ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-802/20 от 27.11.2020 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кострома 27 ноября 2020 года

Судья Свердловского районного суда г. Костромы Кулакова Т.С., с участием

лица, привлекаемого к административной ответственности, несовершеннолетнего ФИО1,

его законного представителя ФИО2,

представителя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Костромы ФИО5, доверенность от <дата>,

помощника прокурора г.Костромы ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя несовершеннолетнего ФИО1ФИО2 на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Кострома от 13.08.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.6.1 ч.2 КоАП РФ, в отношении несовершеннолетнего ФИО1, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, находящегося в <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Кострома от 13.08.2020 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6.1 ч.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 500 рублей.

Определением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Кострома от 13.08.2020 года штраф в размере 15 500 рублей взыскан с законного представителя несовершеннолетнего ФИО1ФИО2.

Будучи несогласным с вынесенным постановлением о назначении административного наказания, законный представитель несовершеннолетнего ФИО1ФИО2 в установленный законом 10-дневный срок с момента получения копии постановления обратился с жалобой, в которой просил постановление отменить, указав, что в настоящее время официально не трудоустроен, сумма штрафа является для него слишком большой.

В судебном заседании законный представитель несовершеннолетнего ФИО2 и несовершеннолетний ФИО1 жалобу поддержали по изложенным в ней доводам. Указали, что ФИО1 до задержания не работал, учился, собственного источника дохода не имел, находился на иждивении у родителей. Совокупных доход их семьи соизмерим с размером назначенного штрафа. Несовершеннолетний ФИО1 пояснил, что впервые привлекается к ответственности за нарушение масочного режима, ранее привлекался к административной ответственности по ст.20.6.1 ч.1 КоАП РФ в связи с нарушением правил самоизоляции.

Представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Костромы ФИО5 возражала против удовлетворения жалобы, пояснила, что повторность совершения ФИО1 правонарушения по ст.20.6.1 КоАП РФ подтверждается представленными материалами, поскольку он и до 18.06.2020 года привлекался к административной ответственности по ст.20.6.1 ч.1 КоАП РФ. Не смогла объяснить, по какой причине в обжалуемом постановлении указано только на привлечение 18.06.2020 года.

Помощник прокурора г.Костромы Левченко А.В. просила жалобу оставить без удовлетворения.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Согласно пп. б п. 3 указанных Правил при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пунктам "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусматривает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Распоряжением губернатора Костромской области от 17.03.2020 г. N 128-р «О введении режима повышенной готовности с целью недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-NCOV) на территории Костромской области» с 18.00 часов 17 марта 2020 года на территории Костромской области введен режим повышенной готовности.

В соответствии с п.4.1 Постановления Губернатора Костромской области № 43 от 04.04.2020 «Об особом порядке передвижения лиц и транспортных средств в условиях введения режима повышенной готовности с целью недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCOV) на территории Костромской области» (в редакции, действовавшей на 19.06.2020 года), с 20.04.2020 года граждане обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при поездках в общественном транспорте, такси, при посещении вокзалов, зданий, строений (помещений в них), иных мест с пребыванием людей.

Исходя из приведенных выше требований законодательства, неисполнение обязанности использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при поездках в общественном транспорте, такси, при посещении вокзалов, зданий, строений (помещений в них), иных мест с пребыванием людей образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, влечет привлечение к административной ответственности по части 2 указанной статьи Кодекса.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Как следует из материалов дела, 19.06.2020 года в 10:50 часов несовершеннолетний ФИО1 находился по адресу: <адрес> в месте с пребыванием людей – в магазине «Магнит» без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора).

Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Костромы от 18.06.2020 года ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст.20.6.1 ч.1 КоАП РФ. Постановление вступило в законную силу 03.08.2020 года. Таким образом, на момент совершения правонарушения 19.06.2020 года постановление от 18.06.2020 года не вступило в законную силу.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (ст. 24.1 КоАП РФ).

Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Недостатки протокола об административном правонарушении подлежат устранению путем внесения в протоколы соответствующих исправлений и дополнений. При этом должны быть соблюдены требования статей 27.12, 28.2 КоАП РФ и иных положений нормативных актов, а также обеспечены установленные статьей 25.1 названного Кодекса гарантии прав защиты лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 19.06.2020 года, составленному в отношении ФИО1, в нем имеются не оговоренные и заверенные надлежащим образом исправления при указании части ст.20.6.1 КоАП РФ – с ч.1 на ч.2, при этом описание события совершенного правонарушения не содержит указания на повторность допущенных нарушений. Аналогичные исправления в части ст.20.6.1 КоАП РФ имеются и в иных документах, содержащихся в материалах дела - в рапортах сотрудников ПДН, а также имеются документы, в которых указана квалификация действий ФИО1 по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ. Так, частности законный представитель несовершеннолетнего ФИО1 уведомлялась о времени и месте составления протокола в отношении ее сына по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, несовершеннолетний ФИО1 ходатайствовал о рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, без его участия.

В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Таким образом, на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного выше Кодекса, и иные материалы подлежали возвращению должностному лицу, их составившему, для устранения недостатков.

Однако комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Кострома на стадии подготовки к рассмотрению дела указанным выше противоречиям оценка не дана, протокол об административном правонарушении и иные материалы в УМВД России по г. Костроме не возвращены.

Такая в настоящий момент возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.

Допущенное нарушение требований КоАП РФ является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого по нему решения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая изложенное, постановление о привлечении к административной ответственности несовершеннолетнего ФИО1, а соответственно и определение о взыскании штрафа с законного представителя подлежат отмене, а производство по делу подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.5-30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Жалобу законного представителя несовершеннолетнего ФИО1ФИО2 удовлетворить:

постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Кострома от 13.08.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.6.1 ч.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1, и определение от 13.08.2020 года о взыскании штрафа с законного представителя - отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток с момента получения его копии в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья Т.С.Кулакова