дела об административном правонарушении в пределах срока давности, является несостоятельным. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. Поэтому вменяемое административное правонарушение считается оконченным в момент установленных законодательством сроков утверждения правил внутреннего контроля. Обстоятельство того, что административное правонарушение было выявлено [ 00.00.0000 ]  в ходе прокурорской проверки, не может служить основанием квалификации административного правонарушения как длящегося.

В судебное заседание заявитель Ф.И.О.1 не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, ходатайство о рассмотрении жалобы в её отсутствие не представила.

При указанных обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с положениями ст.25.1 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Росфинмониторинга по ПФО просил суд жалобу Ф.И.О.1 оставить без удовлетворения.

Суд, выслушав мнение представителя Росфинмониторинга по ПФО, изучив доводы жалобы, а также материалы дела об административном правонарушении в отношении директора ООО «Евродом» Ф.И.О.1 приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 30.6 ч.3 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В результате проведения проверки деятельности ООО «Евродом» установлено, что ООО «Евродом» относится к организациям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. [ адрес ] установлено, что в ООО «Евродом» внутренних организационных мер в целях ПОД/ФТ, осуществление которых вменено в обязанности п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ не предпринимается, что выражается в отсутствии на момент проверки правил внутреннего контроля и назначенного ответственного лица за исполнением программ внутреннего контроля (стр.2 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от [ 00.00.0000 ] ). В выявленных нарушениях прокуратурой [ адрес ] установлена вина должностного лица - директора ООО «Евродом» Ф.И.О.1 Следовательно, директором ООО «Евродом» Ф.И.О.1 не исполнены требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела МРУ Росфинмониторинга по ПФО вынесено постановление N 04-11/222/2 от [ 00.00.0000 ]  о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В соответствии со ст.5 Федерального Закона от [ 00.00.0000 ]  № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ, внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Согласно ст. 4 Федерального закона №115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган.

В соответствии со ст.7 Федерального закона №115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации (п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); вставать на учет в уполномоченном органе (п.9 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ), идентифицировать клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего постановления операций с участием этих лиц (п. 10 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ); разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ).

Директором Ф.И.О.1 в ООО «Евродом» внутренний контроль не организован, что подтверждается материалами проверки.

Документы, свидетельствующие об обратном, на момент проведения и на момент составления протокола отсутствовали.

Статьей 4 Федерального закона № 115-ФЗ установлена для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанность по обеспечению постоянной реализации мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

К указанным мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся организация и осуществление внутреннего контроля.

Статья 3 Федерального закона № 115-ФЗ дает полное и исчерпывающее понятие не только организации внутреннего контроля, но и осуществлению внутреннего контроля:

- организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ;

- осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

Меры по ПОД/ФТ по смыслу закона и исходя из целей Федерального закона № 115-ФЗ растянуты во времени и должны реализовываться организациями на постоянной основе, разработка, согласование с надзорным органом и последующее соблюдение правил внутреннего контроля не являются единичными действиями, которые должны быть совершены единократно в ограниченный период времени, в противном случае цель о создании организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, эффективной системы внутреннего контроля достигнута не будет и повлечет за собой повышенные риски легализации преступных доходов, и финансирования терроризма.

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Согласно ч.2 ст.4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Как установлено органами прокуратуры, а также получило свое подтверждение при рассмотрении административного дела, Обществом в течение длительного времени не принималось мер по организации и осуществлению внутреннего контроля, в частности, по разработке правил внутреннего контроля, соответствующих действующему законодательству РФ в сфере ПОД/ФТ и согласованию их с Росфинмониторингом.

В соответствии с представленными материалами дела, ООО «Евродом» было известно о необходимости совершения действий, направленных на согласование в уполномоченном органе правил внутреннего контроля, поскольку с [ 00.00.0000 ]  Общество состоит на учета в Росфинмониторинге и получало уведомление Росфинмониторинга о необходимости разработки Правил внутреннего контроля, данные факты подтверждаются материалами административного дела и не оспариваются заявителем, вместе с тем, в ООО «Евродом» в течении длительного времени не предпринимались внутренние организационные меры в целях исполнения требований п.2 ст.7 Федерального закона.

