РЕШЕНИЕ 26.10.2023 года г. Самара Октябрьский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Лазарева Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Предприятие сервисного обслуживания и защиты газопроводов» - ФИО1 на постановление № 63/6-197-23-ИЗ/12-18033-И/535 от 12.09.2023 года о назначении административного наказания старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО2 в отношении ООО «Предприятие сервисного обслуживания и защиты газопроводов», по делу № 12-803/23 об административном правонарушении, предусмотренном по ч. 1. ст. 5.27.1 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Постановлением № 63/6-197-23-ИЗ/12-18033-И/535 от 12.09.2023 года о назначении административного наказания старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО2 ООО «Предприятие сервисного обслуживания и защиты газопроводов» (далее по тексту - ООО «ПСО и ЗГ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1. ст. 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей. Из постановления следует, что в Государственную инспекцию труда в Самарской области 30.06.2023 г. поступило извещение о тяжелом несчастном случае, произошедшем 27.06.2023 г. с водителем автомобиля ФИО3, работником ООО «ПСО и ЗГ». В соответствии с приказом от 04.07.2023 г. № 166 «О создании комиссии по расследованию несчастного случая» ООО «ПСО и ЗГ» проведено расследование тяжелого несчастного случая в срок с 04.07.2023 г. по 03.08.2023 г. Согласно пункта 59 типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 03.10.2008 № 543н водителю автомобиля полагаются следующие средства индивидуальной защиты (далее по тексту – СИЗ): костюм хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, или костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, или комбинезон хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, или комбинезон из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий 1 на 1 год, рукавицы комбинированные двупалые или перчатки комбинированные 4 пары на 1 год, сапоги кожаные или ботинки кожаные 1 пара на 1 год, жилет сигнальный 2-го класса защиты 1 на 1 год. Согласно пункту 16 норм выдачи бесплатной спецодежды, рабочей обуви, головных уборов и защитных средств для работников ООО «ПСО и ЗГ» утвержденные генеральным директором ООО «ПСО и ЗГ» ФИО4 08.02.2021 водителю легкового автомобиля полагаются следующие СИЗ: костюм х/б (полукомбинезон х/б, комбинезон х/б) 1 на 24 месяца, ботинки кожаные 1 пара на 24 месяца, перчатки х/б с пвх наладонником 6 пары па 12 месяцев, сигнальный жилет 1 до износа но не менее года, согласно пунктов 49, 181 приказа Минздравсоцразвития России от 03.10.2008 № 543н. Согласно пункта 1.1 положения по обеспечению работников предприятия специальной одеждой, специальной обовью, головными уборами и другими средствами индивидуальной защиты угвержденное генеральным директором ООО «ПСО и ЗГ» ФИО5 11.05.2021 настоящее положение разработано в соответствии с межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью, головными уборами и другими средствами индивидуальной защиты, утверждёнными приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 29011 от 01.06.2009 г. В силу пунктов 2.4, 2.5 нормы выдачи СИЗ для работников предприятия разработаны на основании типовых норм бесплатной выдачи СИЗ и утверждены по результатам специальной оценки условий труда, администрация предприятия имеет право с учётом мнения работников и своего финансового-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи СИЗ, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от температурных условий или загрязнений. Согласно пункту 10 Правил № 776н работодатель обязан организовать учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты и смывающих средств, а также за своевременным возвратом СИЗ по истечении нормативного срока эксплуатации или срока годности СИЗ либо в случае досрочного выхода СИЗ из строя. Согласно пункту 25 Правил №776н выдача работникам и возврат ими СИЗ, выдача дерматологических СИЗ, смывающих средств фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ (в электронном или бумажном виде), рекомендуемый образец которой предусмотрен приложением № 2 к Правилам. Согласно пункту 16 Правил №776н нормы должны обеспечивать равноценную (в том числе, в случае замены СИЗ) или превосходящую (за счет расширения номенклатуры или увеличения количества выдаваемых СИЗ, либо за счет выдачи СИЗ, обеспечивающих более широкий спектр защитных свойств) по сравнению с Едиными типовыми нормами, защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов и опасностей, выявленных при проведении СОУТ и ОПР. Согласно пункту 54 Правил № 776н работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при его наличии) может осуществлять замену одного СИЗ, указанного в Единых типовых нормах, на другое, обеспечивающее равноценную или превосходящую по своим свойствам защиту от вредных и (или) опасных производственных факторов и опасностей, установленных по результатам СОУТ и ОПР с отражением результатов замены в Нормах. Согласно пункту 55 Правил № 776н работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при его наличии) заменять несколько видов СИЗ на