ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-804/2017 от 12.07.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья: Михайлова Л.А.

дело № 12-804/2017

РЕШЕНИЕ

г. Симферополь 12 июля 2017 г.

Судья Верховного Суда Республики Крым Хожаинова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сельскохозяйственного производственного кооператива «Правда» на постановление судьи Первомайского районного суда Республики Крым от 5 мая 2017 г. по делу № 5-41/2017 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сельскохозяйственного производственного кооператива «Правда»,

установил:

постановлением судьи Первомайского районного суда Республики Крым от 5 мая 2017 г. Сельскохозяйственный производственный кооператив «Правда» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 170000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель Сельскохозяйственного производственного кооператива «Правда» ФИО1 подал жалобу, в которой просил отменить обжалуемое постановление.

В обоснование жалобы ссылался на то, что при рассмотрении дела по существу судья районного суда, в нарушение положений статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрел указанное дело без всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств по делу, не дал оценки, что юридическое лицо не было уведомлено о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем было лишено возможности знакомиться с материалами дела и предоставлять свои объяснения. Также заявитель указывает, что протокол об административном правонарушении был составлен с нарушением срока, предусмотренного статьёй 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законный представитель Сельскохозяйственного производственного кооператива «Правда» ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежаще.

Старший государственный инспектор Крымского территориального отдела Южного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2, представитель Южного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО3 против удовлетворения жалобы возражали, постановление судьи просили оставить без изменения.

Участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, в связи с чем, прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, считаю необходимым указать следующее.

В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 4 апреля 2017 г., при проведении сверки реестра Южного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта было выявлено, что СПК «Правда» осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность с опасными грузами: «Аммония нитрат», который в соответствии с Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утверждёнными МЧС РФ 31 октября 1996 г. № 9/733/3-2, МПС РФ 25 ноября 1996 г. № ЦМ-407, отнесён к третьему классу опасности, аварийная карточка № 509. Письмом от 23 марта 2017 г. № 409/ЦТО Обособленного подразделения «Центр транспортного обслуживания» Федерального государственного унитарного предприятия «Крымская железная дорога» были представлены документы на грузовые операции с опасными грузами, выполненные СПК «Правда», которые производились в период с 24 февраля 2017 г. по 25 февраля 2017 г. (форма ГУ-45-ВЦ). Согласно дорожной ведомости (форма ГУ-29у-ВЦ) № 25 февраля 2017 г. на железнодорожную станцию Воинка Федерального государственного унитарного предприятия «Крымская железная дорога» в адрес грузополучателя СПК «Правда» прибыл гружённый вагон № 55089858 с опасным грузом «Аммония Нитрат», который в 17 часов 30 минут был подан на железнодорожный выставочный путь ИП «Новиков», с которым у СПК «Правда» заключён договор эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования -ДЦСМ/16 от 16 декабря 2016 г., о чем свидетельствует памятка приёмосдатчика на подачу вагонов (форма ГУ-45 ВЦ) . Согласно уведомлению о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь СПК «Правда» формы ГУ-2б от 26 февраля 2017 г. в 10 часов 30 минут вагон № 55089858 был предъявлен к отправлению в порожнем состоянии после грузовых операций (выгрузка). В 13 часов 30 минут 27 февраля 2017 г. вагон № 55089858 убран с железнодорожного пути ИП «Новиков» после грузовой операции (выгрузка), согласно памятки приёмосдатчика на уборку вагонов. В соответствии с корешком дорожной ведомости № ЭА647630 вагон № 55089858 в порожнем состоянии из под груза «Аммония нитрат» АК-509 был оформлен 27 февраля 2017 г. для отправления на железнодорожную станцию Невинномысская Северо-кавказкой железной дороги – филиала ОАО «РЖД» с железнодорожной станции Воинка ФГУП «Крымская железная дорога» в порожнем состоянии.

Признавая СПК «Правда» виновным в совершении вменённого правонарушения, судья районного суда пришел к выводу о наличии в его действиях состава части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем, судьёй районного суда не учтено следующее.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.

По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трёх дней со дня составления указанного протокола.

Порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, установлен статьёй 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 названной статьи лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В настоящей жалобе законный представитель СПК «Правда» ФИО1 заявляет, что о составлении 4 апреля 2017 г. в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо не извещалось, протокол составлен в отсутствие законного представителя с нарушением требований названного Кодекса.

Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 4 апреля 2017 г. в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.

В указанном протоколе отсутствуют сведения о времени его составления.

При этом сведений об извещении СПК «Правда» о месте и времени составления протокола об административном правонарушении в материалах дела не имеется.

Содержащаяся в материалах дела телеграмма (исх. от 29 марта 2017 г.) (л.д. 15) к доказательствам надлежащего извещения юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении отнесена быть не может, в силу следующего.

Приказом Мининформсвязи Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. № 108 утверждены Требования к оказанию услуг телеграфной связи в части приёма, передачи, обработки, хранения и доставки телеграмм (далее - Требования № 108), которые определяют порядок оказания услуг телеграфной связи в части эксплуатационных и технологических процессов приёма, передачи, обработки, хранения и доставки телеграмм на сети телеграфной связи Российской Федерации и являются обязательными для всех операторов связи, участвующих в оказании услуг телеграфной связи.

Данными Требованиями № 108 установлен порядок вручения телеграмм.

Каждая телеграмма должна быть вручена адресату по расписке, установленной Ф. ТГ-32, с указанием им даты, местного времени вручения и подписи. Телеграммы, адресованные гражданам по месту их нахождения (жительства), должны вручаться лично адресату или (в его отсутствие) совершеннолетнему члену семьи (пункты 330, 331 Требований № 108).

Согласно пункта 333 Требований N 108 телеграммы, адресованные организациям и (или) должностным лицам, а также в адреса войсковых частей, полевых почт, морских и речных судов либо по месту временного нахождения граждан (общежития, дома отдыха, пансионаты, санатории, оздоровительные лагеря, больницы и т.п.), вручаются уполномоченным на получение телеграмм для последующего вручения адресатам.

В соответствии с пунктом 63 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. № 222 «Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи» вручение телеграмм гражданам по месту их нахождения (жительства) или уполномоченным лицам в пунктах назначения (для телеграмм, адресованных организациям, а также направляемых по адресу войсковых частей, полевых почт, морских и речных судов либо по месту временного нахождения граждан) должно осуществляться только под расписку с указанием даты и местного времени.

Вместе с тем, в нарушение приведённых положений Требований № 108, в материалы дела не представлено доказательств того, что указанная телеграмма вручена адресату.

Из данных о направлении телеграммы (л.д. 15-16) следует, что она направлена без подтверждения о вручении телеграммы адресату.

Более того, информация о том, что протокол об административном правонарушении будет составляться в отношении юридического лица, а не в отношении его законного представителя, как должностного лица, в тексте телеграммы отсутствует (л.д. 15).

Данные, позволяющие сделать вывод о том, что Сельскохозяйственный производственный кооператив «Правда» был уведомлен о необходимости явиться для составления протокола в указанное время по месту нахождения органа, осуществляющего государственный железнодорожный надзор, отсутствуют.

Предоставленная представителями Южного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта копия телеграммы от 10 июля 2017 г. 0095/02 также не содержит сведений об извещении СПК «Правда» о месте и времени составления протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица.

При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен в отношении СПК «Правда» в отсутствие его законного представителя или защитника с нарушением требований, предусмотренных статьёй 28.2 названного Кодекса. Лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не были созданы необходимые условия для реализации права на непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении.

Указанное нарушение является существенным, влекущим нарушение права на защиту юридического лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Изложенное судьёй районного суда оставлено без внимания, требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

В связи с указанным, постановление судьи Первомайского районного суда Республики Крым от 5 мая 2017 г., вынесенное в отношении СПК «Правда» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Республики Крым жалобы СПК «Правда» срок давности привлечения его к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истёк, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

жалобу Сельскохозяйственного производственного кооператива «Правда» удовлетворить.

Постановление судьи Первомайского районного суда Республики Крым от 5 мая 2017 г., вынесенное в отношении Сельскохозяйственного производственного кооператива «Правда» по делу № 5-41/2017 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьёй 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья О.В. Хожаинова