Отсутствие в течение длительного времени правил внутреннего контроля, соответствующих действующему законодательству РФ в сфере ПОД/ФТ, свидетельствует об отсутствии организации и осуществления внутреннего контроля в Обществе и ведет к повышенным рискам в сфере легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.

Таким образом, ООО «Евродом» в течение длительного времени игнорировало требования Федерального закона №115-ФЗ и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Следовательно, правонарушение, выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренной законом обязанности по принятию внутренних организационных мер в установленных Федеральным законом №115-ФЗ целях является длящимся.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Факт обнаружения административного правонарушения, совершенного ООО «Евродом» правонарушения был отражен в постановлении о возбуждении административного дела [ 00.00.0000 ] .

Таким образом, постановление о назначении административного наказания от [ 00.00.0000 ]  [ № ] в отношении ООО «Евродом» было вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Довод заявителя ООО «Евродом» Ф.И.О.1 на принятия решения об исключении вида деятельности из уставных документов Общества признается судом несостоятельным, поскольку не может являться основанием для освобождения от административной ответственности.

В соответствии с п.1 ст.2.1 КоАП РФ и п.1 ст. 1.4 КоАП РФ, статус лица, как субъекта правонарушения, определяется на момент совершения правонарушения, а не на момент привлечения к ответственности, поэтому внесение в последующем изменений в уставные документы на осуществление посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества после рассмотрения материалов административного дела МРУ Росфинмониторинга по ПФО не исключает это лицо из числа субъектов административной ответственности за нарушения, совершенные в период, когда на него были возложены обязанности, установленные законодательством.

Таким образом, факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ, установлен и отражен в постановлении прокуратуры [ адрес ] [ 00.00.0000 ] , т.е. до момента внесения изменений в устав ООО «Евродом».

Директор ООО «Евродом» Ф.И.О.1 не исполнила требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля.

Статьей 15.27 ч.2 УК РФ предусмотрена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с решением учредителя ООО «Евродом» [ № ] от [ 00.00.0000 ]  и иных учредительных документов единоличным исполнительным органом и лицом, осуществляющим руководство текущей деятельностью Общества, является директор Ф.И.О.1

Таким образом, Ф.И.О.1, осуществляя текущее руководство деятельностью ООО «Евродом» в силу действующего законодательства и учредительных документов должна была обеспечить соблюдение возглавляемой организацией требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации доходов, полученных, преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, но не предпринял все необходимые организационные меры по соблюдению требований законодательства, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.27 ч.2 КоАП РФ.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в постановлении по делу об административном правонарушении от [ 00.00.0000 ]  должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО верно установлены фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения, вина Ф.И.О.1 в несоблюдении требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля, установлена и объективно подтверждается материалами дела. Обжалуемое постановление вынесено надлежащим лицом с учетом требований ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ после исследования обстоятельств по делу. Назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи.

Процессуальных нарушений со стороны должностных лиц МРУ Росфинмониторинга по ПФО, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.

Обжалуемое постановление вынесено надлежащим лицом с учетом требований ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ после исследования всех доказательств, имеющихся в материалах дела, которые полно и всесторонне сопоставлены и оценены в совокупности, что соответствует положениям ст.26.11 КоАП РФ.

Вид и размер наказания Ф.И.О.1 назначены в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ в размерах, предусмотренных санкцией ст. 15.27 ч.2 КоАП РФ.

Оснований для отмены постановления руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от [ 00.00.0000 ]  не имеется.

При указанных обстоятельствах в удовлетворении жалобы директора ООО «Евродом» Ф.И.О.1 следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л

Жалобу Ф.И.О.1 оставить без удовлетворения.

Постановление [ № ] от [ 00.00.0000 ]  по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 ч.2 КоАП РФ в отношении директора ООО «Евродом» Ф.И.О.1 – без изменения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.М.Пырьев