один, обеспечивающий совмещенную защиту, которая по своим свойствам равноценна или превосходит защиту от вредных и (или) опасных производственных факторов и опасностей, установленных по результатам СОУТ и ОПР, в случае, если это подтверждается эксплуатационной документацией изготовителя на соответствующие СИЗ с совмещенной защитой. Информация о замене СИЗ отражается в Нормах. ООО «ПСО и ЗГ» согласно нормам выдачи бесплатной спецодежды, рабочей обуви, головных уборов и защитных средств для работников ООО «ПСО и ЗГ» утвержденные генеральным директором ООО «ПСО и ЗГ» ФИО5 08.02.2021 продлило сроки носки СИЗ водителю автомобиля ФИО3, а именно: костюм х/б (полукомбинезон х/б, комбинезон х/б) на 1 год, ботинки кожаные на 1 год. Осмотрена личная карточка учета выдачи СИЗ водителя автомобиля (совмещ.монтср) ФИО3 установлено, что он обеспечен следующими СИЗ: костюм х/б (дата выдачи 19.07.2021), жилет сигнальный (дата выдачи 19.07.2021), плащ нс промокающий (дата выдачи 19.07.2021), кепка (дата выдачи 23.08.2021), сапоги резиновые (дата выдачи 23.08.2021), ботинки (дата выдачи 23.08.2021), костюм х/б (дата выдачи 23.06.2021), костюм утепленный (дата выдачи 17.11.2021), сапоги утепленные (дата выдачи 17.11.2021). Из постановления должностного лица следует, что ООО «ПСО и ЗГ» не обеспечило приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты водителю автомобиля ФИО3 в полном объеме: не выдано - костюм хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий 1 на 1 год, рукавицы комбинированные двупалые или перчатки комбинированные 4 пары на 1 год, сапоги кожаные или ботинки кожаные 1 пара на 1 год, жилет сигнальный 2-го класса защиты 1 на 1 год. Согласно личной карточки учета выдачи СИЗ: водителя автомобиля ФИО3 установлено, что в графах «сертификат соответствия №» отсутствуют номера деклараций или сертификатов соответствия на выданные средства индивидуальной защиты, чем нарушены требования ст. ст. 22, 214, 221 ТК РФ ООО «ПСО и ЗГ» не организован надлежащий учет и контроль выдачи СИЗ водителю автомобиля ФИО3 Согласно пункта 47 Правил обеспечения №776н выдача работникам дерматологических СИЗ осуществляется ежемесячно, кроме времени отсутствия на рабочем месте по причине нахождения в отпуске. Дерматологические СИЗ, оставшиеся неиспользованными по истечении отчетного периода (один месяц), могут быть использованы в следующем месяце при соблюдении срока годности. Выдача дерматологических СИЗ фиксируется в личной карточке учета выдачи СИЗ работнику с указанием информации о способе выдачи данного вида СИЗ - лично (индивидуально) или с использованием дозирующих систем. Данная информация отражается в личной карточке учета выдачи СИЗ с соответствующей отметкой в графе "Лично/дозатор". Согласно личной карточки учета выдачи учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств на водителю автомобиля ФИО3 установлено, что не указаны пункты типовых норм и номера сертификатов соответствия на выданные средства защиты, что является нарушение требований ст. 22, 214 ТК РФ, ООО «ПСО и ЗГ» не организовало надлежащий учет и контроль выдачи смывающих и обезвреживающих средств на водителя автомобиля ФИО3 Согласно инструкции №1-3 по охране труда для водителей автомобиля утвержденные генеральным директором ООО «ПСО и ЗГ» ФИО5 08.08.2019 установлено, что в разделе Общие требования охраны труда" не отражено: перечень специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными государственными нормативными требованиями охраны труда, или ссылку на локальный нормативный акт, в разделе "Требования охраны труда в аварийных ситуациях" не отражены: действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья (исходя из результатов оценки профессиональных рисков), в разделе "Требования охраны труда по окончании работ" не отражено: процесс извещения руководителя работ о недостатках, влияющих па безопасность труда, обнаруженных во время работы, чем не соответствует требованиям подпункта г) пункта 22, подпункта г) пункта 25, подпункта д) пункта 26 основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, утвержденные приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 772н. В связи с изложенным ООО «ПСО и ЗГ» вменен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Не согласившись с вышеуказанным постановлением, защитник ООО «Предприятие сервисного обслуживания и защиты газопроводов» - ФИО1 обратился 18.09.2023 г. (согласно штампу на почтовом конверте) в Октябрьский районный суд г. Самары с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление изменить в части назначения наказания. Защитник ООО «Предприятие сервисного обслуживания и защиты газопроводов» - ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал. Кроме того, пояснил, что при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом, ему не были разъяснены права и обязанности в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ, а также другие права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. В судебном заседании старший государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО2 в судебном заседании пояснил, что права, предусмотренные нормами КоАП РФ, защитнику ООО «Предприятие сервисного обслуживания и защиты газопроводов» разъяснялись, но письменно данный факт не зафиксирован ни в каких документах. Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников судебного заседания, приходит к следующему. Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. Объектом правонарушения по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере труда. Объективная сторона административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ выражается в нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 - 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Субъектом ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ выступают лица, допустившие нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, к которым относятся: должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица. С субъективной стороны правонарушение по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ может быть совершено как в форме умысла, так и по неосторожности. Согласно ч. 1 ч. ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Из протокола № 63/6-197-23-ИЗ/12-18031-И/535 от 12.09.2023 г. об административном правонарушении старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО2 следует, что отсутствуют доказательства разъяснения защитнику ООО «Предприятие сервисного обслуживания и защиты газопроводов» в полном объеме прав и обязанностей по ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ, поскольку в протоколе отсутствует подпись защитника ООО «Предприятие сервисного обслуживания и защиты газопроводов» о разъяснении ему прав по ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ, равно как отсутствует запись о том, что он отказывается от подписи. По смыслу положений статей 28.2, 25.1, 25.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его законного представителя. При этом лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также его законному представителю должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, возражать относительно его существа и обстоятельств. В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются сведения, необходимые для разрешения дела. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела. Существенное нарушение при составлении протокола об административном правонарушении требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для возвращения протокола составившему его должностному лицу. Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно. Несоблюдение требований названного Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона. Таким образом, протокол № 63/6-197-23-ИЗ/12-18031-И/535 от 12.09.2023 г. об административном правонарушении старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО2, является недопустимым доказательством. Указанное обстоятельство не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, что может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу административного правонарушения. Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Таким образом, с учетом доводов явившихся в судебное заседание лиц, отсутствия иных доказательств (помимо пояснений должностного лица) того, что права по ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ защитнику ООО «ПСО И ЗГ» разъяснялись и, с учетом, ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, должностным лицом не соблюдены все требования КоАП РФ, имеющие значение для принятия законного и обоснованного решения по делу, в связи с чем, постановление не может быть признано законным и обоснованным. Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. С учетом вышеизложенного, считаю, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в действиях ООО «ПСО И ЗГ» отсутствует, поскольку не доказано наличие в его действиях объективной стороны указанного административного правонарушения. Таким образом, постановление № 63/6-197-23-ИЗ/12-18033-И/535 от 12.09.2023 года о назначении административного наказания старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО2 в отношении ООО «Предприятие сервисного обслуживания и защиты газопроводов», по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч. 1. ст. 5.27.1 КоАП РФ, подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. В связи с изложенным, доводы заявителя жалобы об изменении постановления должностного лица в части исключения назначенного наказания не подлежат удовлетворению, в связи с прекращением производства по делу. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья РЕШИЛ: Жалобу защитника ООО «Предприятие сервисного обслуживания и защиты газопроводов» – удовлетворить частично. Постановление № 63/6-197-23-ИЗ/12-18033-И/535 от 12.09.2023 года о назначении административного наказания старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО2 в отношении ООО «Предприятие сервисного обслуживания и защиты газопроводов» по ч. 1. ст. 5.27.1 КоАП РФ, – отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. В остальной части в удовлетворении жалобы защитника ООО «Предприятие сервисного обслуживания и защиты газопроводов» – отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения. Судья /подпись/ Р.Н. Лазарев Копия верна. Судья: Секретарь: |