ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-805/2014 от 22.07.2014 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

 Дело №12-805/2014

 РЕШЕНИЕ

 Судья Сыктывкарского городского суда РК Маркова Г.Н.,

 рассмотрев в г. Сыктывкаре 22 июля 2014 года жалобу должностного лица – генерального директора ЗАО ... Хохлова И.В на постановление начальника ИФНС России по городу Сыктывкару № ... от ** ** ** года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи ст. 14.5 КоАП РФ,

 установил:

 Постановлением начальника ИФНС России по городу Сыктывкару № ... от ** ** ** года должностное лицо   ЗАО ... Хохлов И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, по факту неприменения в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа  

 Не согласившись с указанным постановлением, Хохлов И.В. обратился с жалобой в суд, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

 В обоснование жалобы указано, что в его действиях, как генерального директора ЗАО ..., отсутствует состав административного правонарушения, поскольку директором   Филиала ЗАО ... является ... И.Б., в обязанности которого входит организация и осуществление контроля за порядком ведения кассовых операций.

 Также считает, что неприменение контрольно-кассовой техники при
выплате выигрышей не образует состав административного правонарушения
предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, поскольку такой порядок не установлен законом, в соответствии с действующим законодательством обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей применять контрольно-кассовую технику отсутствует в случае выплаты (выдачи) наличных денежных средств.

 Кроме того, налоговый орган не наделен полномочиями по осуществлению проверки применения контрольно-кассовой техники в случае выплаты (выдачи) наличных денежных средств.

 Заявитель указывает, что в соответствии с п. 11.4 приказа Министерства финансов от 15 июня 2012 г. №82н «Об утверждении Регламента Министерства финансов Российской Федерации» Минфин России не даёт разъяснений по толкованию норм, терминов, понятий законодательства РФ и практики его применения. В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 г. №329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», Министерство Финансов не вправе устанавливать не предусмотренные законом функции и полномочия федеральных органов государственной власти, при этом, ссылаясь на п.4 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ, делает вывод о том, что выигрыш - это результат азартной игры и выплата выигрыша не является оплатой товаров, работ, услуг, следовательно, неприменение контрольно-кассовой техники при продаже товаров, выполнения работ, оказания услуг в случае выплаты (выдачи) наличных денежных средств не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

 Считает ссылку Инспекции на Определение Конституционного Суда РФ от 09.06.2005 г. №222-0 несостоятельной поскольку ЗАО ... не осуществляет деятельность по приему металлолома.

 В судебном заседании Хохлов И.В. участия не принимает, извещен надлежащим образом, в письменные материалы дела представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

 Представитель административного органа против удовлетворения жалобы возражает.

 Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

 Должностному лицу – генеральному директору ЗАО ... Хохлову И.В. вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.

 В ходе проведения ИФНС России по городу Сыктывкару проверки соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, полноты учета выручки в Обособленном подразделении ЗАО ... по адресу: г. Сыктывкар, ..., за период 01.04.2014г., 02.04.2014г., 03.04.2014г. установлено, что Общество осуществляет деятельность по организации азартных игр в пункте приема ставок букмекерской конторы.

 В рамках указанной деятельности организация осуществляет наличные денежные расчеты с участниками азартных игр — физическими лицами.

 Для осуществления наличных денежных расчетов в пункте приема ставок букмекерской конторы ЗАО ... установлена контрольно-кассовая техника (ККТ) в количестве 1 единицы .

 Помимо наличных денежных расчетов в случае приема ставок от участников азартных игр обособленным подразделением осуществляются наличные денежные расчеты в случае выплаты выигрышей участникам азартных игр.

 Проверкой установлено, что в проверяемом периоде из кассы обособленного подразделения производились выплаты выигрышей: 01.04.2014 ... С.О. в сумме ..., №...; 01.04.2014 ... Н.Ю. в сумме ..., №...; 01.04.2014 ... А.В. в сумме ..., №...; 02.04.2014 ... М.Н. в сумме ..., №...; 02.04.2014 ... Н.Ю. в сумме ..., №...; 02.04.2014 ... Н.Ю. в сумме ..., №...; 02.04.2014 ... Н.Ю. в сумме ..., №...; 02.04.2014 Быкову Н.Ю. в сумме ..., №...; 02.04.2014 ... П.А. в сумме ..., №... 02.04.2014 ... А.В. в сумме ..., №...; 03.04.2014 ... А.В. в сумме ..., №...; 03.04.2014 ... Н.Ю. в сумме ..., №...; 03.04.2014 ... С.Н. в сумме ..., №...; 03.04.2014 ... П.А. в сумме ..., №...; 03.04.2014 ... А.В. в сумме ..., №...; 03.04.2014 ... Р.Ю. в сумме ..., №...

 Все перечисленные наличные денежные расчеты обособленного подразделения с участниками азартных игр осуществлялись без применения контрольно-кассовой техники, в результате чего был нарушен п.1 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

 В соответствии с частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

 Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ определено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

 Федеральным законом от 23.07.2013 N 198-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований" внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которыми деятельность по организации проведения азартных игр определена как деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

 В целях реализации положений Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организаторы азартных игр обязаны осуществлять денежные расчеты с применением контрольно-кассовой техники при оказании услуг по организации и проведению азартных игр с 21 января 2014 года, то есть с даты вступления в силу изменений в Закон N 244-ФЗ.

 Довод Хохлова И.В. о том, что налоговый орган не наделен полномочиями по осуществлению проверки применения контрольно-кассовой техники в случае выплаты (выдачи) наличных денежных средств является несостоятельным, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" налоговым органам предоставляется право осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

 Судом не принимается довод лица, привлекаемого к административной ответственности, о том, что он не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку в соответствии с должностными обязанностями организация и осуществление контроля за порядком ведения кассовых операций входит в круг обязанностей директора   Филиала ЗАО ... ... И.Б.

 В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

 В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц, сформированным по состоянию на 01.04.2014 года и на 18.04.2014 года, на дату совершения административного правонарушения генеральным директором ЗАО ... являлся Хохлов И.В.

 Обязанность по организации и осуществлению контроля за порядком ведения кассовых операций при осуществлении денежных расчетов, связанных с выплатой выигрышей участникам азартных игр, возложена на генерального директора Общества.

 У заявителя имелась возможность для соблюдения требований закона по порядку применения контрольно-кассовой техники, которая имелась в наличии у Общества, Хохловым И.В. не были предприняты меры для соблюдения норм действующего законодательства.

 Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Действия Хохлова И.В. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Вывод о наличии вины Хохлова И.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями ст. ст. 2.1 и 2.2 КоАП РФ.

 Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

 Нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание постановления должностного лица незаконными и необоснованными, не установлено.

 С учетом представленных доказательств суд приходит к выводу о том, что основания для отмены постановления начальника ИФНС России по городу Сыктывкару № ... от ** ** ** года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи ст. 14.5 КоАП РФ, отсутствуют.

 Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

 Р Е Ш И Л :

 Постановление начальника ИФНС России по городу Сыктывкару № ... от ** ** ** года, которым должностное лицо   ЗАО ... Хохлов И.В признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи ст. 14.5 КоАП РФ, - оставить без изменения, жалобу Хохлова И.В – без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней с момента вручения или получения копии решения.

 Судья Г.Н. Маркова