№ 12-805/2019
Р Е Ш Е Н И Е
26 сентября 2019 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи - Месяца О.К.,
при секретаре Менжинской О.В.,
с участием: представителя Министерства внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе начальника отдела контроля за соблюдением бюджетного законодательства контрольно-ревизионного управления Министерства внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области ФИО2 на постановление от 05 июня 2019 года мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г.Оренбурга по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г.Оренбурга от 05.06.2019 года Наумова М.Г. освобождена от административной ответственности, предусмотренной ст.15.11 КоАП РФ на основании пункта 4 части 1.1 ст.29.9 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым постановлением мирового судьи от 05.06.2019 года, начальник отдела контроля за соблюдением бюджетного законодательства контрольно-ревизионного управления Министерства внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области ФИО2 обратилась с жалобой в Ленинский районный суд г.Оренбурга в которой просит постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседаниипредставитель Министерства внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области действующая на основании доверенности ФИО1 поддержала доводы жалобы и просила ее удовлетворить.
В судебное заседание Наумова М.Г. не явилась, была извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, суд пришел к выводу об удовлетворении жалобы.
Согласно протокола об административном правонарушении № ... от 06 мая 2019 года, Наумова М.Г., работающая ...», совершила административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении на том основании, что по результатам проведения проверки использования бюджетных средств, а также сохранности и эффективности использования закрепленного за учреждением имущества, установлено искажение на 100 % показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности формы 0503769 «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности учреждения» по виду финансового обеспечения (деятельности) «Собственные доходы учреждения» виду задолженности «Дебиторская» по состоянию на 01.01.2019 выраженных в денежном выражении - графы 11 раздела 1 «Сведения о дебиторской (кредиторской) задолженности» и раздела 2 «Сведения о просроченной задолженности» о наличии просроченной дебиторской задолженности и отсутствие у экономического субъекта в течение установленных сроков хранения первичных учетных документов, подтверждающих возникновение дебиторской задолженности в сумме 848 606 руб. 54 коп. по счету 2.205.31 «Расходы по доходам от оказания платных услуг».
Так, Наумовой М.Г. были допущены следующие нарушения требований к бухгалтерскому учету:
1) искажение (занижение) на 100% показателя бухгалтерской отчетности формы 0503769 «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности учреждения» по виду финансового обеспечения (деятельности) «Собственные доходы учреждения» по состоянию на 01.01.2019, а именно неотражение сведений о просроченной дебиторской задолженности на сумму ...
2) отсутствие первичных учетных документов, подтверждающих данные оборотной ведомости по дебету счета 2.205.31 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)» по состоянию на 01.01.2019 года о наличии дебиторской задолженности в сумме ...
Частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В соответствии с пунктом 1 Примечания к статье 15.11 КоАП РФ под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается:
искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов (абзац 3);
отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов в течение установленных сроков хранения таких документов (абзац 7).
Пункт 1 Примечания к ст. 15.11 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях:
- представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации;
- исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Довод заявителя жалобы об отсутствии в материалах дела документальных доказательств освобождающих Наумову М.Г. от административной ответственности суд полагает обоснованным.
В соответствии с требованиями ч.ч. 8, 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта. Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.
Утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности предусмотрено рядом федеральных законов, регламентирующих деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий, обществ с ограниченной ответственностью, производственных кооперативов, акционерных обществ, сельскохозяйственных коопераций. Данные федеральные законы предусматривают утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности собственниками имущества предприятий, общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью и т.д.
Деятельность государственных бюджетных учреждений регламентирована Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», который предусматривает утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности только в отношении автономных некоммерческих организаций и некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов).
Таким образом, федеральными законами не предусмотрено утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного бюджетного учреждения и она считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта.
В ходе проверки было установлено, что бухгалтерская отчетность формы 0503769 «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности учреждения» по виду финансового обеспечения (деятельности) «Собственные доходы учреждения» по состоянию на 01.01.2019, содержащая искаженные данные в отношении показателя просроченной дебиторской задолженности, была подписана главным бухгалтером и руководителем Учреждения и 18.02.2019 направлена учредителю - в министерство здравоохранения Оренбургской области для формирования сводной бухгалтерской отчетности.
В отношении допущенного Наумовой М.Г. нарушения, заключающегося в искажении показателя бухгалтерской отчетности, возможно применение пункта 2 Примечания к статье 15.11 КоАП РФ в случае исправления ошибки до момента утверждениябухгалтерской отчетности.
При этом имевшаяся в бухгалтерской отчетности ошибка (искажение) до утверждения (а в данной ситуации - до подписания) бухгалтерской (финансовой) отчетности исправлена не была.
Представленные защитником Наумовой М.Г. при рассмотрении дела мировым судьей сведения о дебиторской и кредиторской задолженности учреждения датированы 01.06.2019г., т.е. после её подписания и направления 18.02.2019г. бухгалтерской отчетности.
Таким образом, оснований для применения положений пункта 2 Примечания к статье 15.11 КоАП РФ и освобождения Наумовой М.Г. от административной ответственности у суда не имелось.
Кроме того, в постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении от 05.06.2019 года указано на освобождение Наумовой М.Г. от административной ответственности, предусмотренной ст. 15.11 КоАП РФ.
Вместе с тем, с 10.04.2016 года Федеральным законом от 20.03.2016 года №77-ФЗ статья 15.11 КоАП РФ была изложена в новой редакции, которая предусматривает квалификацию действий по грубому нарушению требований к бухгалтерскому учету по части 1 и по части 2.
Действия Наумовой М.Г. в протоколе об административном правонарушении №... от 06.05.2019 были квалифицированы по части 1 статьи 15.11КоАП РФ.
Таким образом, при рассмотрении дела мировым судьей применена недействующая редакция статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г.Оренбурга по делу об административном правонарушении от 05.06.2019 года подлежит отмене, а дело направлению мировому судье на новое рассмотрение, в ходе которого мировому судье следует установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дать оценку всем доводам, изложенным в жалобе, отразив в судебном акте мотивы их принятия или отказа, и, в зависимости от установленного, вынести решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ст. 30.7 КоАП РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Жалобу начальника отдела контроля за соблюдением бюджетного законодательства контрольно-ревизионного управления Министерства внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области - ФИО2 на постановление от 05.06.2019 года мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г.Оренбурга по делу об административном правонарушении – удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г.Оренбурга от 05.06.2019 года по делу об административном правонарушении в отношении Наумовой Марины Геннадьевны – отменить.
Дело об административном правонарушении по ст.15.11 КоАП РФ в отношении Наумовой Марины Геннадьевны возвратить мировому судье судебного участка № 6 Ленинского района г.Оренбурга на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения обжаловано может быть в Оренбургский областной суд.
Судья: подпись О.К.Месяц